Войти
Музыка
26.04.2018 10:53
Музыкальная трасса «Тамбов – Липецк – Воронеж – Елец»

Музыкальная трасса «Тамбов – Липецк – Воронеж – Елец»

  • Текст: Елена Бойкова
  • Фото: Сергей Банченко

Второй из концертов, состоявшийся в рамках фестиваля «Композиторы России» к 80-летию Воронежской региональной организации СК, был посвящён творчеству её членов, живущих и работающих за пределами Воронежа. Их уже немало, но в концерте они были представлены тремя именами – Алексеем Вершининым, Андреем Нагорновым, Леонидом Юсуповым. В таком порядке выстроились и «блоки» их выступлений.

«Блочная» структура концерта предопределена присутствием одного из старейших и маститых участников, музыковеда и композитора из Ельца, кандидата искусствоведения профессора Л.А. Юсупова. Мастер эстрадного жанра, композитор и исполнитель, а иногда еще и поэт в одном лице, – пожалуй, единственный от Ростова-на-Дону до Москвы, кто в этом жанре работает, да еще готовит молодежь: им воспитана дюжина лауреатов международных конкурсов.


Автор свыше двухсот произведений, ряда песенных сборников и дисков, Леонид Юсупов не ограничивается в тематике: лирические, детские, патриотические, духовные песни. Прозвучала малая их толика в авторском исполнении под фонограмму собственных аранжировок; возможно, для более органичного «встраивания» в вечер академической музыки был бы хорош и вариант фортепианного сопровождения. Безусловно, эстрадная стилистика способствовала выделению отдельного блока в заключение концерта для выступления Л. Юсупова, которое можно рассматривать как своеобразный «рекламный ролик»: после него хочется побывать на полномасштабном сольном концерте маэстро.


Открывал же этот вечер композитор из Липецка Алексей Вершинин. Ведущая Валентина Головина представила его как одного из значимых авторов Воронежской организации. Вероятно, так оно и есть, и А. Вершинин, уже более двадцати лет в ней состоящий, наконец, незаметно из «молодых» (а ими, как известно, композиторы остаются как минимум лет до пятидесяти) перешагнул в другой, более высокий статус. Подтверждением тому служит нынешний концерт, где наравне с учителем выступил его бывший ученик Андрей Нагорнов.

Сначала Вершинин вышел как пианист, как бы «вспомнив» своё первоначальное музыкантское образование, и сыграл довольно своеобразный цикл из 7 прелюдий и Эпилога. Фортепианные миниатюры написаны в разное время, но сложились в целое, возможно, благодаря последним эмоциональным переживаниям, связанным с кончиной близкого человека, – и вот эта «эпитафическая» нота объединила их.


Остальную часть программы липецкого автора составила вокальная музыка. Автор этих строк выступила в несвойственной музыковеду роли в качестве сопрано, заполнив «брешь» в рядах исполнителей из-за болезни вокалистки. Партия фортепиано в этом неравноценном и спонтанно возникшем дуэте была тонко и высокопрофессионально исполнена Станиславом Фроловым. Так прозвучали романсы на стихи липецких литераторов Г. Рязанцева и Н. Дёмчевой, а также романс «В майское утро» на стихи Е. Ростопчиной. Последний памятен воронежцам по недавно прошедшему конкурсу, посвященному поэзии родной земли, где был отмечен лауреатским дипломом 1 степени.

Не в пример этому исполнению, очень органично и убедительно в ансамблевом плане прозвучал романс «Жизнь» на стихи Д. Веневитинова (жаль, что только один) в исполнении Максима Кусова (бас) и Андрея Нагорнова (фортепиано). Оба из Тамбова: один – солист «Тамбовконцерта», другой – выпускник ТГМПИ им. С.В. Рахманинова как пианист, а сейчас студент-композитор Ростовской государственной консерватории.


К программе Андрея Нагорнова, составившей еще один «блок» концерта, мы и переходим. Внимательный читатель здесь заметил бы неувязку: как у композитора из Липецка мог учиться студент-тамбовец? На самом деле всё правильно, и это связано с географически не локализованной деятельностью преподавателя Вершинина, который живет в Липецке, а работает в Тамбове и передает свою школу, идущую ещё от Римского-Корсакова.


А. Нагорнов – один из наиболее даровитых учеников А. Вершинина, прекрасный пианист, как имели возможность убедиться слушатели, исполняющий не только свою музыку. И своя, конечно, тоже прозвучала: 3 пьесы для фортепиано – «Вид из окна» и «Два настроения». Написанные в разное время, они показывают творческий рост – от рахманиновского влияния (в Тамбове, где имеет место культ великого русского композитора, этого просто не избежать) до современного языка и отточенности композиторской техники. Последнее особенно проявилось в произведении, ещё не оконченном: была продемонстрирована первая часть сонаты для кларнета и фортепиано, которую исполнил вместе с автором солист «Тамбовконцерта» Кирилл Ильин. Думается, что третьекурсника Ростовской консерватории Андрея Нагорнова ожидает будущее, начало которого выглядит многообещающим.

Лаконичность авторского состава концерта была компенсирована достаточно обстоятельным показом творчества каждого из них (разве что для Л. Юсупова не хватило как минимум отделения гала-концерта). Камерная, почти домашняя обстановка Каминного зала Дома композиторов, тёплый прием его очаровательной хозяйки Ларисы Вахтель оставили не очень многочисленную, но избранную публику в добром расположении духа – что, собственно, и требуется нам от искусства.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области объявлен оранжевый уровень опасности

Улучшения погоды в регионе можно ожидать только после 17 мая.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.