Музыка
Пётр Лаул: «К игре без дирижёра я отношусь скептически»
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Наталья Коньшина
29 и 30 января в Воронежской филармонии прозвучат пять фортепианных концертов Бетховена. В беспрецедентном для столицы Черноземья проекте участвуют Воронежский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Вербицкого и пианист Пётр Лаул.
Между репетициями пяти фортепианных бетховенских концертов Пётр Лаул и Игорь Вербицкий встретились с воронежскими журналистами и рассказали о том, какое место в их жизни занимает Бетховен, может ли оркестр обойтись без дирижёра, трудно ли играть пять концертов Бетховена за два вечера и какой из них больше похож на автопортрет композитора.
Бетховен – точка отсчета
– Любой музыкант вам скажет, что Бетховен – это такая фигура, которая находится в центре мировой музыкальной истории, – рассуждает Пётр Лаул. – От него расходятся все пути. Он и в ХХ веке повлиял на всех великих композиторов, был для них точкой отсчета. В его биографии не так много белых пятен, но меня, например, поразило то, что «Торжественная месса» Бетховена – главное произведение последних лет его жизни, которое он считал даже важнее Девятой симфонии, впервые была исполнена в Санкт-Петербурге в 1824 году. В Вене при его жизни она не прозвучала, потому что там это было невозможно. А наши меценаты, в частности, князь Голицын, организовали исполнение в Малом зале Петербургской филармонии – в том здании, которое стояло на его месте. Сейчас много говорится о патриотизме, о гордости за страну, в основном, в контексте каких-нибудь танков или военных побед. А у меня прилив гордости за страну случается, когда я узнаю о таких фактах.
Оркестр без дирижёра – нонсенс
– У вас оркестр очень высокого уровня, – делится своими впечатлениями о работе с академическим коллективом пианист. – У нас полное взаимопонимание, оркестр очень хорошо знает музыку, и с Игорем Вербицким у нас очень давний контакт. У меня бывали случаи, когда я играл без дирижёра, но я к этому отношусь скептически. Мне как слушателю, который пришёл на концерт, интереснее услышать двух личностей, чем одну, даже самую выдающуюся. В каком-то пожарном случае я могу сыграть без дирижёра, но, мне кажется, что это все завиральные идеи, честно говоря.
Равнение на Бетховена
– Бетховенские фортепианные концерты по отдельности у нас исполняются всегда, это норма жизни, – говорит Игорь Вербицкий. – Может быть, только Второй концерт звучит не так часто, как остальные. В восприятии пяти концертов Бетховена в таком концентрированном виде нет никакой сложности, потому что это настолько чистая и кристальная музыка, с которой, собственно, и надо начинать знакомство с классикой. Думаю, ни один слушатель, который никогда до этого даже не слышал ничего подобного, не будет обескуражен. Пять фортепианных концертов – это разные состояния человека, разные состояния Бетховена, воплощенные в его произведениях. Я, наверное, буду не оригинален, и скажу, что для меня наиболее достоверным его портретом является все-таки Третий концерт. Может быть, потому что, когда я учился в хоровом училище, это было первое крупное сочинение Бетховена, которое я играл. Меня совершенно потрясла тогда первая часть. Вот эта грозная поступь судьбы, которая всё разрушает на своём пути, и лирика колоссальная, и потом через медленную часть выход к свету. Бетховен показывает нам, как на самом деле надо жить. У него же была очень тяжёлая жизнь: надо же было, чтобы именно у него пропал слух – его рабочий инструмент, и не в старости, а в самые лучшие годы. Мы иногда утыкаемся в свои невзгоды и думаем: жизнь кончена и всё плохо. А Бетховен столько всего перенёс и, тем не менее, не бросил своё дело и написал огромное количество удивительных и при этом оптимистических произведений.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронеже прошёл военный парад
В нём приняли участие воины гарнизона, курсанты военно-воздушной академии, представители силовых органов.
В России — В Петербурге автобус упал в Мойку, есть жертвы
В Петербурге на набережной Мойки пассажирский автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду.
В мире — Профессор Лихтман, безошибочно предсказывающий результаты выборов в США, сделал прогноз на 2024 год: Байден или Трамп?
Пока это предварительный прогноз, окончательный учёный намерен дать в августе.
Общество — В первом квартале 2024 года демографическая ситуация в Воронежской области заметно ухудшилась
Казалось бы, ухудшаться уже было некуда, но нашлись резервы – и вымирание ускорилось.
Театр — Продолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует
Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 9 мая: фильм «Сто лет тому вперёд» берёт миллиардный рубеж
Многие новые ленты оказались даже не во втором, а в третьем эшелоне, собирая крохи.
Литература — Два детектива Яцека Галиньского про пани Зофью: стервозная старуха против воротил преступного мира – кто кого?
Противостояние незаметной старушки и беспощадной мафии – есть ли у пани Зофьи хоть один шанс?
Музыка — Стали известны имена участников конкурса Grand Piano Competition 2024 года
Конкурс проводится с 2016 года. Идея его создания принадлежит Дениcу Мацуеву.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ
Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.
Зал ожидания — Специалисты рассказали, что посетить воронежцам и гостям города 11-12 мая
Путеводитель по Воронежу и окрестностям составлен профессионалами туриндустрии.
Главное — «Оперную классику» отменили – трудные времена
Всё плохо: хиляют только деградант-поп, симфо-дрянь-рок, брутальный рэп и тюремный шансон.