Войти
Музыка
11.11.2014 13:38
В воронежской филармонии состоялась презентация клавесина

В воронежской филармонии состоялась презентация клавесина

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: culturavrn.ru

Инструмент создан в Голландии, мастером, семья которого делает клавесины с 18-го века. Это реплика старинного клавесина, изготовленного в 1769 году Паскалем Таскеном, известным французским мастером, заведовавшим королевской коллекцией музыкальных инструментов у Людовика Пятнадцатого. В этом клавесине соединились лучшие качества фламандских и французских инструментов. У него два мануала, он может звучать и как лютня, и как орган. Заказали клавесин в марте, и в течение полугода создавали специально для зала воронежской филармонии – с учетом его размеров и акустики.

- Моя главная задача как руководителя и профессионального музыканта, - говорит директор филармонии заслуженная артистка России Ольга Николаенко, - расширить диапазон программ, которые мы можем представить слушателям. Отсутствие в нашей филармонии клавесина – редчайшего, но очень интересного инструмента, много обещающего в смысле новизны программ, меня очень огорчало. Поэтому я рада, что у нас, наконец, появился этот инструмент – с богатой фактурой и большими возможностями. Те клавесины, которые когда-то были в филармонии, - это заводские инструменты с низким качеством звучания. Новый клавесин изготовлен из особых пород дерева, это штучный инструмент, и главное – он сделан специалистами высокого класса, чье мастерство передается из поколения в поколение.


Первый концерт на новом инструменте дал Алексей Любимов, народный артист России, известный пианист, клавесинист, выдающийся исполнитель старинной и современной музыки. В двух отделениях программы прозвучали сочинения французских, английских, итальянских, немецких композиторов эпохи барокко. Луи Куперен, Антуан Форкре, Жан Филипп Рамо, Генри Пёрселл, Уильям Крафт, Доменико Скарлатти, Иоганн Себастьян Бах… Мы вместе с Любимовым словно пропутешествовали по разным странам: распутывали куртуазную вязь французских мелодий, почувствовали суровую сдержанность английских, ощутили высокую красоту и масштаб итальянских, воспарили к горним вершинам баховской музыки, несомненно, способствующей нравственному здоровью, да и физическому тоже.

Барочная музыка – тихая по своей природе, требующая внимательного слушателя. Может, и хорошо, что публики на концерте было не так много, как на симфонических вечерах. Зато была возможность сконцентрироваться, почувствовать себя заодно с музыкантом. Алексей Любимов – вне времени, он играет так, как будто и нет трех веков от эпохи барокко до наших дней. И в то же время как раз эти три века за плечами у современного исполнителя и дают ощущение перспективы, прикосновения к истории.

Любимов лично знаком с мастером, изготовившим клавесин для воронежской филармонии. Музыкант назвал этот инструмент отличным приобретением. Играл с удовольствием, в промежутках между исполнением пьес рассказывал о произведениях и авторах. Предупредил, что тональности на клавесине звучат ниже, чем принято сейчас, где частота камертона – 440 Гц, на полтона, а то и на целый тон. Ухо, и правда, сопротивлялось. А вот сознание, наоборот, шло за музыкой – такой непривычной в аутентичном звучании, и такой же качественной, как хорошие стихи в подлиннике.

И снова вернусь к публике: большая часть слушателей была моложе тридцати лет. Хороший знак: у барочной музыки, столько лет почти не звучавшей в СССР, и потом в России, есть будущее. Когда-то ее играли такие подвижники, как Андрей Волконский со своим «Мадригалом», теперь ее свободно можно услышать в исполнении Алексея Любимова и его учеников (Алексей Борисович заведует созданным им в Московской консерватории отделением исторического и современного исполнительского мастерства, на котором впервые в России введены программы обучения на старинных инструментах). И в этом контексте появление в воронежской филармонии клавесина – значительное событие, открывающее дорогу в эпоху барокко новым исполнителям и слушателям.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоЭкологическую проблему в Воронежской области решили на бумаге, в реальности стало только хуже

В Калачеевском районе власти решили экологическую проблему фиктивно, – сообщает НФ.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеПочему критики не рецензируют фильмы

Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.