Музыка
Валерий Гергиев
Валерий Гергиев: «Успешный губернатор не может игнорировать культуру»
- Текст: Виктория Лушина
- Фото: easterfestival.ru
27 апреля в рамках одиннадцатого Московского Пасхального фестиваля в Воронеже состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Каждый год задается определенная тема. В этом году ею стала музыка великого русского композитора С.С. Прокофьева.
Несмотря на это, в Воронеже прозвучала симфония № 7 Дмитрия Шостаковича. «Я думаю, это нужно связывать с военным прошлым вашего города, - отметил Гергиев в ходе пресс-конференции в театре оперы и балета. – Симфония № 7 – самая масштабная и необычная из симфоний Шостаковича, но она достаточно редко исполняется на сцене. Возможно, дело в том, что для этого требуется очень большой состав музыкантов. Мы привезли много людей: сегодня будут играть скрипачи, трубачи, валторнисты, ударники. Но скорее всего нам придется привлекать несколько человек из вашего молодежного оркестра: эта симфония столь масштабна, что там каждому найдется работа».
Надо сказать, что огромное количество людей, до отказа заполнивших сцену театр оперы и балета вполне оправдало себя: исполнение было очень мощным и насыщенным по звуку. Сначала «для разогрева» публики музыканты представили несколько образцов камерной музыки - в исполнении духового квинтета и брасс-ансамбля Мариинского театра. Сама симфония производит неизгладимое впечатление, хотя воспринимать ее достаточно сложно. Она имеет подзаголовок «Ленинградская», и Шостакович писал ее в 1941 году, в блокаду Ленинграда. Чувства и эмоции, выраженные в симфонии, в реальной жизни не испытывал ни один человек из сидящих в зале. Сложно поставить себя на место людей, которые слушали премьерное исполнение произведения 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде или в трансляции по радио , через громкоговорители для осаждавших город немцев. Есть предание, что многие немецкие солдаты потом вспоминали, будто именно тогда поняли, что проиграют войну. Что же они все услышали в этой музыке?
Начало - мирное и светлое - отражает обычную жизнь людей. Потом откуда-то издалека начинается тихая и едва различимая тема вторжения. Она не похожа на захватывающую тему зла какого-нибудь голливудского боевика – это простая несколько механистическая мелодия, наподобие Равелевского «Болеро». Она повторяется 11 раз без всяких изменений, в нее только вливаются новые инструменты. Постепенно жуткая мелодия перерастает в настоящий сложный механизм, военное чудовище. И мне кажется, в этом гениальность Шостаковича: он показал зло не как страшную силу, а как простую механическую привычку людей подчиняться диктату, которая в результате может привести к ужасным последствиям. Следующие две части симфонии – это разворачивающаяся перед слушателем борьба добра со злом и победа светлого в финале.
70 минут необычной, непривычной для многих музыки Шостаковича – сложное испытание для неподготовленного слушателя. Но, как утверждает Гергиев, одна из функций фестиваля – образование и просветительство. «В Москве была широко представлена симфоническая музыка Прокофьева. И многие молодые музыканты подходили ко мне после концерта и говорили, что впервые слышат эту музыку. И это в стране Прокофьева! Мне кажется, это очень опасная тенденция.
Во многих региональных городах, где мы играем, нет специальных площадок или театров. Я думаю, это связано с тем, что активное идет смена губернаторов. Но мне кажется немыслимым, чтобы губернатор считал себя успешным, игнорируя культурные процессы. Мне думается, что Воронеж в хорошем состоянии: архитектурно, этот город сохранил некое величие и масштаб. У вас мало стеклянных коробок. Обидно бывает приезжать в города, где красивая архитектура 19 и 20 века не очень мирно сосуществует с аляповатой архитектурой последних времен. Так что в этом плане я могу вас поздравить!»
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — Названы виды спорта, наименее популярные у телезрителей
Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.