Музыка
Постигая Бетховена
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Наталья Коньшина
29 и 30 января в Воронеже состоялись исторические концерты. Впервые за 95-летнюю историю Воронежского академического симфонического оркестра в его исполнении в зале филармонии прозвучали пять фортепианных концертов Бетховена. Солировал Пётр Лаул, дирижировал Игорь Вербицкий.
Случай с Воронежем вообще особенный. Пять бетховенских концертов в исполнении Петра Лаула ждали в октябре, перенос многие восприняли как отмену, поэтому надо воздать должное терпению слушателей. И хотя 50%-я рассадка не позволяет употребить слово «аншлаг», оба вечера зал филармонии был заполнен.
Пять фортепианных концертов – настоящая энциклопедия бетховенской жизни и творчества: от первых двух, ещё идущих по следам Моцарта и Гайдна, – к переломному, созданному в год Гейлигенштадского завещания Третьему, затем к самому лирическому и наиболее личному из всех Четвёртому и, наконец, к большому Пятому, написанному уже зрелым и знаменитым в Европе автором.
Замечательная возможность почти одномоментно услышать и сопоставить первые части концертов – с невероятным разнообразием тем, развернутыми виртуозными сольными каденциями, эффектными пассажами и глиссандо; вторые – с Третьего концерта приобретающие характер молитв, размышлений о «звёздном небе над нами и нравственном законе внутри нас»; и потрясающие бетховенские финальные рондо, эти несмешные шутки, в которых он, как никто другой, умел смеяться, чтобы удержаться от слёз…
Другое дело, как разделить пять на два? Солист и дирижёр справились с непростой задачей блестяще: разместили два ранних (Первый и Второй) и два наиболее масштабных по объему и смыслу (Четвёртый и Пятый) концерта по двум разным вечерам. Драматургию цикла подчеркнули тональные соотношения: в первый вечер прозвучали Первый (до мажор), Третий (до минор) и Четвёртый (соль мажор) концерты, на следующий день – Второй (си-бемоль мажор) и Пятый (ми-бемоль мажор).
Пётр Лаул – один из немногих пианистов нашего времени, способный осилить этот благородный и трудный марафон, требующий от исполнителя не только высокого мастерства, но и большой физической выносливости. Пианист уже играл цикл фортепианных концертов Бетховена в Санкт-Петербурге, Москве и Костроме. Теперь к числу городов бетховенского рекорда присоединился Воронеж.
Лаул – музыкант безграничного интеллекта и рафинированной тонкости, при этом его исполнительский посыл прозрачен и ясен, лаконичен и точен. Звук Лаула отличается невероятно разнообразной тембровой палитрой: здесь и драгоценный перламутр, и хрустальная лучистость, и стальной блеск. Временами ум отказывается понять, как человеческие пальцы могут извлечь из рояля pianissimo такой легкости, что не слышно прикосновения, а порой это прикосновение можно сравнить с остротой скальпеля хирурга или меткостью метателя кинжалов. И пусть в исполнении пианиста больше аналитики, чем интуитивных прозрений, – главное, он всегда знает, чего хочет, и виртуозная беглость пальцев для него отнюдь не самоцель, а способ выразить мысль автора.
В игре Лаула ощущается максимальная концентрация ума и воли. Подтверждением удивительной выдержки музыканта стало небольшое происшествие: во время исполнения Первого концерта один из софитов над сценой не выдержал высокого напряжения и эффектно взорвался, что заставило вздрогнуть всех, кроме солиста (может, в это время нас посетил сам Бетховен?).
Ещё о звуке. Пианист не отказывается от густой, фактурной педали, намеренно продлевая фразы, что не противоречит логике бетховенских высказываний. К слову, Лаул предпочитает рояли марки «Бехштейн», изготовленные до 20-х годов прошлого века. А из трёх обычно используемых на сцене филармонии роялей выбрал новый «Стейнвей», который в антрактах настраивался при публике, что делало всех соучастниками какой-то высокой тайны.
Оркестр под управлением маэстро Игоря Вербицкого следовал за пианистом. Чувствовалось: дирижёр и солист во всем доверяют друг другу, что всегда в положительном смысле заметно сказывается на качестве исполнения. При этом деликатный аккомпанемент ничуть не умалял значения бетховенской партитуры: была и рельефность динамических и ритмических контрастов, и нагнетание напряжения, и градуированная колористика с певучими, почти вокальными партиями деревянных духовых и валторн. Что неудивительно, поскольку концерты Бетховена по сути являются симфониями для оркестра с солирующей фортепианной партией. Но рояль всё же на первом месте. И по праву: ведь Бетховен был известным пианистом-виртуозом своего времени, играл премьеры всех своих концертов, кроме Пятого.
Написанные больше двухсот лет назад бетховенские фортепианные концерты входят в золотую коллекцию классического репертуара. И при этом воспринимаются очень свежо. Без нафталина и пыли, как абсолютно современная музыка, созданная здесь и сейчас. И совсем про нас. Как говорит Пётр Лаул: «Бетховен — не классик и не романтик, он — шире этих узких определений. Он — всеобъемлющ». И с этим нельзя не согласиться.
Бетховенская музыка пропитана стремлением к свободе. От глупости, косности, чванства, посредственности, невежества. От условностей – светских, сословных, политических. О той свободе, к которой стремится душа, скованная нравственными и физическими недугами. О красоте человека, которую часто уродуют все эти вещи. О преодолении несовершенства внутри и вне нас.
Два бетховенских вечера в зале филармонии напомнили об этом. А ещё помогли вернуться в старое доброе время. Когда выступление выдающегося музыканта обсуждалось на уровне самых насущных новостей. Когда посещение хорошего концерта приравнивалось к неординарному событию. Когда не пойти на такой концерт значило потерять что-то очень важное, а если кто-то о нем ещё не знал, то люди считали необходимым говорить друг другу: ты обязательно должен это услышать.
Мы услышали. Поняли. Вспомнили.
Спасибо Вам, герр Бетховен!
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев
На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.
В России — В Воронежской области возможен «грязный дождь»
Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.
В мире — В Израиле установились экстремальные температуры
Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.
Общество — Бизнесмены пытались прибрать к рукам территорию заповедника «Дивногорье»
Воронежский областной суд не стал изменять правовой статус земель природно-культурного комплекса «Дивногорье».
Театр — В Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет
Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 25 апреля: «Блиндаж» и «Неприличные гости» крупно проиграли прежнему лидеру
В целом начало уик-энда получилось провальным – посещаемость упала до неприличного уровня.
Персона — Известный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла
Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.
Литература — Вышел «Северный лес» – новый роман автора «Зимнего солдата» и «Настройщика» Дэниела Мейсона
Главный мотив книги – будь великодушен, умей прощать и будь источником света и добра.
Музыка — Объявлен состав участников опен-эйра «Музыка мира в Белом колодце» 29 июня
На концерте выступят артисты из Ганы, Индонезии и Армении.
Изобразительное искусство — В Доме актёра открылась персональная выставка студента 4 курса ВХУ Кирилла Шувалова
Выставка будет работать с 23 апреля по 23 мая с 10 час до 18 час.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Мэр Воронежа Вадим Кстенин поделился подробностями работы над проектом «Михайловские часы»
Михайловские часы смогут украсить главную улицу города, придав ей уникальность и шарм.