Музыка
Публика не хочет слушать раритетную музыку, особенно «прогрессивную» и атональную
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: nytimes.com
В Карнеги-холле на Манхэттене дал концерт коллектив The Orchestra Now под управлением Леона Ботштейна. Прозвучали крайне редко исполняемые произведения 1930-х годов, объединённые авангардным композиторским стилем и «прогрессивной» тематикой. Всё бы хорошо, но публики в легендарном зале было прискорбно мало.
В первом отделении прозвучала музыка композиторов Америки – Уильяма Гранта Стилла и Карлоса Чавеса. Во втором, когда в зале осталось человек пять, были исполнены вещи европейцев – Витольда Лютославского и Карла Амадуса Гартманна.
Стилл, наиболее известный своей «Афроамериканской симфонией» 1931 года, на этот раз был представлен более поздней, меньшей по размеру «Мрачной топью» – атональной поэмой для фортепиано с оркестром, основанной на тексте Верны Арви (его жены и соавтора). Солист Фрэнк Корлисс выглядел внушительно и играл виртуозно, но кто знает, всегда ли он попадал в ноты.
Концерт для фортепиано с оркестром Чавеса в трёх частях потребовал невероятной техники от пианиста Жиля Вонзателя. Но, опять, же, оценить адекватность воспроизведения партитуре затруднительно.
После антракта были сыграны «Симфонические вариации» Лютославского, Это произведение отличается тем, что никто не может точно сказать, где заканчивается одна вариация и начинается другая. Это настолько сложно, что нет единого мнения о том, сколько же их вообще.
В завершение программы Ботштейн предложил Первую симфонию Гартманна «Versuch eines Requiems» (переводится как «Попытка реквиема»). Произведение начинается с воинствующей перкуссии и лютого диссонанса, чтобы с порога недвусмысленно заявить: главная тема и основа симфонии – ужас. Солировала меццо-сопрано Дебора Нанстил. Пассажам на стихи Уолта Уитмена меньше всего подходит эпитет «мелодичные». Порой гармония (ели этот термин вообще здесь уместен) напоминала «шум в ушах».
Разве не обидно, что такая большая работа была проделана практически впустую? Где публика, способная оценить музыкальные раритеты?
Кстати, на этой неделе в Нью-Йорке состоялся другой концерт – из произведений Моцарта и Бетховена. И там был аншлаг.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Эпидемия отмен разразилась в Воронежской области
И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.
В России — После теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов
Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Осуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»
Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.