Персона
Елизавета Коновалова и Ася Комарова в проекте современного искусства Artist Talk в Воронеже
- Текст: Ирина Туркулец
- Фото: Максим Махов
В эти выходные в Воронежском центре современного искусства европейские художницы - Елизавета Коновалова (Франция) и Ася Комарова (Нидерланды) рассказали о своей жизни заграницей. Встреча под названием Artist talk подразумевала открытый диалог с художниками. Слушатели могли задавать вопросы об искусстве, творческих поисках и экспериментах. Сложностей с переводом не возникло - обе девушки родились в России и провели здесь часть детства.
В своем творчестве Елизавета использует повседневные предметы и природные объекты – это могут быть вещи из алюминия, карандаши, миллиметровая бумага, и даже снег на улице. Ее больше волнует содержание произведений, нежели их форма.
- Мне хочется наполнять простые вещи разными историями, - говорит о своих работах Елизавета Коновалова, - делать так, чтобы художественные объекты были одновременно нехудожественными, приблизиться к границе между этими понятиями.
Несколько месяцев девушка жила в Швейцарии, где вела дневник наблюдений за рекой, которую было видно из ее окна.
- Я каждый день фотографировала реку, наблюдала за ее изменениями в зависимости от погоды. Когда дневник закончился, я собрала все фотографии в книгу. В ней нет текста, только картинки в хронологическом порядке. В итоге получилось шестьсот фотографий, а в книге около тысячи двухсот страниц.
Еще один швейцарский проект молодой художницы – абстрактный пейзаж внутри заброшенного здания, выполненный простым карандашом.
- Попав в здание, не сразу понимаешь – что это, бетон или цемент? На самом деле это карандашная штриховка. Я разрисовывала стены в течение двух недель, болели кисти рук – пришлось мазаться мазью.
Елизавета прибегала к карандашу не только в качестве техники рисунка, но и как к непосредственному предмету. На фотографии, которую показывает художница, изображено множество сточенных с двух сторон карандашей, напоминающих стрелки компаса, направленные в разные стороны.
- Это просто карандаш, сточенный с двух сторон. У меня была инсталляция, где их было штук пятьсот. Я и представить не могла, что будут мозоли, от того, что ты две недели точишь карандаши.
Вопрос о противоречиях функций предмета волнует художницу постоянно, например, в коллекции чертежной бумаги.
- Я заметила, что у каждого производителя миллиметровой бумаги свой оттенок. Причем, объективной причины, объясняющей это нет. Ведь бумага должна быть стандартной, она предназначена для чертежей и графиков. Когда я выставляю коллекцию, то собираю бумагу по тонам, добиваюсь плавного перехода цвета. Меня занимает вопрос функции, вопрос о бесполезности вещей. Здесь - цвет, в карандаше – форма, появляется удивление, связанное с тривиальными вещами.
Елизавета хочет создать резиденцию для молодых художников в Москве, но об окончательном возращении на родину пока речи не идет:
- Мне бы хотелось переехать обратно, хотя бы на пару лет. Я попала во Францию в бессознательном возрасте, и так просто оборвать все связи там не получится. Наверное, я на стадии подготовки почвы.
Съедобный дом Аси Комаровой
- Я начинала заниматься стрит-артом, но понимала, что мне чего-то не хватает, - вспоминает Ася свои первые работы.- Меня всегда интересовало, почему художник всегда должен находиться на каком-то пьедестале, быть признанным гением? В своем творчестве я говорю о том, что люди с улицы тоже могут быть художниками.
Чтобы избавиться от этого неловкого ощущения возвышения «Над толпой» Ася выполнила работу под называнием « Shame» (« Стыд»). Она написала это слово на траве большими буквами, трава росла и закрывала надпись. В итоге, по словам художницы, стыд растворился.
- Я стала думать о том, что нужно не просто делать что-то для людей, а делать вместе с ними.
Сейчас Ася живет в Нидерландах и занимается паблик-артом, так называемым, общественным искусством. Девушка общается с местными жителями, пытается понять, чего не хватает им в городском пространстве, а затем уже вместе с ними начинает его преобразовывать. Причем в отрыве от государства.
- Мне интересно, как можно альтернативно заниматься экономикой, улучшением быта человека независимо от государства.
Самый крупный проект Аси – «Остановка». Но это не остановка, на которой люди ждут транспорт, чтобы поехать за едой в супермаркет. Это остановка, где жители могут вырастить еду сами. Вместе с жителями ближайшего квартала Ася создала своеобразный парк, где можно не только гулять с детьми, но и выращивать пищу.
- Создание реальности – это моя живопись, - утверждает голландская художница.
Мечта девушки – построить съедобный дом, на стенах которого будут расти овощи и грибы.
- Смысл моего творчества в том, чтобы человек делал что-то для другого человека, а не ради денег. Сейчас все передвижение людей связано с коммерцией, чтобы перемещаться по городу, нужны деньги. Я хочу, чтобы общество отказалось от этого.
В идеальном городе, по мнению девушки, все крыши зданий станут зелеными, люди будут сами выращивать пищу, а машин не будет вовсе.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Спасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки
Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал
Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.