Музыка

Юрий Фаворин
Пианист Юрий Фаворин с блеском заменил в Воронеже канадскую звезду
- Текст: Елена Фомина
- Фото: rusmusic.info
Настоящим открытием стало для завсегдатаев воронежской филармонии выступление молодого пианиста Юрия Фаворина. В рамках абонемента дирижера Владимира Вербицкого он исполнил с Академическим симфоническим оркестром Концерт № 1 ми-бемоль мажор Ференца Листа.
И не прогадало! Вот уж действительно: не было бы счастья, да несчастье помогло. Звучит, пожалуй, немного кровожадно, но это как раз тот случай.
Юрий Фаворин – аспирант Московской государственной консерватории имени Чайковского, ученик выдающегося музыканта и педагога Михаила Воскресенского. Занимался также композицией в классе Карэна Хачатуряна и камерным ансамблем в классе Александра Рудина. Много концертирует в России и за рубежом. Принимает участие в музыкальных фестивалях в Италии, Франции, Японии. Лауреат международных конкурсов, в том числе одного из самых престижных музыкальных состязаний – конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе.
Воронежскую публику Юрий Фаворин покорил с первых же нот многообещающего вступления Концерта: мрачноватая тема, подсвеченная внутренним огнем, разворачивается в стремительную историю, по-листовски мощную и темпераментную. Фаворин рассказывает ее по-своему убедительно: собранно, с благородной экспрессией. В его интерпретации много воздуха: в сольных фрагментах пианист словно парит на дельтаплане, пользуясь рубато как средством для свободного полета. Безупречно выстраивает динамику, позволяя слушателям уловить самые тонкие оттенки. Интересно сочетает краски, используя всю палитру «Стейнвея».
Вообще этот концерт Листа дает возможность исполнителю продемонстрировать весь свой арсенал: технику, мышление, умение сложить микрочасти в целое. У трактовки Фаворина очень четкая конструкция, в которой акцент делается не столько на листовских метафоричности и «демонизме», сколько на естественной красоте, эмоциональной непринужденности самой музыки.
У пианиста сложились замечательные взаимоотношения с оркестром: сказывается и опыт концертанта, и мышление ансамблиста, умение, оставаясь солистом, не перетягивать одеяло на себя. Подкупает и сдержанная манера поведения за роялем. Фаворин концентрируется на музыке, а не на внешней форме проявления эмоций. Эта высокая простота и естественность, очевидно, следствие внутренней природы пианиста.
В общем, Юрий Фаворин, без преувеличения, покорил воронежцев. Его долго не отпускали со сцены. На бис пианист сыграл Забытый вальс Листа № 3. И если в Концерте ми-бемоль мажор он в какой-то степени «поверил алгеброй гармонию», то в этом маленьком шедевре предстал настоящим романтиком – восхищенным музыкой и завораживающим ею слушателей.
Выступление Юрия Фаворина в первом отделении стало, бесспорно, кульминацией концерта. Теплый прием, который оказали воронежцы молодому пианисту, позволяет надеяться, что в будущем Фаворин приедет к нам с сольной программой.
Высокий настрой, заданный солистом в первом отделении, не покидал слушателей после антракта. Во втором отделении концерта прозвучали оркестровые сочинения Вагнера и Чайковского: «Зигфрид-фантазия» и «Франческа да Римини». Лист, Вагнер, Чайковский – всё это композиторы одного поколения, знавшие друг друга лично. В исполнении Академического симфонического оркестра Воронежской филармонии под управлением народного артиста России Владимира Вербицкого ощущалась эта связь. Мы получили три красивейших послания из 19-го века – золотого века музыки.
В этом контексте общемирового художнического братства не стал инородным телом и наш современник, венгерский композитор-авангардист Дьёрдь Лигети. Его симфоническая пьеса «Lontano» («Далёкое») вызвала у слушателей больше, чем просто интерес к опыту с фактурой. Несмотря на обилие тем, прямо физически ощущаемую плотность звука, благодаря динамической режиссуре Владимира Вербицкого, сочинение Лигети воспринимается вполне в духе академической музыки.
Я поймала себя на мысли, что в рассказе об этом концерте не могу поставить точку. А это верный знак, что продолжение (с новыми открытиями и положительными эмоциями) – следует.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Митрополит Леонтий похвалил и благословил юных разведчиков
А они продемонстрировали Архипастырю свои боевые навыки, ловкость и сноровку.

В России — 12-летний рэпер выступил в ночном клубе для взрослых с матерным репертуаром
Неужели Володя Ананьев – типичный представитель подрастающего поколения?

В мире — Побоище и международный скандал – во что превратился матч хоккейных сборных Канады и США
Матч между сборными Канады и США в субботу превратился в хаос: в течение первых девяти секунд между игроками вспыхнули три драки.

Общество — Прикрылись детьми: ОНФ не пустили в Гниловскую школу-развалюху Острогожского района
А прятать руководству единственной в селе Гнилом школы есть что.

Театр — «Век Риммы Мануковской» на сцене построенного ею Дома актёра
Организаторами вечера выступили Воронежский Дом актёра и Академический театр драмы имени А.В. Кольцова.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 13-16 февраля: ай да Пушкин!
407 миллионов рублей за четыре дня – это очень много.

Персона — Российско-итальянский маэстро победил на Международном конкурсе оперных дирижёров в Льеже
И до этого успеха молодого музыканта называли «дирижёром будущего».

Литература — Вышел роман «Гостья» от автора «Девочек» Эммы Клайн
Книга снискала удивительно противоречивые отклики читателей – от одной до пяти звёзд.

Музыка — «Когда уходит друг» — в Воронеже вспомнят композитора Геннадия Ставонина
Акция пройдёт в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина.

Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 7-14 февраля в мировых СМИ
Это красивая планета, говорят нам фотомастера. Главное, чтобы не разрушались дома и не гибли люди.

Зал ожидания — Воронежская опера готовит сюрприз на «Ночь в театре»
Всё начнётся с премьерного показа оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней». А потом…

Главное — В Воронеже прозвучит «Реквием» Габриеля Форе и три «Аве Марии»
Концерт состоится 15 марта в 16:00 в Воронежском государственном театре оперы и балета.