Литература
9 марта в Доме актёра – бесплатный познавательный вечер «Неизвестные поэтессы Серебряного века»
- Текст: Николай Тимофеев
- Фото: vdomeaktera.com
Милые женщины! Литературный клуб «Живое прошлое» поздравляет Вас с Праздником Весны и дарит Вам вечер Поэтического Слова, авторами которого являются Женщины!
А теперь обратимся к фактам. Девятнадцатый век подарил русской культуре великую поэзию, авторами которой являются мужчины. Каждый более-менее образованный человек и сегодня, покопавшись в памяти, «наскребёт» с десяток видных поэтических имён. Ну, а каков счёт женским именам на поэтическом поле того же века?.. Тут возникнет пауза. И всё-таки три поэтических имени, о которых есть что вспомнить, присутствуют в этом поле. Причём имена двух поэтесс как-то связаны с воронежским краем.
И.А. Бунин в «Автобиографической заметке» 1915 года пишет: «О роде Буниных я кое-что знаю. Род этот дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А.П. Бунину, и поэта В.А. Жуковского…». Анна Петровна Бунина /1774-1829/, Русская Сафо, Десятая Муза, Северная Коринна – так называли её современники. В 1809-м вышел её первый сборник стихов «Неопытная муза». После того, как она заболела, император Александр назначил ей пенсию и отправил на лечение в Англию, где она имела переписку с Вальтером Скоттом. В 1819-21-м Российская академия наук за свой счёт издала собрание сочинений Буниной в трёх томах.
Первое стихотворение Евдокии Петровны Ростопчиной /1811-1858/ «Талисман» опубликовал друг Пушкина Пётр Вяземский, когда девочке едва исполнилось 13 лет. Поэт, прозаик, драматург, переводчик, она оставила значительный след в русской культуре XIX века. Её поэтическое наследие – 4 тома, изданные в Санкт-Петербурге в 1856-59-х годах. Многие произведения Е.П. Ростопчиной созданы и внушены природой воронежских лесов и рек. Поэтесса подолгу жила в своём имении в посёлке Анна под Воронежем. Среди пронзительных шедевров её поэтического творчества – стихотворение «Вы вспомните меня». Композитор Евгений Крылатов написал романс на эти стихи. Его исполнение стало «лебединой песней» Валентины Толкуновой.
Наконец, третье женское имя из XIX века, достойное упоминания, – Каролина Павлова /1807-1893/. Прежде всего, она прославилась тем, что в 18 лет «без памяти» влюбилась в 27-летнего красавца Адама Мицкевича. Её поэтическая слава приходится на 1840-е годы. Получила известность в Германии и Франции переводами на немецкий и французский языки стихотворений Александра Пушкина.
Итак, с женским поэтическим девятнадцатым веком мы выяснили. Беден на имена. Но вот наступает век двадцатый. В первые же два десятилетия женская поэзия хлынула рекой, будто прорвали давно сдерживающую напор плотину. Количество женских имён в русской поэзии в те годы едва ли не перевешивало число имён мужских. Другое дело, что время безжалостно отфильтровало определённое количество. Марина Цветаева – Да! Анна Ахматова – Да! А затем…
А затем - вот что! В 2000-м вышла прекрасно оформленная большого формата книга-антология в 240 страниц с названием СТО ОДНА ПОЭТЕССА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. Каждой поэтической подборке предшествует биографическая статья. Какие удивительные судьбы встречаются! Каким жестоким катком прошёлся по многим двадцатый век! Нет, мы не встретим на каждой странице неизвестный дотоле поэтический шедевр. Да и у великих не каждое сочинение из разряда шедевров. Многие стихотворения интересны как документ времени, другие привлекательны женской доверительной естественностью.
Я мою пол — и током жаркой крови
Струится жизнь, толкая стенки вен.
О сладкое, блаженное здоровье!
Труда, враждебного мне, благодатный плен…
(Лидия Лесная)
Есть в антологии место удивлению. Здесь, например, опубликован полный текст знаменитого «Варяга». Из предшествующего ему очерка мы узнаём, что автором текста является австрийский поэт и драматург Рудольф Грейнц /1866-1942/, который опубликовал в мюнхенском журнале «Jugend» текст о героической гибели «Варяга» через три недели после события /25 февраля 1904 г./. А в апреле того же года появился перевод текста с немецкого в одном из петербургских журналов. Автором перевода была выпускница историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Евгения Студенская. С тех пор текст печатается с её фамилией.
Ещё одно открытие антологии связано с новогодней «Ёлкой». Раиса Адамовна Кудашева /1878-1964/– неизвестный автор известного – всем без исключения! – стихотворного текста. Текст был написан к рождеству 1904 года и опубликован в журнале «Малютка». Музыку написал композитор-дилетант Л.К. Бекман.
В 1941-м в поезде автор случайно услышала, как несколько строф из её большого стихотворения поёт маленькая девочка, и была очень удивлена. Вскоре имя автора было раскрыто в советских газетах, а затем снова забыто. А песенка до сих пор воспринимается как «народное сочинение». Антология публикует полный текст этого интересного сюжета.

Неизвестными поэтессами Серебряного века заинтересовались две современные воронежские актрисы. Маша Захватихата окончила в 2000-м театральный факультет Воронежской государственной академии искусств и известна в Воронеже рядом интересных творческих акций. С Серебряным веком дружит со студенческих лет. Не раз выступала в эфире воронежского радио и на сцене Дома актёра.
Евгения Тевяшова окончила факультет искусств Пермского государственного института культуры и с увлечением ведёт сегодня в Воронеже детскую театральную студию. Маша Захватихата и Евгения Тевяшова с удовольствием познакомят воронежскую публику с неизвестными поэтессами Серебряного века.
Во второй части вечера актриса Мария Дюжинкова представит итоги своего творчества последних лет. Актриса и сценарист, сказочница и поэтесса, режиссёр и игротерапевт – настоящий человек-театр. Работала в Москве, вернулась в Воронеж, занималась авторскими проектами, вела детскую интерактивную программу «Жук и Слон – друзья» на «Радио-Маяк», лауреат специальной премии секции критиков театрального конкурса «Событие сезона» за моноспектакль «Улица Гофмана, 13». Стихи пишет с детства, выражая в них свою жизненную позицию. В 2022-м московское издательство «Рифмоград» выпустило четыре книги Марии Дюжинковой. Естественно предоставить аудиторию талантливому человеку в эти мартовские весенние дни.
Вечер «Неизвестные поэтессы Серебряного века» состоится 9 марта в 18:30 в конференц-зале Дома актёра. Вход свободный.
Новости партнёров
Ранее в рубриках

В Воронеже — Туризм в Воронеже: хорошо, но недостаточно
Воронеж намерен принять участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов туристического кода города.

В России — «Ква-ква парк» приглашает на встречу с летом
Подарить себе и близким незабываемый отдых поможет Ква-ква парк. Это грандиозный водный аттракцион в столице.

В мире — Названы худшие мировые достопримечательности
Вы удивитесь, но в их число попали Тадж-Махал в Индии и Голливудская аллея славы.

Общество — О неисправностях техники Аpple и способах её восстановления
К сожалению, любая техника может ломаться. Некоторые дефекты можно устранить собственными силами, с серьёзными лучше обратиться к специалистам.

Театр — В время Ночи в Кольцовском театре будут позволены реплики с места
Кроме того, актёры приготовят для зрителей угощение – не пугайтесь, это не будут сцены из спектаклей.

Кино и телевидение — Критики рассказали, почему новые «Дети кукурузы» — дрянь
Зрители проявили солидарность с рецензентами –кассовые сборы оказались провальными.

Персона — Депутаты Воргордумы избрали мэром Вадима Кстенина
Он будет главой города в ближайшие годы. Обещает 20 объектов общего образования и 20 детских садов.

Литература — «Эффект Сюзан» Питера Хёга – роман-предупреждение о том, что уже началось
25 марта в 19.00 в книжном магазине «Во весь голос» (Санкт-Петербург, ул. Маяковского, 19) пройдёт презентация романа.

Музыка — Поиск и выбор гитары в интернет магазине
Выбрать и приобрести качественную гитару стоит в специализированном магазине. Там смогут предложить широкий выбор .

Изобразительное искусство — В Воронеже открылась выставка трёх художников из Липецка и Тамбова
Их объединяет постоянное участие в Академических пленэрах на Воронежской земле.

Зал ожидания — Воронежцев пригласили на бесплатный концерт «Два великана»
А также на музыкальный лекторий, посвящённый 150-летию Сергея Рахманинова.

Главное — Заседание комиссии по культурному наследию получилось долгим и дискуссионным
Такое случается нечасто. Обычно члены комиссии более склонны к компромиссам.