Войти
Музыка
16.09.2013 10:48
В Воронеже с блеском открылся концертный филармонический сезон

В Воронеже с блеском открылся концертный филармонический сезон

  • Текст: Елена Фомина
  • Фото: impda.ru, moyareklama.ru

Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония» подготовило неординарное открытие 88-го концертного сезона. Наш оркестр и гастролирующий пианист оказались на высоте. Программа, открывшая новый филармонический год, стала настоящим событием.

Высокая нота в начале сезона

В Воронеже открылся восемьдесят восьмой филармонический сезон. По традиции – русской программой: Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. Праздничный тон задал великолепный «Коронационный марш» Петра Ильича Чайковского, написанный в честь восхождения на престол Александра Третьего – того самого, в руках которого были ключи от всех пороховых погребов Европы, утверждавшего, что у России только два союзника – армия и флот, но при этом не лишенного чувства прекрасного и посещавшего оперу.

В исполнении Воронежского Академического симфонического оркестра под управлением народного артиста РФ Владимира Вербицкого марш в честь парадоксального монарха стал гимном началу сезона, в течение которого у нас будет немало сильных художественных переживаний. Каким и стал прозвучавший в первом отделении Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром с солистом Валерием Кулешовым.

Все красивые слова, когда-либо сказанные об этом концерте, можно привести к одному общему знаменателю: это великое сочинение. И сколько бы интерпретаций ни существовало, мы каждый раз открываем его заново.

Третий Рахманинова – вершина для пианистов. И, пожалуй, самый мужской из всех фортепианных концертов. Здесь нельзя допустить ни грамма сентиментальности, женственной мягкости, которая убьет его величие и красоту. И, конечно, играть этот концерт нужно в уже зрелом возрасте. Мысль субъективная, но подтвержденная жизнью. Сергей Васильевич написал его в тридцать шесть лет. Да и самые достойные исполнения – Горовиц, Гилельс, Плетнев, Соколов, Луганский, и, конечно, сам Рахманинов – это трактовки уже зрелых мастеров.

Заслуженный артист РФ Валерий Кулешов – музыкант среднего поколения. Имя этого пианиста не на слуху, он живет в США, преподает и ведет мастер-классы в университете Центральной Оклахомы, но раз в год обязательно гастролирует в России. В последнее время Кулешов играет в основном русскую музыку. Возможно, сказывается ностальгия, а может, концертные агенты предпочитают, чтобы исполнители родом из России играли своих соотечественников – в конце концов, это не так важно, главное – мы услышали очень достойную, мастерскую трактовку Третьего концерта Рахманинова.

Валерий Кулешов не стремится поразить слушателей красотой и технической сложностью этого сочинения. В его сдержанной интерпретации есть даже суровость – или, если хотите, та самая мужественность, так необходимая Третьему концерту. С самого начала пианист задал хороший темп. Интонационно точно обозначил характер первой части: с первых звуков знаменитой темы – такой простой, почти разговорной, переходящей во взволнованный монолог. У солиста возникло взаимопонимание с оркестром и дирижером – это всегда слышно, это придает исполнению глубину и вдохновенность.


Драматургия концерта, выстроенная Кулешовым и Вербицким, это путь к ответу на жизненно важный вопрос – быть или не быть?, - где поиск себя разрешается не в самом себе, а выходит на уровень высокого обобщения. Оркестр здесь – как богатейшая фактура, как контекст, без которого тускнеет главная мысль. Кулешов – мастер динамических оттенков, у него и рояль, как оркестр. Звуки под его пальцами плещут, сокрушают и сияют, выражая самые разные смыслы.

В исполнении Кулешова чувствуется очень сильный духовный подтекст. К слову, пианист в уже зрелом возрасте принял православие – это тоже не могло не повлиять на трактовку концерта. Благодаря которой, каждый из нас испытал чувство сопричастности к этой гениальной музыке, ощущение себя малой частицей бесконечности, сродни тому, которое испытываешь на Литургии.

Есть некая закономерность: чем сдержаннее ведет себя пианист за роялем, тем больше в его игре завораживающего, ошеломляющего. Насколько бросается в глаза внешняя скромность Кулешова, настолько поражает в его интерпретации подлинное благородство, присущее высокому искусству.
Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром ре минор написан больше ста лет назад. В чем его пафос сегодня? Он помогает отвечать на вечные вопросы, дает силы в борьбе – нам, нынешним, со своими страстями и пороками. Если мы способны чувствовать эту музыку, откликаться на нее, значит, в нас еще не потерян облик Божий.

Зал рукоплескал Валерию Кулешову и Академическому симфоническому оркестру под руководством маэстро Владимира Вербицкого стоя, овации длились несколько минут. На бис Кулешов сыграл виртуозную «Кампанеллу» Паганини – Листа, которая у него звучала все равно по-русски одухотворенно.

Ну а после антракта нас ждал «десерт»: «Картинки с выставки» Мусоргского в переложении для оркестра Мориса Равеля. Сам прекрасный пианист, а кроме того – большой почитатель Мусоргского, Равель словно выпустил на волю могучий дух этого известного, даже популярного (кто не знает «Прогулки» или «Бабы-Яги»?) фортепианного цикла, расцветив его и без того богатую фактуру оркестровым колоритом. Равель словно разложил музыку Мусоргского на цветовые атомы. Небольшие камерные пьесы зазвучали как будто в стереофоническом объеме: «Гном» стал еще более гротесковым и неуловимым, «Старый замок» украсился восточным орнаментом, а «Быдло» за счет оркестровой мощи приобрело прямо-таки апокалиптический смысл.

«Картинки с выставки» в оркестровке Равеля – это бенефис духовой группы. В чувстве юмора французскому композитору тоже не откажешь: плачущие, заискивающие интонации в «Двух евреях, богатом и бедном» в исполнении солирующей трубы (Виктор Прокаев) кажутся фарсом. Своей оркестровкой Равель ломает стереотип нашего восприятия «Картинок с выставки» Мусоргского – как философского, но всё-таки детского фортепианного цикла. Мы услышали масштабное эпическое полотно, последний номер которого – «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве») перекликается с «Коронационным маршем» Чайковского, открывшим программу, и созвучен с Третьим концертом Рахманинова, ставшим основой этой драматургической арки: где и соборность, и православие, и вера, и Отечество, и русский дух, который соединяет нас в музыке.

…Ну а в качестве постскриптума и чтобы спуститься с горних высей на землю, с удовольствием отмечаю: за время всего концерта (я слушала субботнюю программу) не зазвонил ни один (!) мобильный телефон. Это радует. И вселяет надежду на то, что такое уважение к музыке и исполнителям станет традицией. А если уж слушателям будут напоминать об этом в начале концерта – наступит полная гармония.

…И второй постскриптум: еще пару слов о единении. Для завсегдатаев филармонии начало сезона – праздник, поэтому зал был полон. Слушатели пришли самые разные: и профессиональные музыканты-педагоги, и вип-персоны, и – пожалуй, таких большинство – те, кто не мыслит вечера пятницы и субботы без филармонического концерта. Именно они приобретают абонементы в течение десятилетий. Их знают в лицо администраторы и пускают в зал, даже если они забыли свой абонемент дома.

Как раз это и случилось с моей попутчицей, с которой мы возвращались домой после концерта в одном автобусе. Скромная дама средних лет с восторгом делилась своими впечатлениями с подругой по телефону – и о Третьем концерте Рахманинова, и о «Картинках с выставки» Мусоргского, и о вдохновенном комментарии Бронислава Табачникова… А я, ставшая невольным свидетелем ее монолога (что поделать, все мы, журналисты, такие – хлебом не корми – дай послушать других), от души порадовалась тому, что у нас есть люди, которые любят классическую музыку. И их немало. А значит, всё на месте. Как и должно быть.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеж идёт жара

Долгосрочный прогноз показывает, что конец мая – начало июня отметятся в регионе 30-градусными температурами.

В РоссииРоссияне сокращают расходы, отказываясь от ресторанов, путешествий и развлечений

Концертно-театральная сфера в стране переживает кризис, который только усугубляется.

В миреВ Италии перевернулся автобус с российскими туристами, есть погибшие и раненые

ДТП произошло на шоссе Сиена – Флоренция в Монтериджиони, автобус сорвался в овраг.

ОбществоЧто на самом деле произошло в Воронежском окнодиспансере 22 мая

В среду здесь погибла 51-летняя пациентка – прямо во время сеанса лучевой терапии.

ТеатрФестиваль «RE:Форма танца» оправдал надежды

Фестиваль украсил афишу региональных событий, специально подготовленных к Году театра в России.

Кино и телевидениеНовый «Аладдин» Гая Ричи: «за» и «против»

Для режиссёра Гая Ричи, провалившегося с последним фильмом «Меч короля Артура», наступил момент истины.

ПерсонаДепутат Госдумы от Воронежа и КПРФ Сергей Гаврилов потребовал выявить зарубежных зачинщиков протестов в Екатеринбурге

По мнению парламентария, в столице Урала протестует кучка отщепенцев, манипулируемая иностранными агентами.

ЛитератураНовый роман Харуки Мураками «Убийство Командора» представят на книжном фестивале «Красная площадь» в начале июня

Автор блестяще сплетает реальность со сверхъестественным и открывает читателям магию, скрывающуюся в обыкновенных вещах.

МузыкаЕвропейский вещательный союз пересмотрел итоги конкурса «Евровидение-2019», опубликована новая таблица

Россиянин Сергей Лазарев сохранил третье место, получив дополнительный балл.

Зал ожиданияЗапуск цифровых воздушных змеев решили посвятить переходу Воронежа на цифровое телевидение

На Советской площади пройдёт праздник для тех, кто успел приобрести приставку для продолжения просмотра телепрограмм.

ГлавноеВ Воронеже отрылся первый Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского»

Форум кукольников посвящён памяти выдающегося мастера, народного артиста России Валерия Вольховского.