Музыка
Георгий Войлочников показал воронежцам «Картинки с выставки»
- Текст: Надежда Банит
- Фото: Наталья Коньшина
31 мая пианист выступил в Доме актёра имени народной артистки России Людмилы Кравцовой с программой русской музыки. В исполнении нашего земляка, живущего в Германии, она приобрела ностальгический оттенок.
Но обо всём по порядку.
Открыли вечер две прелюдии Сергея Рахманинова — до-диез минор ор.3 и фа-диез минор ор.23. Войлочников играет их подчеркнуто сухо, не отягощая эти знаменитые, если не сказать — заигранные, миниатюры грузом аллюзий и реминисценций. Даже эффектное размеренное остинато в до-диез минорной прелюдии у него наполнено воздухом и акварельной легкостью. Пианист словно предлагает взглянуть на знакомую картину с другого ракурса. От этого меняется не столько суть, сколько характер восприятия, неожиданно открываются новые детали и оттенки уже привычного предмета.
Не менее свежо и воздушно прозвучали «Сирень» и «Маргаритки», напомнившие об Ивановке, где Рахманинову легко жилось и работалось до 1917 года. А потом грянул и семнадцатый — Этюд-картина ми-бемоль минор №5 из ор.39: последнего цикла, написанного Рахманиновым перед отъездом из России.
Благородная, мужественная экспрессия этюда завершила рахманиновский блок.
Затем слушателям предстояло пройти вместе с пианистом извилистыми тропами Четвёртой сонаты Сергея Прокофьева, оконченной тоже в 1917-м. Войлочников идет по ним сурово и смело — как подобает настоящему бойцу со всякой нечистью и неправдой. Заодно сражаясь с видавшим виды роялем Дома актёра, который пианисту в конце концов удалось подчинить себе. Особенно во второй части Andante — лирическом центре сонаты.
Завершили программу «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Обращаясь к хрестоматийному сочинению, Войлочников следует изначально избранной логике: не стремясь поразить индивидуальностью трактовки, он словно снимает с «Картинок» слой за слоем, открывая слушателям истинную красоту и мудрость фресок Мусоргского. И вот в «Гноме» вдруг проглядывает мелькнувший в Четвёртой сонате Прокофьева образ оборотней, леших и прочих враждебных русскому человеку тёмных сил, а в одном из сквозных проведений «Прогулки» слышится религиозная чистота и сосредоточенность прелюдий Рахманинова.
«Баба-Яга» летит в тартарары вместе со всеми революциями и войнами, а возвышаются над всем незыблемой твердыней православной веры победные колокола «Богатырских ворот».
Георгий Войлочников не перестает удивлять. Обращение к часто исполняемым произведениям стало фишкой концерта, его концептуальной моделью. Сквозь которую всё же проглядывает тоска по родине.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Спасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки
Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 2 мая: послепраздничный обвал
Эксперты отметили огромную разницу в сборах между 1 и 2 мая.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.