Войти
Персона
21.08.2013 14:06
Выдающемуся драматургу Виктору Розову сегодня исполнилось бы сто лет

В.С. Розов (1913 - 2004)

Выдающемуся драматургу Виктору Розову сегодня исполнилось бы сто лет

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: voronezhdrama.ru

Замечательного драматурга минувшего столетия, автора более 20 пьес, сценария всемирно признанного фильма «Летят журавли» и Кольцовский театр связывало очень многое. Воронежский драмтеатр одним из первых в СССР в начале 1950-х открыл для себя его драматургию. А всего за полстолетия на его сцене поставлено более десяти пьес Виктора Розова.

Несколько поколений актёров прошли на его пьесах школу гражданского мужества и деятельного гуманизма. Но особая судьба выпала на долю воронежской постановки, созданной по пьесе, которую драматург начал писать по горячим следам ещё идущей жестокой войны – в 1943 году.


Спектакль «Вечно живые» Анатолий Иванов поставил в 2000-м – к 55-летию Великой Победы. В 2001-м режиссёр был отмечен дипломом конкурса «Хрустальная Роза Виктора Розова». В 2002-м на международном фестивале постановка получила Гран-при, а ещё через год актриса Магдалена Магдалинина была награждена призом «Хрустальная Роза Виктора Розова» в номинации «Главная женская роль». Сегодня, спустя 13 лет, спектакль ещё в репертуаре. Но не о нём сегодня речь, а об авторе – драматурге, создавшем более 20 пьес, которые пробуждали в людях лучшие чувства в течение полувека, в пору жёсткого идеологического прессинга.

Что же стало основой для появления его пьес? Конечно, личное, пережитое. Вот конкретные факты, относящиеся к нашей пьесе. Из интервью Виктора Розова: «Началась война. У меня правый глаз видит на 10 процентов, у меня белый билет, но я сразу, в первый день войны решил – я должен быть там, где всего труднее. И это – не поза, не литература, я тогда был очень далек от нее, а нормальное честное решение. Много лет спустя я вставил эту фразу в пьесу. "Я должен быть там, где всего труднее…». Это не простая фраза, за ней стоит очень многое, и страшное, как оказалось. На войне я никаких подвигов не совершал, зато настоящий ужас войны испытал в первом же бою. На нас двинулись танки. А мы на лошадках. Пушки наши на конной тяге. Политрук нам сказал: «Ребята – они железные, мы не можем противостоять. Наша задача – бросаться им под ноги и задержать хотя бы на два дня». Они как раз на Москву шли. И мы свою задачу выполнили. Почти все из нашей батареи были убиты. Осталось два человека в живых: я и медсестра. Я был тяжело ранен. Полз я в канаве, по которой текла кровь. «Кровь лилась рекой». Живописно так да? А когда сам ползешь в этой крови – страшнее трудно это представить. Так вот без всякой поэзии, без всяких метафор кровь текла в канаве ручьём, и я полз по земле и ватник мой набух в этой крови… Я своей душой прошёл этот ужас и не жалею об этом».

Всё это происходило трагической осенью 1941-го, ещё до начала контрнаступления советских войск под Москвой. А на её защиту бросили почти безоружных солдат из московского ополчения, в котором и оказался Виктор Розов. После того боя чудом выжил, долго лечился, стал инвалидом. Обо всём этом он подробно вспоминает и в своей автобиографической повести «Путешествие в разные стороны». Её чтение сегодня – нектар для души: будто беседуешь с давно знакомым прекрасным человеком. Однако вернёмся к его драматургии.

В 1943-м появился первый вариант пьесы «Вечно живые». Этой драме суждено было войти в историю отечественного искусства дважды: ее постановкой в 1957 году открылся знаменитый театр “Современник”, в том же году появился фильм “Летят журавли”. Он обошёл киноэкраны всего мира и получил мировое признание. По данным ЮНЕСКО он входит в пятёрку лучших фильмов ХХ столетия.

«Искусство – это свет», - не раз повторял драматург в своих интервью. И в самом деле, несмотря на очень тяжёлые детство и юность, на пережитое в годы войны, Виктор Розов оптимист по натуре, человек, который до последних дней жил с чувством удивления перед жизнью. Об этом говорят и названия ранних его пьес: «В добрый час», «В поисках радости», «Её друзья». В его пьесах утверждаются лучшие человеческие качества: любовь к Родине, право человека на собственный выбор в любых обстоятельствах, мужество, честность, справедливость…


Кольцовский театр одним из первых в России освоил драматургию Розова. В 1953-м на его сцене появился спектакль «Страницы жизни», а ещё через год – «В добрый час». В том же 1955-м эту пьесу поставил в Центральном детском театре Анатолий Эфрос. Постановка вызвала бурную реакцию. Андрей Аверин, выпускник школы, ищущий своё место в жизни, решая для себя главную нравственную проблему, рассуждает: «Ну, разве это самое важное, кем я буду? Каким буду – вот главное!». Любимые автором герои пьес, «Розовские мальчики», противопоставлялись приспособленцам, негодяям и эгоистам, выстраивающим свою жизнь без нравственных проблем. Сегодня такие, как Аверин, в глазах многих показались бы недоразвитыми идиотами…

В годы 1970-е социальная проблематика в пьесах Виктора Розова ещё более обостряется. В 1973 году по приглашению режиссёра Валерия Соловьёва на премьеру спектакля «Ситуация» драматург приезжал в Воронеж. Остался весьма доволен постановкой. Другой была реакция идеологического отдела обкома партии. Было организовано обсуждение пьесы с приглашением «представителей рабочего класса». В чём дело? Главный герой, молодой инженер, пытается внедрить на родном заводе своё изобретение, которое в итоге даст явный экономический эффект. Встречает сопротивление. Друзья советуют задобрить подарками тех, от кого зависит судьба внедрения. И рассуждают о том, дарить подарки секретарю парторганизации или не дарить. В результате обсуждения «Ситуация» была запрещена после четырёх представлений. Но театр продолжал ставить пьесы драматурга. В 1975-м появились в афише «Четыре капли». Долго не могла пробиться на сцену созданная автором в 1981-м пьеса «Кабанчик». И только с началом «перестройки» она увидела свет. В 1987-м пьесу поставил на Кольцовской сцене Анатолий Иванов. Больная тема «отцов и детей», причём детей из разряда партийной иерархии, указывала на явные признаки разложения в обществе в целом. Постановка имела успех, но социальная значимость пьесы уже потеряла свою остроту.

Виктор Сергеевич Розов скончался в 2004-м на 92-м году жизни. Последние годы тяжело болел. Очень хотел приехать в Воронеж на спектакль «Вечно живые». Говорили с ним об этом по телефону. Он очень обрадовался высокой оценке известными критиками нашей постановки. Мы послали ему видеозапись. И нельзя не вспомнить о том, как наш театр помог ему в эти последние годы. После успешной премьеры возникла идея выдвинуть спектакль, а вместе с ним и автора пьесы Виктора Розова на Государственную премию Российской Федерации. Обратились с этой идеей к председателю Воронежской писательской организации Виктору Попову и редактору журнала «Подъём» Ивану Евсеенко. Они ее поддержали. Связались с Союзом писателей России, который также поддержал. Постановка театра на премию не прошла, а Виктор Розов получил Президентскую премию 2001 года – в компании с Михаилом Плетнёвым, Глебом Панфиловым, Валерием Гергиевым и другими. Очень она оказалась кстати в то время больному драматургу. В том же 2001 году в издательстве Олма-Пресс вышло собрание сочинений драматурга и писателя в трёх томах.

В интервью «Российской газете» Виктор Сергеевич сказал: «Меня порадовало, что в последнее время вышел мой трёхтомник. И это событие, и присуждение премии меня очень поддерживает и, может быть, важнее лекарств и врачей…».
В октябре того же 2001 года в Москве, в галерее Шилова происходило вручение премий и дипломов победителям конкурса «Хрустальная Роза Виктора Розова», учреждённого Московским интеллектуально-деловым клубом под руководством Н.И. Рыжкова. Мне довелось там быть по поручению художественного руководителя театра и принимать диплом, присуждённый режиссёру Анатолию Иванову за постановку. Наш режиссёр был единственным награждённым представителем провинции. Все остальные были москвичи. Более всего и меня и всю присутствующую там литературно-театральную и политическую элиту поразила верная спутница долгой жизни драматурга Надежда Варфоломеевна – своей энергией, мудростью и… новыми стихотворениями, посвящёнными Виктору Сергеевичу Розову.

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреНазваны виды спорта, наименее популярные у телезрителей

Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.

ОбществоВоронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»

Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом

Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.

ПерсонаМихаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет

Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.

ЛитератураВышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»

В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеВ Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым

До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.