Войти
Музыка
12.02.2017 13:00
В Воронежской филармонии открыли Год Стравинского и сыграли Второй фортепианный концерт Чайковского

В Воронежской филармонии открыли Год Стравинского и сыграли Второй фортепианный концерт Чайковского

  • Текст: Надежда Банит
  • Фото: Денис Данилов

В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Игоря Вербицкого впервые в Воронеже прозвучала симфоническая поэма Игоря Стравинского «Песнь соловья». Премьеру этого сочинения оркестр и дирижер посвятили 135-летию со дня рождения композитора.


«Песнь соловья» появилась на свет сто лет назад. В 1917 году Стравинский переложил для оркестра музыку оперы «Соловей», написанной не без влияния своего учителя, великого оперного «сказочника» Римского-Корсакова. Дирижер Игорь Вербицкий преподносит это сочинение как зрелищную историю, не забывая о ее тонкостях и изяществе. Музыканты оркестра словно перевоплощаются в героев оперы, создавая вполне зримые, «костюмные» образы стражников китайского императора, разодетых в шелк придворных, рисуя картины роскошных садов и чудесных фонтанов.

– Может показаться, что это произведение современного китайского композитора, – говорит Игорь Вербицкий. – Настолько точно Стравинский уловил мелодизм этой страны и, как всегда, нашел что-то новое, удивительное – в приемах оркестровки, в подаче материала. Это произведение никого не может оставить равнодушным.


В начале первого отделения программы в исполнении оркестра прозвучала еще одна «сказочная картинка» – «Волшебное озеро» Анатолия Лядова, великолепный образец русской пейзажной лирики.


Во втором отделении русскую тему продолжил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор Петра Ильича Чайковского. В отличие от своего знаменитого собрата – Первого концерта си-бемоль минор – он почти не известен широкой публике. А жаль, потому что не уступает ему в виртуозности и красоте. Солировал один из выдающихся музыкантов молодого поколения – Мирослав Култышев.


– Есть какая-то инерция, – рассуждает пианист. – Исполнители оказываются в плену стереотипов. В массовом музыкальном сознании Чайковский – автор трех симфоний, двух балетов, одного фортепианного концерта с оркестром и одного сочинения для фортепиано соло. Когда-то кто-то сказал, что музыка Чайковского не фортепианна, что есть Первый концерт, «Времена года» – и на этом все. В нашей музыкальной историографии так сложилось, что во всех книгах по истории музыки очень подробно анализируется Первый концерт. А у Чайковского есть еще Второй, Третий, и Концертная фантазия для фортепиано. Сейчас ситуация меняется, и многие пианисты, как будто подчиняясь какой-то моде, вдруг заиграли Второй концерт.


Для Мирослава Култышева исполнение Второго концерта не связано с «модными» тенденциями. Пианист играет его в разных городах с разными оркестрами. Причем отдает предпочтение авторской редакции, не подвергшейся купюрам после смерти композитора.


– Для меня никогда не было вопроса, какую версию играть, – признается Мирослав. – Автор сокращенной редакции Александр Зилоти – выдающий музыкант, сын своего времени. Но в данном случае масштаб его личности не избавил его от ошибок в оценке качества музыки Чайковского. Наибольшим сокращениям подверглась вторая часть концерта. А когда она звучит в полном объеме, то приобретает совершенно особый вид. В полной версии с особенной силой раскрывается экстатическое наполнение музыки Чайковского.


Во второй части концерта № 2, задуманной Чайковским почти как тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, партнерами Култышева выступили Яна Мирошникова (скрипка) и Елена Мешкова (виолончель).


Мирослав Култышев – пианист Петербургской школы, с ярко выраженной интеллектуальной основой. Нестандартно мыслящий музыкант продемонстрировал в высшей степени волевую и виртуозную игру. А исполненный им вместе с Академическим симфоническим оркестром Второй фортепианный концерт Чайковского стал настоящим открытием для воронежских любителей музыки.





Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоСпасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки

Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеПочему критики не рецензируют фильмы

Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.