Музыка
В воронежской филармонии состоялась презентация клавесина
- Текст: Елена Фомина
- Фото: culturavrn.ru
Инструмент создан в Голландии, мастером, семья которого делает клавесины с 18-го века. Это реплика старинного клавесина, изготовленного в 1769 году Паскалем Таскеном, известным французским мастером, заведовавшим королевской коллекцией музыкальных инструментов у Людовика Пятнадцатого. В этом клавесине соединились лучшие качества фламандских и французских инструментов. У него два мануала, он может звучать и как лютня, и как орган. Заказали клавесин в марте, и в течение полугода создавали специально для зала воронежской филармонии – с учетом его размеров и акустики.
Первый концерт на новом инструменте дал Алексей Любимов, народный артист России, известный пианист, клавесинист, выдающийся исполнитель старинной и современной музыки. В двух отделениях программы прозвучали сочинения французских, английских, итальянских, немецких композиторов эпохи барокко. Луи Куперен, Антуан Форкре, Жан Филипп Рамо, Генри Пёрселл, Уильям Крафт, Доменико Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах… Мы вместе с Любимовым словно пропутешествовали по разным странам: распутывали куртуазную вязь французских мелодий, почувствовали суровую сдержанность английских, ощутили высокую красоту и масштаб итальянских, воспарили к горним вершинам баховской музыки, несомненно, способствующей нравственному здоровью, да и физическому тоже.
Барочная музыка – тихая по своей природе, требующая внимательного слушателя. Может, и хорошо, что публики на концерте было не так много, как на симфонических вечерах. Зато была возможность сконцентрироваться, почувствовать себя заодно с музыкантом. Алексей Любимов – вне времени, он играет так, как будто и нет трех веков от эпохи барокко до наших дней. И в то же время как раз эти три века за плечами у современного исполнителя и дают ощущение перспективы, прикосновения к истории.
Любимов лично знаком с мастером, изготовившим клавесин для воронежской филармонии. Музыкант назвал этот инструмент отличным приобретением. Играл с удовольствием, в промежутках между исполнением пьес рассказывал о произведениях и авторах. Предупредил, что тональности на клавесине звучат ниже, чем принято сейчас, где частота камертона – 440 Гц, на полтона, а то и на целый тон. Ухо, и правда, сопротивлялось. А вот сознание, наоборот, шло за музыкой – такой непривычной в аутентичном звучании, и такой же качественной, как хорошие стихи в подлиннике.
И снова вернусь к публике: большая часть слушателей была моложе тридцати лет. Хороший знак: у барочной музыки, столько лет почти не звучавшей в СССР, и потом в России, есть будущее. Когда-то ее играли такие подвижники, как Андрей Волконский со своим «Мадригалом», теперь ее свободно можно услышать в исполнении Алексея Любимова и его учеников (Алексей Борисович заведует созданным им в Московской консерватории отделением исторического и современного исполнительского мастерства, на котором впервые в России введены программы обучения на старинных инструментах). И в этом контексте появление в воронежской филармонии клавесина – значительное событие, открывающее дорогу в эпоху барокко новым исполнителям и слушателям.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Экологическую проблему в Воронежской области решили на бумаге, в реальности стало только хуже
В Калачеевском районе власти решили экологическую проблему фиктивно, – сообщает НФ.
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Почему критики не рецензируют фильмы
Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.