Войти
Музыка
17.06.2021 11:43
Леонид Десятников: в соответствии со временем

Леонид Десятников: в соответствии со временем

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Андрей Парфёнов

14 июня на Большой сцене Воронежского Камерного театра вручили Платоновскую премию. В этом году её лауреатом «за выдающиеся достижения в развитии музыкальных традиций и творческую смелость» стал композитор Леонид Десятников.

Критик Дмитрий Ренанский однажды заметил, что Леонид Десятников живёт con tempo, то есть в соответствии со временем. Десятников – один из самых исполняемых в мире авторов, его оперы шли в Большом театре, балеты ставились в Милане и Нью-Йорке, фильмы с его музыкой считаются классикой нового русского кино. В его музыке естественным образом уживаются традиции и постмодернизм, он виртуозно смешивает классику и фольклор, смело использует цитаты из Шостаковича, Мусоргского, Стравинского и других авторов. Сам композитор сравнивает свои произведения с лоскутным одеялом, где «швов может быть много, но они не должны быть видны невооруженным глазом».

Массовому зрителю музыка Десятникова знакома по фильмам «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Москва» (Гран при на Фестивале кино- и медиамузыки в Бонне за лучший саундтрек, 2000), «Мишень» (Национальная кинопремии «Ника» за 2011 год в номинации «Лучшая музыка к фильму»), «Ван Гоги» («Ника» за 2018 год в номинации «Лучшая музыка к фильму») и многим другим.

В 90-е годы у российского кино появился новый облик, который сформировали такие режиссёры, как Валерий Тодоровский, Алексей Учитель, Александр Зельдович, и голосом современного российского кино стал Леонид Десятников. Саундтреки с его музыкой выполняют отнюдь не прикладную функцию, выходят за рамки иллюстраций или «костылей», которые помогают нам найти точку опоры в ключевых моментах. Киномузыка Десятникова – самодостаточный жанр, где мастерская стилизация неотделима от оригинальной авторской мысли, а музыкальный ритм превращается в сердцебиение, совпадающее с нашим собственным пульсом.

Это в очередной раз продемонстрировал воронежцам невероятный Алексей Гориболь. Пианист исполнил музыку из трёх картин: «Титры» из кинофильма «Подмосковные вечера», «Самоубийство Марка» из фильма «Москва» и «Ноктюрн» из «Мании Жизели». Способность создавать атмосферу, заряжать её энергетикой, фантастически мягкий звук, его тончайшая градация, плюс умело подобранный видеоряд – это выступление можно сравнить с выдающимся актёрским монологом, во время которого боязно дышать. Гориболь прекрасно чувствует театральное пространство: порой приходится ловить себя на том, что игра пианиста, его звук, жест, поза, выражение лица, затмевает игру известных артистов на экране.


Алексей Гориболь – непревзойдённый интерпретатор музыки Десятникова, ему композитор посвятил одно из недавних сочинений – «Буковинские песни». В 2018-м Гориболь впервые сыграл этот фортепианный цикл в нескольких городах. Тогда в рамках VIII Платоновфеста в Воронеже состоялось фактически премьерное исполнение «Буковинских песен», прозвучали шестнадцать из двадцати четырёх прелюдий, через несколько дней прошла официальная премьера на Дягилевском фестивале в Перми, а до этого Алексей Ратманский поставил в Нью-Йорке балет «Песни Буковины» на музыку двенадцати прелюдий цикла.

- Редкий случай в моей практике последнего времени, когда сочинение написано не по заказу, из любви к чистому искусству, - сказал тогда о «Буковинских песнях» Леонид Десятников. – Я ориентировался на аналогичный цикл Шопена и ранний цикл Шостаковича, ор.34. В основе каждой прелюдии лежит подлинная народная мелодия, иногда значительно препарированная мной, иногда звучащая почти в чистом виде.

Замешанные на западно-украинском фольклоре «Буковинские песни» - сочинение очень личное, своеобразный бэкграунд, в котором проявляются воспоминания о детстве и отрочестве (Десятников родился в Харькове), когда, по словам композитора, в его жизни присутствовал украинский мелос.

- Вы можете не обращать на это внимание, но организм впитывает такого рода мелодику, это много лет во мне жило и в какой-то момент показалось, что я должен отдать дань этой музыке.


Воспоминания имеют свойство меняться с течением времени. Порой они возвышают то, что когда-то казалось незначительным, а иногда наоборот: то, от чего теплело на сердце, стирается из памяти. На вечере в Камерном театре воронежцам довелось пережить уникальный опыт: услышать четыре прелюдии цикла в исполнении самого Десятникова. И хоть Леонид Аркадьевич и говорит, что он не очень хороший пианист, в его игре сосредоточена особая аутентичность, первозданность памяти. Потомкам есть чему завидовать: кто бы отказался услышать живьём Грига или Рахманинова даже при сегодняшней, немыслимой для современников этих композиторов, возможности познакомиться с их записями?


Завершил необычный вечер вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта», который Десятников считает самым значительным своим произведением. За роялем неизменный Алексей Гориболь, в каждом номере превращающий фортепианную партию в отдельный шедевр, вокал – Тарас Присяжнюк, приглашенный солист Миланского «Ла Скала», ведущий тенор Большого театра Беларуси, стажёр молодёжной программы Большого театра России.

Заголовок цикла, почти дословно взятый из Шумана, настраивает на романтический лад. Однако тексты Даниила Хармса и Николая Олейникова выстраивают восприятие по «левому» флангу. Пафос оборачивается сарказмом, ирония трансформируется в картины Апокалипсиса. Восхищает легкость, с которой Десятников использует самые разные, явные и не очень, цитаты, в коих слушатель радостно узнает то «Революционный этюд» Шопена, то финальные аккорды заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши». Странноватые тексты обэриутов обретают двойной смысл, помогая музыке Десятникова обрасти новыми аллюзиями и коннотациями. Чего стоит один «дворник с чёрными усами» из хармсовского «Постоянства веселья и грязи», заставляющий вспомнить ещё одного черноусого товарища – только из стихотворения Мандельштама: «тараканьи смеются усища, и сияют его голенища». Одновременно умиляет и устрашает знаменитая «Муха» (привет от Кафки) на стихи Олейникова, о которой Белла Ахмадулина сказала Десятникову: «Лёнечка, какая у вас трагически-шаловливая вещица получилась». А «Старуха» на стихи Хармса (этот номер музыканты повторили на бис) вызывает отклик и сочувствие, как всякий предмет, напоминающий о хрупкости и недолговечности жизни.

Перед началом концерта один восторженный любитель театра, однокурсник и журналист, опасался: удастся ли понять, о чём пишет «живой классик», а то как-то даже страшновато слушать. После концерта поговорить не удалось. Но я почему-то уверена, что понял. Не мог не проникнуться «всемирной отзывчивостью» Десятникова, чья музыка обладает массой достоинств, самое важное из которых, пожалуй, это точное воплощение нашего времени.


Объявление

Выбрать направление и записаться на пробный урок можно, воспользовавшись сайтом 1musicfamily.ru. Частная школа музыки - профессиональные педагоги, качественное индивидуальное обучение с любого уровня.

Ранее в рубриках
В ВоронежеОбидное поражение «Факела», очередное

10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.

В РоссииРоман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах

Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоВ Воронеже стартует сезон работы фонтанов

Семь главных фонтанов столицы Черноземья готовы к началу сезона и ждут пуска воды.

Театр«Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра

Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.

Кино и телевидениеСпасут ли «Маску» две гостевые маски

Организаторы обещают, что на сцену выйдут специальные гости – Барби и Кот-2.

ПерсонаУволилась директор Воронежской областной детской библиотеки Алла Аристова

Загадочное увольнение одного из крупных функционеров сферы культуры Воронежской области.

ЛитератураВышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона

Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.

Музыка25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля

Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеМэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»

Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.