Музыка
В Воронежской филармонии открыли Год Стравинского и сыграли Второй фортепианный концерт Чайковского
- Текст: Надежда Банит
- Фото: Денис Данилов
В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Игоря Вербицкого впервые в Воронеже прозвучала симфоническая поэма Игоря Стравинского «Песнь соловья». Премьеру этого сочинения оркестр и дирижер посвятили 135-летию со дня рождения композитора.
«Песнь соловья» появилась на свет сто лет назад. В 1917 году Стравинский переложил для оркестра музыку оперы «Соловей», написанной не без влияния своего учителя, великого оперного «сказочника» Римского-Корсакова. Дирижер Игорь Вербицкий преподносит это сочинение как зрелищную историю, не забывая о ее тонкостях и изяществе. Музыканты оркестра словно перевоплощаются в героев оперы, создавая вполне зримые, «костюмные» образы стражников китайского императора, разодетых в шелк придворных, рисуя картины роскошных садов и чудесных фонтанов.
– Может показаться, что это произведение современного китайского композитора, – говорит Игорь Вербицкий. – Настолько точно Стравинский уловил мелодизм этой страны и, как всегда, нашел что-то новое, удивительное – в приемах оркестровки, в подаче материала. Это произведение никого не может оставить равнодушным.
В начале первого отделения программы в исполнении оркестра прозвучала еще одна «сказочная картинка» – «Волшебное озеро» Анатолия Лядова, великолепный образец русской пейзажной лирики.
Во втором отделении русскую тему продолжил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром соль мажор Петра Ильича Чайковского. В отличие от своего знаменитого собрата – Первого концерта си-бемоль минор – он почти не известен широкой публике. А жаль, потому что не уступает ему в виртуозности и красоте. Солировал один из выдающихся музыкантов молодого поколения – Мирослав Култышев.
– Есть какая-то инерция, – рассуждает пианист. – Исполнители оказываются в плену стереотипов. В массовом музыкальном сознании Чайковский – автор трех симфоний, двух балетов, одного фортепианного концерта с оркестром и одного сочинения для фортепиано соло. Когда-то кто-то сказал, что музыка Чайковского не фортепианна, что есть Первый концерт, «Времена года» – и на этом все. В нашей музыкальной историографии так сложилось, что во всех книгах по истории музыки очень подробно анализируется Первый концерт. А у Чайковского есть еще Второй, Третий, и Концертная фантазия для фортепиано. Сейчас ситуация меняется, и многие пианисты, как будто подчиняясь какой-то моде, вдруг заиграли Второй концерт.
Для Мирослава Култышева исполнение Второго концерта не связано с «модными» тенденциями. Пианист играет его в разных городах с разными оркестрами. Причем отдает предпочтение авторской редакции, не подвергшейся купюрам после смерти композитора.
– Для меня никогда не было вопроса, какую версию играть, – признается Мирослав. – Автор сокращенной редакции Александр Зилоти – выдающий музыкант, сын своего времени. Но в данном случае масштаб его личности не избавил его от ошибок в оценке качества музыки Чайковского. Наибольшим сокращениям подверглась вторая часть концерта. А когда она звучит в полном объеме, то приобретает совершенно особый вид. В полной версии с особенной силой раскрывается экстатическое наполнение музыки Чайковского.
Во второй части концерта № 2, задуманной Чайковским почти как тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано, партнерами Култышева выступили Яна Мирошникова (скрипка) и Елена Мешкова (виолончель).
Мирослав Култышев – пианист Петербургской школы, с ярко выраженной интеллектуальной основой. Нестандартно мыслящий музыкант продемонстрировал в высшей степени волевую и виртуозную игру. А исполненный им вместе с Академическим симфоническим оркестром Второй фортепианный концерт Чайковского стал настоящим открытием для воронежских любителей музыки.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Спасти яблони Белого Бима призвали сотрудники воронежской библиотеки
Эти деревья находятся во внутреннем дворике дома № 8 по улице Чайковского, где жил автор «Белого Бима Чёрное ухо».
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Почему критики не рецензируют фильмы
Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.