Войти
Персона
31.10.2013 15:38
Композитор Владимир Мартынов в Воронеже: «Уровень публики падает катастрофически»

Композитор Владимир Мартынов в Воронеже: «Уровень публики падает катастрофически»

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: vk.com/vladimir.martynov

На встречу с композитором-философом пришли многие. В Каминном зале Дома композиторов не хватило мест – пришлось ставить дополнительные стулья, а кто-то даже слушал стоя. Желающих приобщиться живому композиторскому слову не остановил даже сильный дождь и беспросветные пробки.

Примеряя платье Алисы, или Что услышали воронежцы в музыке Владимира Мартынова

Услышать человека, утверждающего, что сейчас язык как код ничего не значит, - такая возможность представляется нечасто. У нас она появилась благодаря фестивалю «Панорама музыки России», который проходил в Воронеже с 17 по 20 октября. В нем приняли участие композиторы разных направлений и школ. Владимир Мартынов – один из них.

Автору многостраничной монографии о Мартынове (а такая наверняка появится) будет над чем потрудиться. Его творчество вбирает в себя и академическую музыку, и рок, и кино, и театр, и литературу. Рассуждения Владимира Ивановича об искусстве так же интересны, как его книги и музыкальные опусы. На встрече в Доме композиторов можно было познакомиться и с тем, и с другим, и с третьим: книги продавались у входа в зал, а сам автор говорил немного, зато сыграл два сочинения – «Opus prenatum» и «Танцы на берегу».

Вторая вещь более характерная, может быть, более изысканная, гурманская, хотя Мартынов отвергает это гурманство в музыке. В ней есть и джазовые, и ориентальные мотивы.

«Opus prenatum» - это название, как сказал сам композитор, можно перевести как «Нерожденное произведение» - стало настоящим испытанием для слушателей. Произведение длится около часа. Кому-то оно показалось затянутым, для кого-то пролетело как миг. Рискну предположить, что вторых в зале оказалось меньше, чем первых. «Opus prenatum» - программное сочинение минимализма, к которому причисляет себя Мартынов, яркий пример того, что музыка должна быть сакральным переживанием. Какие ассоциации вызывает она у слушателей? Видимо, у каждого свои. У кого-то это росток, пробивающийся сквозь толщу земли, или стяг на ветру, или колокол. С чем сравнить «Opus prenatum» Мартынова? С картинами из песка? С переменчивостью моря? И как на море можно смотреть не отрываясь, так же, не отрываясь, можно слушать эту музыку, где мажор переходит в минор и наоборот, а диссонанс разрешается гармоничным созвучием. А еще ей хочется подставить лицо навстречу, как ветру или солнцу.

Сам композитор говорит, что в этой музыке нет ничего авторского, в ней есть цитаты, но не явные. Кто-то слышит здесь Рахманинова, кто-то Шопена, а кто-то Баха. Это музыка, освобожденная от композиторского диктата, льющаяся свободным потоком. Она все время меняется, один образ трансформируется в другой, это увлекает, не позволяет расслабиться, уводит слушателя от потребительского отношения к музыке. Мы становимся не просто ее соучастниками, но и соавторами.

Другой вопрос – готовы ли мы, как кэрролловская Алиса, шагнуть в это Зазеркалье? Забыть о привычных формах и структурах? Вернуться в состояние «чистого листа», когда мы еще не умели читать знаки, не важно – буквы или ноты?


- В целом была немного трудная атмосфера, - поделился Владимир Иванович своими впечатлениями о воронежских слушателях после концерта. – Потому что академическая композиторская среда для меня достаточно трудная. А в основном, даже несмотря на какие-то негативные отзывы, мне показалось, что какой-то контакт произошел. Во всяком случае, я это ощутил во время игры.

- Но ведь все Ваше детство, юность прошли в сфере академической музыки. Что же должно было произойти, чтобы Вы ушли в иное?

- Две вещи. Во-первых, когда я попал в первую фольклорную поездку – это было для меня откровение, которое заставило вообще по-другому посмотреть на академическую музыку, а во-вторых – рок-музыка, я же играл в рок-группе. Вот это помогло мне взглянуть на академическую музыку со стороны.

- И что Вы увидели?

- Раньше я думал, что академический музыкант – это один игрок на поле. А тут вдруг выяснилось, что кроме академической музыки есть целые вселенные, которые никак не сообщаются друг с другом. Когда Глинка говорил, что музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем, для меня это совершенно неправильные слова, потому что композиторская музыка и фольклор – они не могут даже сообщаться. Может быть или то, или другое. Конечно, можно использовать какие-то материалы, но это совершенно иная вселенная, построенная по другим законам. Когда мне это открылось, я смог по-другому взглянуть на академическую музыку.

- Но ведь для многих слово «академический» значит «эталонный». Это своего рода снобизм?

- Это даже не снобизм, это заблуждение. Знаете, самая лучшая публика, может быть, которую я сейчас вижу, это публика, которая ходит на «АукцЫон», на Леню Федорова. Не те, кто ходит на Гребенщикова, а вот именно «аукцЫоновские» - люди в районе тридцати лет, умные, продвинутые. С ними можно говорить, потому что с академической публикой… складывается такое впечатление, что они вообще ничего не понимают.

- Хорошо! Не знаю, соглашусь ли… Но ведь когда мы слушаем, скажем Второй концерт Шопена или Третий Рахманинова в разных исполнениях, ведь ради чего-то мы это слушаем и сравниваем?

- Понимаете, если мы говорим о публике, то очень сильно всё переменилось. Той публики, которая была в 60-е, 70-е, даже в 80-е годы, уже практически нет. У нас во всяком случае. Смотрите, что произошло: во времена моего детства каждый третий или четвертый учился в музыкальной школе. И худо-бедно они могли что-то проковырять – Баркаролу Чайковского или там Полонез Огинского. Были те, кого называют аматёр, любитель. Аматёры – это то, что цементирует публику. Если их нет, то и публики нет. Не так давно я попал на концерт Башмета в БЗК, я вообще-то не хожу на концерты. Так я вообще не понял – кто в зале… Что это за люди, ради чего они пришли. Ну, понятно, что это какой-то престиж, реноме и так далее. Но это не то, о чем вы говорите.

- То есть отношение к музыке не должно быть потребительским. Вы с этим, не хочу сказать – боретесь, но, во всяком случае, стараетесь нас как-то повернуть в другую сторону?

- Да, стараюсь. Потребление – это вообще не только проблема музыки, это проблема вообще современного мира. Всё превратилось в продукт потребления, и музыка в частности. И я как музыкант, стараюсь этому противостоять. И, кстати, вот эти неудобоваримые размеры в какой-то степени продиктованы тем, чтобы музыка не была продуктом потребления. Я бы мог всё сыграть за пять минут - и всё было бы ясно. Но вот тогда и получится продукт потребления.

- Как сейчас нужно слушать музыку? Если нет аматёров…

- Нет, это я сейчас про нас говорю, а на западе они есть, особенно в Австрии, там всё в порядке. Вообще, конечно, сейчас везде уровень публики падает, но у нас это уже приобрело совершенно антисанитарные нормы. А вообще надо стремиться к ситуации, где нет потребителя.


Владимир Мартынов – историк и теоретик музыки, философ, композитор.

В 1970 окончил Московскую консерваторию по классу композиции, в 1971 по фортепиано. В 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Увлекся арт-роком: в 1977 году создал рок-группу «Форпост», затем – группу «Бумеранг». Увлечение электроникой и рок-музыкой у Мартынова соединилось с изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока.

Предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан.

Изучал музыку европейского Средневековья и Возрождения. Участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки, исполняющего произведения Италии, Франции, Испании XIII-XIV вв.

С 1979 преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимается расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Создает музыку для богослужения по древним канонам.

Автор книг «Казус VITA NOVA», «Пестрые прутья Иакова», «Зона Opus Posth», «Время Алисы», «Книга книг» и цикла «Автоархеология». Участник мультимедийных проектов и инсталляций, в том числе совместных проектов с Дмитрием Приговым, Львом Рубинштейном, группой «Аукцыон» и Леонидом Федоровым.

Автор музыки к художественным и мультфильмам, среди которых «Поворот», «Михайло Ломоносов», «Темные аллеи», «Остров», «Дом, который построил Джек», «Серебряное копытце», «Шкатулка с секретом» и другие.
В театре сотрудничал с Анатолием Васильевым и Юрием Любимовым.

Музыка Владимира Мартынова прозвучит 3 ноября в зале филармонии в программе концерта ансамбля «Opus Posth».

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеОльховатский и Острогожский районы представили в Воронеже свои творческие отчёты

Марафон дней культуры районов области в столице Черноземья пролучил продолжение.

В РоссииПамятник Юлии Началовой предложили поставить не только в Москве, но и на её родине – в Воронеже

Также в Москве предлагается назвать в её честь улицу, повестить мемориальную доску на доме, где она жила.

В миреКакие страны дали меньше всего баллов России на «Евровидении» и почему оскандалились «профессиональные» жюри

Самыми суровыми по отношению к представителю России оказались Норвегия, Бельгия, Словения и Исландия.

ОбществоСтарейшей аукционный дом России «Русская Эмаль» – торги и аукционы

Выставки антиквариата, произведений искусства, аукционы, торги – это целый мир, который надо знать и понимать.

ТеатрФестиваль «RE:Форма танца» оправдал надежды

Фестиваль украсил афишу региональных событий, специально подготовленных к Году театра в России.

Кино и телевидение«Игра престолов» закончилась громким пшиком, о чём не преминули сообщить критики

«Игра престолов» закончилась, и единственное, что я чувствую, это то, что я зря потратила восемь лет моей жизни».

ПерсонаГубернатор уволил Галину Абричкину

СМИ сообщают, что чиновница решила уйти в бизнес – возглавить отделение крупного российского банка.

ЛитератураПсихологический медицинский триллер Лиз Лоулер «Не просыпайся» вышел в издательстве «Эксмо»

Мрачным, завораживающим и оригинальным назвали этот роман литературные критики.

МузыкаВ Воронеже прошёл Пасхальный концерт церковных хоров и творческих коллективов

Концерт был организован в рамках духовно-просветительского форума «Благодатный огонь в сердце каждого».

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 11-18 мая в мировых СМИ

Конкурс «Евровидение» и кончина Грампи Кэт, природа и культура, драма и комедия. Со всего света.

Зал ожиданияВ Воронежском Доме композиторов вспомнят Эмиля Гилельса

В исполнении Ларисы Вахтель прозвучат произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, С. Рахманинова из репертуара выдающегося пианиста.

ГлавноеВ Воронеже отрылся первый Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского»

Форум кукольников посвящён памяти выдающегося мастера, народного артиста России Валерия Вольховского.