Войти
Музыка
21.02.2021 17:38
Андрей Истомин и Михаил Лидский: равнение на классиков

Андрей Истомин и Михаил Лидский: равнение на классиков

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: Наталья Коньшина

19 февраля известные российские музыканты представили в зале Воронежской филармонии нетривиальную программу. Прозвучали Концерт для фортепиано с оркестром №13 Вольфганга Амадея Моцарта, сюита из музыки к пьесе «Розамунда, принцесса Кипра» и Симфония №5 Франца Шуберта.

Моцарта и Шуберта нередко соединяют вместе. У них, действительно, много общего: мелодичность письма, прозрачность фактуры, тончайшие градации в перемене настроения – всё, что входит в понятие стиля, плюс характерное для того и другого особое венское изящество.

В Концерте для фортепиано с оркестром № 13 до мажор (KV415) Моцарта оркестр в руках Андрея Истомина радует чёткостью артикуляции, тщательностью фразировки, разнообразием нюансов, удивительной кантиленностью звучания. К слову, дирижёр уже четверть века руководит Московским камерным оркестром «Кантилена», с которым играет ранние симфонии венских классиков, ежегодно исполняет моцартовскую программу в музее-усадьбе «Кусково», а в 2003 году сыграл цикл концертов из всех скрипичных произведений и редко исполняемых сочинений Моцарта зальцбургского периода. Так что точное попадание в стиль – свидетельство не только удачного выступления. Андрей Истомин знает, как надо играть Моцарта, и умеет объяснить это музыкантам.

Сам дирижёр признаётся, что до встречи с Михаилом Лидским его ощущение до мажорного концерта было другим. Но он пошёл по направлению, которое дал солист, – и всё получилось.


За роялем Лидский, безусловно, лидер. При этом весьма чуткий партнер. Во взаимоотношениях пианиста с оркестром нет предписанного жанром «состязания». Зато есть удовольствие от совместной игры и «приятность для слуха», о которой часто забывают, когда играют Моцарта. А ведь в этом концерте музыка при всей гениальности не выходит за рамки этикета. Сам композитор в письме к отцу от 28 декабря 1782 года писал: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком лёгким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту: то тут, то там знаток получит подлинное удовлетворение, но и незнатоки останутся довольны, сами не ведая, почему...».

Михаил Лидский обладает мощной энергетикой, индивидуальным почерком, «лица необщим выраженьем». Пианист высшей пробы, он превосходно владеет всем арсеналом виртуозных приёмов, всегда используя их не как цель, а как средство. Михаил Викторович предельно внимателен к тексту: каждая «завитушка» имеет смысл, каждая пауза – своё время и место. Концерт Моцарта он играет ровно, со строгой метричностью, используя рубато в каденциях.

В интерпретации Лидского в каждом такте моцартовской музыки что-то происходит, слушателю ни секунды не бывает скучно, его всё время держат в напряжении: а что дальше? И если бы кому-то вдруг вздумалось перевести концерт Моцарта в стихотворные строки, никто не сделал бы это лучше Пушкина:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.


Александр Сергеевич как будто знал и о странной судьбе музыки Шуберта к пьесе «Розамунда, принцесса Кипра». Пьеса Хельмины фон Хези, для которой композитор в 1823 году написал несколько номеров, канула в Лету, а вот музыка Шуберта звучит до сих пор. Андрей Истомин выбрал из «Розамунды» три балетных номера, которые вряд ли когда-нибудь исполнялись в Воронеже. По грациозности тем, тембровой выразительности и танцевальному характеру они перекликаются с Пятой симфонией Шуберта (1816). Здесь Истомин немного сдвинул темпы, прибавил энергии, сделал звучание оркестра менее густым и плотным, более прозрачным, камерным.


- На мой взгляд, Шуберта играть сложнее, чем Моцарта, - рассуждает дирижёр. – Потому что у него много как бы «пустых» нот. В этом, пожалуй, основная разница между Моцартом и Шубертом. У Моцарта до такой степени всё здорово выписано, что придумывать ничего не надо. А у Шуберта долго длится одна и та же гармония, один материал, и его нужно чем-то разнообразить. В этом как раз заключается работа дирижёра – всё время что-то придумывать с одними и теми же музыкальными оборотами, чтобы это звучало интересно для музыкантов оркестра, публики, да и для самого дирижёра тоже. Чтобы между нот была музыка.


Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.