Музыка
Карина Кожевникова
В Воронеже отгремел второй день «Джазовой провинции – 2013»
- Текст: Ирина Туркулец
- Фото: Максим Махов
На концертах «Джазовой провинции» становится понятно, что зрители не ждут от артистов узконаправленной музыки, а сам фестиваль не ограничивает себя жесткими жанровыми рамками. Джазовые метаморфозы, ярко представленные во второй фестивальный день, публика приняла с восторгом.
- Даже на европейских джазовых фестивалях выясняется, что не обязательно быть узкоспециальным музыкантом, - поясняет Кирилл Мошков, редактор портал «Джаз.ру». – Когда музыка разнообразна, в ней есть и джазовые ноты, и современные импровизации, и фольклорные мотивы – все это находит отклик у зрителя.
Кто ты, Олег?
То, что играет эстонский музыкант и композитор Олег Писаренко сложно назвать джазом, по крайней мере, в его классическом понимании. В музыке Олега и его бэнда есть элементы инструментального рока 70-х, пост-панка и чего-то медитативного. Свое творчество музыканты приписывают к джазовому минимализму.
Воронежская публика впервые познакомилась с произведениями Олега Писаренко на «Провинции» в 2011 году.
- Прошлый концерт оставил у нас теплые воспоминания, - рассказывает Олег.- Тогда мы представляли программу под названием « Free child world» (« Мир свободного ребенка») и пытались найти ответ на вопрос, можно ли быть свободным в мире, где все принадлежит банкам, а цены постоянно растут. Наша свобода зависит от того, кто мы есть.
«Kes Sa Oled » (« Кто ты есть ») - именно так назвали музыканты свою новую пластинку.
- Сейчас очень сложно найти обычного человека, ведь каждый пытается быть особенным. Все стали настолько особенными, что в этом ничего особенного и нет, - рассказывает Олег предысторию одной из новых песен «Особая обычная».
Композицию «Творение» Олег посвятил своей кошке:
- Однажды, посмотрев в зеркало, я понял, что я не кот. Точно не кот! – говорит музыкант. – Хотя кошкам я завидую - им все равно, что происходит в мире, они просто ждут тебя дома.
В одном из произведений музыканты задействовали всего лишь два аккорда – минорный и мажорный. Скупость используемых звуков не помешала им выразить яркие эмоции, каждый звук точно попадал в зрителя.
Квартет Карины
Закончив музыкальный факультет Московского Государственного Педагогического Университета по классу фортепиано, Карина стала пробовать себя в качестве джазовой вокалистки. Дебют Карины состоялся в 1996 году в Московском «Джаз – Арт Кубе». За все это время страсть к джазу не угасла. Совсем недавно вместе с Кариной стали выступать пианист Яков Окунь, контрабасист Андрей Дудченко и барабанщик Александр Зингер, образовавшие таким образом самостоятельный квартет.
Квартет воронежской вокалистки Карины Кожевниковой, которая сейчас живет и преподает сразу в двух городах – Воронеже и Москве, представил программу «Классика джаза». Это оригинальное переосмысление известных джазовых композиций. Карина владеет уникальной техникой вокальной импровизации «скэт».
Сюрпризом для публики стало выступление Карины вместе с Алексеем Кузнецовым.
Алексей Кузнецов – человек поколения LSD, то есть легенда советского джаза, - сказал об исполнителе Кирилл Мошков.
Джаз и ПольСША
Джазовая школа Польши всегда стояла особняком. Польские пластинки, в отличие от американских, легально продавались в советских магазинах. Польские джазовые музыканты постоянно гастролируют по России, а их произведения часто вызывают ностальгию по 60-м.
В квартете известного тромбониста Гжегожа Нагурски носят рубашки на выпуск и не завязывают галстуки. Свободный стиль присущ и их творчеству. Это профессиональный джазовый коллектив, музыкантов которого узнают не по качеству костюмов, а по качеству исполнения музыки.
Свое первое музыкальное образование Гжегож получил в Польше, затем учился в Майями. Долгое время работал в Нью-Йорке и преподавал во Флориде. В это время музыкант выступал с такими великими музыкантами, как Рэй Чарльз, Ред Родни, Майкл Брекер, Мария Шнайдер, Слайд Хэмптон. Вернувшись в Польшу, Гжегож продолжил активные выступления и стал самым востребованным тромбонистом в своей стране.
Поэтому произведения квартета, куда так же входят Петр Вылежол – рояль, Анджей Свенс – бас-гитара, Себастиан Франкевич – ударные, находятся на стыке американского и европейского джаза.
На концерте в филармонии зрители услышали композиции с последнего альбома польского коллектива 2011-ого года «Over and Over» («Снова и снова»).
Воронеж стал для поляков последним городом в туре по «джазовым провинциям». Сами музыканты сказали, что здорово заканчивать в Воронеже, ведь это изумительный город.
Фольклорные импровизации
Укоренение джаза в народной музыкальной традиции далеко не новая тенденция. Да и вообще, наверное, это не тенденция вовсе, а скорее – возвращение к истокам музыки.
Архаический новоорлеанский джаз, основанный на афроамериканском фольклоре, существовал с середины 90-х годов девятнадцатого века. Говоря о союзе джаза и фольклора, также можно вспомнить коллективы, возникшие в 60 – 70-х годах двадцатого века в СССР. Это азербайджанский «Мугам» и казахстанский «Бумеранг», где музыканты начинали соединять, казалось бы, диаметрально противоположные направления.
Мир этнической музыки на фестивале представил Иван Сухарев. Творчества музыканта берет начало в народных песенных традициях, а сейчас в них органично вплетается авангардный джаз. Переливы гуслей перетекали в звуки рояля, их подхватывали народные духовые. Со всеми этими инструментами Иван справляется сам. Он также играет на гитаре и владеет аутентичной вокальной техникой.
Во время выступления молодой музыкант не скрывал своего волнения, это его первый выход на большую сцену. Звучала нежная колыбельная.
- Только вы не засыпайте, - шутя, подбадривал публику Иван.
- Я буду выступать вторым номером, чтобы Ваня как можно ярче продемонстрировал свое творчество, - сказал накануне пианист Ярослав Борисов.
Дуэт музыкантов получился лиричным, искренним и чистым. Прозрачное, словно хрустальное звучание фортепиано Ярослава гармонично сопровождало фольклорные импровизации Ивана.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Обидное поражение «Факела», очередное
10480 зрителей пришли поддержать «Факел», но многие из них покинули трибуны до финального свистка.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — Названы виды спорта, наименее популярные у телезрителей
Самые скучные виды спорта отлично подходят для ленивых дней, когда вам нужен хороший повод вздремнуть.
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — 25 апреля стартовала региональная программа Московского Пасхального фестиваля
Симфоническая программа с локализацией концертов до сих пор не опубликована.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.