Музыка
Второй день фестиваля «Созвучие» продемонстрировал разнообразие воронежской музыки
- Текст: Елена Фомина
- Фото: Александр Юрьев, Елена Фомина
В Каминном зале Дома композиторов прозвучали сочинения мастеров: Геннадия Ставонина, Льва Чернышова, Виктора Горянина, Владимира Наумова, Александра Украинского, Татьяны Шипулиной, Елизаветы Ткачевой, Дмитрия Ушакова, Бориса Яркина.
Сам Геннадий Трофимович говорил: «Моя музыка – как ветер времени». Высокую оценку его творчеству дал сам Дмитрий Шостакович, она явилась решающей при вступлении в Союз композиторов России.
Программу фестивального концерта открыли «Пять фантастических танцев» Геннадия Ставонина в исполнении лауреата международных конкурсов пианистки Елены Алышевой. Написанные в 1982 году и посвященные старшей дочери композитора Надежде, они до недавнего времени оставались рукописными. Так что это премьера в 21-м столетии. Удивительная музыка, созданная в традициях века 20-го и отсылающая нас в 19-й, к Шуману, сегодня звучит свежо и молодо.
Настоящим откровением для слушателей, среди которых была младшая дочь Ставонина Татьяна со своим сыном, стал вокальный цикл композитора «Раздумье» на стихи Гейне, написанный в 1961-м году и получивший одобрение Шостаковича. Его исполнили солист воронежской оперы Алексей Тюхин (баритон) и пианистка из Губкина Татьяна Путинцева (фортепиано).
В этом цикле Тюхину удалось передать романтическую суть и вневременную глубину музыки Ставонина, которая предоставила певцу возможность показать преимущества голоса и темперамента.
Рядом с мощной романтикой Ставонина – как нежные подснежники у стен высокого замка – романсы Виктора Горянина «Колечко» (на стихи В. Зорина) и Льва Чернышова «И снова будет май» (на стихи Б. Замбровского) в исполнении Оксаны Федоровой (сопрано) и Юлии Калашниковой (фортепиано). Певица и пианистка продолжили блок вокальной лирики тончайше прописанной «Акварелью» Татьяны Шипулиной (на стихи М. Лобач), сдержанной графикой «Сквозь ветви» Александра Украинского (на стихи И. Бунина), живописным романсом Владимира Наумова «Отойди от окна» (на стихи С. Есенина).
Необычным – прежде всего по составу исполнителей – в этой галерее образов кажется романс Елизаветы Ткачевой «Высокая трава» для голоса и виолончели из вокально-инструментального цикла «В поисках времени» в исполнении Алексея Тюхина (баритон) и Юрия Макаренко (виолончель). Ткачева пишет этот цикл уже давно, соединяя в нем философию музыкального звука и поэтического слова. Материалом для вдохновения композитору служит лирика европейских поэтов двадцатого века.
Как улыбка из вечно юного прошлого воспринимается цикл из семи фортепианных пьес Дмитрия Ушакова. Воронежский композитор, пианист и органист, уже признанный мастер, написал его в студенческие годы – в качестве подарка друзьям на свадьбу. Дерзкие, полные задорных диссонансов, они и сегодня не потеряли своего очарования.
Завершили концерт из произведений воронежских композиторов хоровые сочинения Бориса Яркина «Тихо дремлет река» (на стихи С. Есенина), «Память» (посвящение жертвам Освенцима на стихи А. Парпара), «Ой, да ты, клеть моя» (обработка песни М. Мордасовой) в исполнении камерного хора Воронежского государственного педагогического университета. Эти сочинения Яркин написал в 70-е годы, они либо очень давно не звучали, либо никогда не исполнялись целиком – так что это тоже премьеры.
Второй вечер фестиваля показал, как много в Воронеже самобытных, ярких, не похожих друг на друга композиторов, представил в ретроспективе и развитии историю Воронежской композиторской организации – одну из самых сильных в России. И здесь было не обойтись без комментариев музыковеда Валентины Головиной, лично знавшей многих уже ушедших мастеров.
В финале программы хор под руководством Бориса Яркина исполнил Триптих из народных песен композитора из Мордовии Сергея Терханова: как символ того, что Воронеж – частица большой России, которая отражается в программе Второго международного фестиваля современной музыки «Созвучие».
Ранее в рубриках
В Воронеже — В Воронеже состоялся традиционный фольклорный фестиваль «А у нас празднички, да всё Святочки»
«В церковь на службу ходили, Христа славили, в святки играли, колядовали, на ярмарке побывали...».
В России — Женские кроссовки Nike в интернет-магазине: как выбрать и купить по лучшей цене
В этой статье мы расскажем, как выбрать идеальные женские кроссовки Nike и где их лучше купить.
В мире — Десятки человек пострадали в результате обрушения подъёмника на испанском горнолыжном курорте
Вертолёты были задействованы для доставки пострадавших в больницу и спасения 80 человек.
Общество — Прокуратура области проводит проверку по факту издевательства над 84-летней узницей фашистских лагерей
Неисправная канализация, отопление, течь с потолка, обрушение перекрытий, ядовитая плесень: в такой реальности она живёт.
Театр — Проклятие «Аиды» – Метрополитен-опера не успевает заменять исполнителей
Метрополитен-опера в очередной раз объявила об изменении состава певцов.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 16-19 января: старый конь борозды не испортил
Финист-богатырь одолел всё и всех, даже волшебника изумрудного города.
Персона — Директор Борисоглебского драмтеатра получила срок
Светлана Второва осуждена за злоупотребление должностными полномочиями
Литература — Книжные новинки января, заслуживающие вашего внимания
Эксмо и Inspiria продолжают насыщать книжный рынок достойными внимания новинками.
Музыка — В Воронеже выступит Владимир Карякин и другие юные лауреаты
Концерт состоится в рамках фестиваля «Денис Мацуев представляет: Диалог поколений».
Изобразительное искусство — Лучшие фотографии недели 11-18 января 2025 в мировых СМИ
Оцените выдающееся мастерство лучших фотографов планеты.
Зал ожидания — РОСИЗО и Музей Москвы организуют выставку «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»
31 января ГМВЦ РОСИЗО и Музей Москвы представят масштабную выставку в Провиантских складах на Зубовском бульваре.
Главное — Спектакль Воронежского театра кукол «Волшебное кольцо» включён Золотой фонд театральных постановок России – почему это важно
Этот спектакль Валентина Козловского, Александра Ечеина и Александра Балаяна является настоящим шедевром.