Музыка
Борис Березовский как символ эпохи
- Текст: Елена Фомина
- Фото: biletexpress.ru
Его не часто можно услышать в Москве. Поэтому воронежцам повезло: Борис Березовский мог и отменить выступление на Платоновском фестивале, как отменил Второй фортепианный концерт Брамса. По словам пианиста, он не играл его больше двух месяцев, поэтому решил повторить в Воронеже свою парижскую программу: Сказки Метнера и концерт Грига ля минор в первом отделении, Прелюдии Рахманинова и леворучный концерт Равеля – во втором.
Березовский берет зал сразу, с первых звуков Сказок. Цикл Метнера ор.51 невероятно красивый, он переливается разными интонациями – порой мощными, как древнерусский распев, порой прямо джазово-прихотливыми. Березовский – если не первооткрыватель Метнера, то уж, по крайней мере, один из немногих, кто играет его много, постоянно и даже проводит фестиваль его имени. Уже только за это ему можно поклониться, потому что когда пианист с именем пропагандирует мало известную слушателям (и не только) музыку, это спасает ее от забвения. А Метнер стоит того, чтобы его играть.
Ля минорный концерт Грига со своими стремительными нисходящими аккордами в первой части может сравниться по узнаваемости только с Первым концертом Чайковского. Возникает вопрос: зачем пианисты вновь и вновь обращаются к этому хрестоматийному сочинению? В случае с Березовским мы сталкиваемся с тем самым чудом, которое случается, наверное, только в музыке: когда интерпретация даже самого известного произведения позволяет услышать в нем нечто, чего еще никто не замечал. Березовский наполняет Грига русской мощью – никаких сильфов и троллей! В прочтении Березовского слышится рахманиновская сила духа, неоглядный интонационный простор и благородный пафос.
Рахманинов – вообще его композитор, его масштаба и дарования. Мало кто из высококлассных пианистов может соответствовать музыке Сергея Васильевича, который сам был исполнителем экстра-класса и мало заботился о том, как его сочинения будут играть после него. Не говоря о технике, нужны особые руки и мышление. Когда слышишь в исполнении Березовского прелюдии Рахманинова ор.23, понимаешь, что рояль, действительно, король инструментов, на котором можно сделать всё.
Березовский вообще – пианист-универсал. Это всегда редкое качество. Таким был только Рихтер. Наверное, поэтому возникло это сравнение: «Березовский – новый Рихтер». Сравнивать их, по меньшей мере, не корректно, но если взять Рихтера как абсолютную величину, идеал, меру, по которой можно определять талант других, то Березовский, несомненно, к нему приближается.
Если уж речь зашла о сравнениях, то Березовский чем-то похож на Горовица – своей харизмой, элегантностью (отсутствие бабочки и фрака здесь не причем). Березовский – джентльмен за роялем, но с русской душой. Его игра изысканна, как дорогое вино, которое можно позволить себе только по праздникам. Платоновский фестиваль – как раз такой случай.
Интересный момент (для меня, по крайней мере, потому что я не из тех, кто в оба глаза смотрит на пианистов во время исполнения): от него нельзя оторвать взгляд. Хотя внешне он ведет себя очень сдержанно и составляет с инструментом одно целое. Может, в этом и секрет его удивительного звука, когда мы всё понимаем даже на едва слышном piano – и интонационно, и в плане артикуляции.
Ну а если продолжить мысль о сравнении с Рихтером, то Березовского можно назвать пианистом, олицетворяющим наше время. Честно скажу, мысль не моя, а сидящей рядом со мной на концерте пианистки Ларисы Вахтель. Мне она показалась очень точной и – в данном случае – сравнение корректно. Прошлый век был эпохой Рихтера. Начало двадцать первого - эпоха Березовского. Его можно назвать пианистом номер один – по универсальности, качеству и силе воздействия на публику. Ну а если кому-то это сравнение покажется слишком смелым, призовите на помощь чувство юмора, в котором Березовскому не откажешь: не зря же он любит Чехова и Чарли Чаплина, а на встрече с журналистами появился в футболке с первым номером.
Концерт для левой руки Равеля ре мажор, завершивший второе отделение, как раз продемонстрировал, что с чувством юмора у Березовского всё в порядке. Иначе зачем пианисту-виртуозу, у которого, слава Богу, одинаково хорошо действуют обе руки, демонстрировать возможности лишь одной из них? Леворучный концерт, если отвлечься от истории его создания, для сегодняшних исполнителей – высококлассный трюк, играют его немногие. В Равеле Воронежский академический симфонический оркестр с Игорем Вербицким за пультом показал себя во всей красе. Надо отдать должное: коллектив много работает на Платоновском фестивале, масса концертов, разная программа, солисты мировой величины, которым, подчас, очень трудно угодить, - и всё это с одной-двух репетиций. Это говорит о том, что наш коллектив в хорошей форме, он соответствует мировым стандартам.
На бис Борис Березовский исполнил чудесную прелюдию Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» - так же захватывающе, как и основную программу. Безусловно, этот концерт стоит того, чтобы рассказывать о нем внукам.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот
В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — Названы виды спорта, наименее популярные у телезрителей
Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — Явным фаворитом «Еверовидения-2024» назвали швейцарца Немо
В своей песне «Код» Немо органично сочетает яркую мелодику с элементами хип-хопа.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.