Музыка
Воронежских барабанщиков учили чувству свободы
- Текст: Ольга Гуцу
- Фото: Марина Пекарева
- Правка
Мы находимся в кинозале культурно-образовательного центра «Иллюзион». Но сегодня «кина» не будет. Это понятно сразу: на белый, пустующий экран отбрасывают тени музыкальные инструменты – барабанная установка и синтезатор. Пока зрители располагаются в креслах, их приветствует молодой, но уже известный барабанщик, участник таких групп как «Ловцы снов», «Happy 55», «Другое дело», лауреат международных конкурсов – Александр Битюцких.
– Итак,– начинает он. – Как барабанщик может чувствовать себя свободным в группе, в которой играет? И как эту свободу надо понимать? На самом деле очень важна внутренняя свобода, важно понимать, что ты хочешь донести до людей. Часто барабан воспринимается только, как часть ритм-секции. Но барабан – это самостоятельный инструмент. Важно отличать пульсацию от ритма. Ритм – это не так: раз-два-три, раз-два-три, – размеренно бьет по тарелке, получается технично и немного скучновато. – Ритм – внутри тебя. Его не нужно считать – его нужно чувствовать. Надо напивать: мысленно или вслух.
Битюцких демонстрирует как надо: вслух напевает сложный ритм и одновременно бьет по барабану. Звук голоса совпадает с каждым ударом.
– Если барабанщик будет, для себя, пытаться петь ритм – это разовьет его фантазию и приведет к большим перспективам, – обещает барабанщик. – Но не надо забывать и о внешней свободе: надо быть уверенным в том, что ты играешь. Даже если это у тебя получается плохо.
– А как насчет слишком раскованных барабанщиков? – интересуется сидящий в четвертом ряду парень в оранжевой футболке.
– Под внешней свободой я не имею в виду: играю то, что взбредет в голову, – отвечает Саша. – Важно поймать гармонию внутри себя. А изначальную свободу дают самые простые ритмы. Но только тогда, когда ты даешь им дыхание обусловленное динамикой, – он медленно легко и раскованно бьет по тарелкам, – В таком ритме я чувствую свободу, – потом более быстро, но уже более технично, сдержанно. Звук не окрашен никакими оттенками. – А в таком ритме свободы нет.
– Барабанщик похож на шамана, играющего на бубне. Он задает ритм, – задумчиво говорит парень с четвертого ряда.
– Верно, – кивает Битюцких. – Он должен заставлять музыку двигаться. Музыкант должен смотреть на барабанную установку не просто как на барабаны, а как на музыкальный инструмент. В тарелку не обязательно бить, как в тарелку. В «бочку» и hat не надо бить, как в «бочку» и hat. Можно сильно нажать на hat, и он сильно поменяет свой тон.
Возле Саши, за клавиши, присаживается Ярослав Борисов. Он и Битюцких составляют группу «Happy 55». Когда-то группа называлась просто «Happy» и в ней играло шесть человек, но через некоторое время состав участников сократился до двух. Но Саше и Ярославу – это не мешает. Они составляют прекрасный союз ударных и клавиш. Всего два инструмента создают наполненную ритмом и мелодией композицию.
Во время исполнения можно убедиться в правильности высказывания Саши: в барабан можно бить как угодно и даже куда угодно. Главное – извлечь интересный звук. Битюцких, во время исполнения композиции то стучит палочками по штативу, то по корпусу барабана. Ударяет по тарелке и резко останавливает ее вибрацию рукой.
– Какие ощущения? – после выступления интересуется барабанщик.
– Это история! – восторженно произносит парень во втором ряду.
– Я играл не сложный ритм, – замечает Битюцких. – Правильно заметил Саша: барабанщик – это шаман, который задает ритм. Но важно учитывать то, сколько людей играет в группе, есть ли среди них вокалист… Важно, чтобы каждый стремился к одному – созданию единой композиции. Если все музыканты поймут, что они играют внутри группы, а не для себя – тогда наступит свобода.
– Как вы строите музыку? – юноша с передних рядов интересуется музыкальной кухней «Happy 55».
– Мы строим музыку на основе образов. Если при создании композиции ты видишь образы – значит, другие люди их тоже увидят. При исполнении уже придуманной мелодии я могу увидеть новый виток образа. И могу сыграть его по-другому: я свободно чувствую себя в композиции. Но об особенностях композиции лучше расскажет Ярослав.
Ярослав пробирается с задних рядов и, то ли Сашу то ли публику, предупреждает о том, что сегодня больше играть не будет.
– Свобода – это вычленение из того, что мы слышим, – привалившись к стене, рассуждает парень. – Людям удобней воспринимать такой порядок: куплет – припев, куплет – припев… Им не привычно слышать другое построение. А мы экспериментируем. Например, я пытаюсь извлечь из пространства что-то не сказанное: хочется овладеть новым для себя языком. Человеку свойственно копаться в сознании. Ведь движение в темноте и на ощупь могут поднять на иную ступень.
Эксперименты и «движение в темноте» вывели Александра Битюцких на новый уровень. А именно – на создание сольного проекта.
– Сейчас вы увидите мои мысли, – обещает нам барабанщик. – Я сыграю композицию из своего проекта. Кстати, со мной Армстронг сыграет!
Александр одевает наушники и включает трек на стоящем поблизости ноутбуке. Электронная музыка сливается с частым барабанным ритмом, как в drum and bass. Ближе к завершению композиции из колонок прорываются звуки трубы – вот и Армстронг заиграл…
Публика в восторге! Видно, что в зале собрались любители не простой, экспериментальной музыки. Порядок: «припев – куплет, припев – куплет…» – их явно не устраивает. Сольная композиция Саши свидетельствуют о том, что барабан действительно может звучать самодостаточно, независимо от других инструментов.
Завершая мастер-класс Александр, посоветовал начинающим музыкантам не обращать внимания на критику других людей: «Не слушайте тех, кто пытается нарушить вашу свободу. Создавайте, чувствуйте! Будьте свободны!»
Объявление
Ударная установка представляет собой набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов. Используется в джазе, роке, попе. Если вы хотите научиться играть на ударной установке, переходите по ссылке http://www.ag-school.ru/teaching/drumset и запишитесь на пробное занятие!
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности
Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.
В России — Поезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь
В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — В Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку
Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Воронежцам покажут ночное Пасхальное богослужение в Благовещенском кафедральном соборе
Прямую трансляцию взялась осуществлять телекомпания «Губерния».
Персона — Сергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами
Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — Подбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации
Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ
Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.