Войти
Музыка
09.12.2019 19:04
Георгий Войлочников показал воронежцам честную игру

Георгий Войлочников показал воронежцам честную игру

  • Текст: vrnmusic.ru
  • Фото: Наталья Коньшина

Одарённый пианист, уроженец Воронежа, получивший международную известность, исполнил в родном городе Пятый фортепианный концерт Сен-Санса. Вечер в зале филармонии прошёл с аншлагом. Такого давно не было: публика заняла не только удобные кресла со спинками, но и все банкетки.

Георгий Войлочников заявил о себе в 2008 году, после победы на IV международном конкурсе пианистов имени Скрябина в Москве (его лауреатами в разные годы стали такие авторитетные исполнители, как Андрей Коробейников и Даниил Трифонов). После конкурса Скрябина наградной лист Войлочникова пополнился ещё рядом призов в Японии, Германии, Испании, Турции, Китае. Но суть не в них, а в том, что Войлочников остается верен одухотворенному пианизму, который был отмечен на конкурсе Скрябина и который по плечу не каждому музыканту.

Сегодня пианист живет в Германии, гастролирует по всему миру, стажируется в Кёльнской высшей школе музыки (Hochschule für Musik Köln) у одного из ведущих специалистов камерного жанра профессора Энтони Спири.


В очередной приезд в родной город Войлочников принял участие в концерте памяти своего воронежского педагога Валерия Волкова в Доме композиторов, дал мастер-класс для учащихся ДШИ № 8, исполнил там же в четыре руки программу из музыки Брамса, Шуберта, Дебюсси и Равеля с Михаилом Князевым и сыграл в зале филармонии Пятый фортепианный концерт Сен-Санса. Это сочинение не звучало в Воронеже без малого сорок лет, хотя ничуть не уступает по красоте и виртуозности своему более популярному собрату – Концерту Сен-Санса для фортепиано с оркестром № 2.

- В России Пятый концерт Сен-Санса, может быть, и затерялся, если бы не Рихтер, – рассуждает Георгий. – Святослав Теофилович впервые сыграл его в 1952 году с Кириллом Кондрашиным. Это свойственно Рихтеру: он исполнял не слишком известную музыку, тем самым её увековечивал, ставил на пьедестал – и все обращали на неё внимание. Я впервые услышал Пятый концерт Сен-Санса благодаря моему учителю по воронежской СМШ Валерию Степановичу Волкову: он принес мне диск, и там как раз была эта запись. Помню, осталось ощущение, что это очень необычное и невероятно трудное сочинение. И когда возникло предложение сыграть в Воронеже один из фортепианных концертов Сен-Сенса, я выбрал именно Пятый. На мой взгляд, это благодарный концерт: он очень удобно написан, поскольку Сен-Санс был весьма оснащённым пианистом и рассчитывал на эффект.


Пятый – последний в числе фортепианных концертов Сен-Санса – создан в марте 1896 года, после путешествия автора по Нилу на дахабие (так назывались плоскодонные парусно-гребные суда, которыми пользовались европейцы во время египетских вояжей). Из-за этого, а также по причине музыкальной экзотичности, Пятый концерт называют «Египетским». Он отличается оригинальностью и выдумкой, а также удивительной свежестью и ясностью изложения, без концептуальных излишеств и претензий на сложность. В его роскошной фортепианной партии есть синкопированный ритм, неожиданная альтерация, фантазийная игра с тембрами, звукоподражание. Георгий Войлочников демонстрирует невероятное разнообразие звука разной окраски, силы, плотности, фактуры: от максимально насыщенной и упругой до хрустально-прозрачной и бестелесной, как круги на воде.

Пианисту этот изысканный концерт и впору, и к лицу. Войлочников не стремится поразить эффектной манерой исполнения, его игра естественна и прекрасна, в ней сочетаются искренность и честность, техническая оснащённость и рыцарство по отношению к исполняемой музыке. Оставаясь в этом концерте главным действующим лицом, он дает возможность проявить себя оркестру, который иллюстрирует изобретательность и тонкость оркестровки Сен-Санса. За пультом Академического симфонического коллектива филармонии в этот вечер был Игорь Вербицкий, великодушно заменивший польского маэстро Адама Клоцека, заявленного в программе и внезапно вышедшего из игры.


«Цель творчества самоотдача», – писал Пастернак. Эти слова очень подходят характеру концерта и ситуации в целом. И пианист, и дирижёр проявили истинное благородство, на деле доказав, что слово «виртуозность» созвучно латинскому virtus – доблесть.

На бис прозвучали две багатели Бетховена из цикла 11 багателей ор. 119, как напоминание о грядущем 250-летии композитора, которое мы будем отмечать в 2020 году. К слову, 14 декабря Георгий Войлочников примет участие в проекте телерадиокомпании «Западно-немецкое вещание» (WDR), посвящённом камерной музыке Бетховена. Он исполнит бетховенские вариации для виолончели и фортепиано на тему оперы Моцарта «Волшебная флейта».

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В Воронеже9 августа в Воронеже опять объявили о 97 заболевших коронавирусом за сутки

На этот раз никто не умер, общее число смертей в регионе осталось 106.

В России10 августа в РФ подтверждено 5118 новых случаев заражения коронавирусом

Коронавирус в России ведёт себя иначе, чем в других странах, где он перешёл в контратаку.

В миреЧисло заболевших Covid-19 во всём мире превысило 20 миллионов

Покорён психологически важный рубеж, при этом темпы прироста заражённых ускоряются.

ОбществоВ Воронежской области стартует конкурс «Территория идей»

Граждане, признанные победителями конкурса, будут поощрены денежными премиями.

ТеатрВоронежский театр-студия «Театральная 17» занял первое место на Международном фестивале в Болгарии

Международный фестиваль-конкурс «Театрфест-2020» привлёк коллективы из России, Болгарии, Казахстана и Молдовы.

Кино и телевидениеНовые фильмы – просмотр онлайн на киносайте SlashTube

Можно выбрать не только название, но и удобное время просмотра, а также получить необходимую информацию.

ПерсонаДмитрий Рогозин предлагает раскрашивать ракеты в традициях народных промыслов

Гжель, Хохлома, Жостово, Федоскино – всё годится для пропаганды почвенной культуры.

ЛитератураВыходит книга Александра Долгова «Спасти Цоя. Роман, где переплелись вымысел и реальность»

Это фантастический роман о путешествии во времени, которое горой книги совершает ради того, чтобы предотвратить трагедию.

МузыкаИскусство эпохи коронавируса: Катя Ростовцева не приедет в Воронеж, а Андрей Гугнин решил сыграть

Противоречивые действия исполнителей свидетельствуют о растерянности общества перед лицом коронавируса.

Изобразительное искусствоCovid-19 вдохновил художников планеты

Они активно создают произведения эпохи коронавируса, порой весьма интересные.

Зал ожиданияВоронежская область станет участником заключительного этапа Всероссийской выставки-смотра «Салют Победы»

Заключительный этап Всероссийской выставки-смотра художников-любителей проводится с 13 августа по 7 сентября 2020 года в Москве.

Главное10 августа в Воронеже объявили о 96 заболевших коронавирусом за сутки

Инфекция не сдаётся, угрожая отозвать разрешение на проведение культурных мероприятий.