Войти
Литература
02.08.2022 19:41
Поэт отверженных: в Воронеже почтили память Валерия Исаянца

Поэт отверженных: в Воронеже почтили память Валерия Исаянца

  • Текст: Валерия Трофимова
  • Фото: Валерия Трофимова

В Воронеже прошёл вечер памяти Валерия Исаянца — бездомного поэта, ещё в годы жизни ставшего городской легендой. Мероприятие было организовано в рамках культурно-просветительского проекта «Мир бездомного человека» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Директор галереи «Х.Л.А.М.» Алексей Горбунов поделился историей жизни поэта, по крупицам собранной из чужих писем, слов и собственных воспоминаний.

— О бездомных, конечно, много мифов существует, — начинает свой рассказ Алексей Горбунов. — Есть клише, что это просто судьба алкоголизма. Но на самом деле, если бы кому-то хватало терпения вникать в судьбу каждого такого человека, мы бы узнали о них намного больше.


Валерий Исаянц родился в 1945 году в Воронеже, а умер в 2019-м, не дожив лишь немного до своего 75-летия. Отучился в Суворовском училище, после — на филологическом факультете ВГУ. Работал в Новосибирской области, в Приамурье, в Воронеже. Он всегда много странствовал, но лишь в 90-е годы кочевничество действительно стало его образом жизни.

Исаянц знал многих людей из мира искусства, среди которых были Анастасия Цветаева, Арсений Тарковский, Евгений Пастернак и другие; о его же собственном творчестве в обществе было известно мало. В 1978 году под редакцией Тарковского вышел сборник его стихов «Облики» в Ереване, после чего поэт не печатался более 30 лет.


— Я познакомился с ним очень поздно, — делится Алексей Горбунов. – В 2001 году я шёл мимо Никитинской библиотеки и увидел своего друга Болгова, основателя и руководителя поэтического клуба «Лик». Рядом с ним стоял Исаянц, Миша меня с ним и познакомил. Я купил тогда несколько его работ, понял, что он ими занимается. Как Хлебников, он везде ходил со своими стихами.

В начале 2000-х творчество Валерия Исаянца начало вновь понемногу проникать в общество, но это не было инициативой самого поэта. В то время он уже вёл бродяжнический образ жизни: ездил в электричках по Черноземью, летом ночевал в лесах или подъездах, зимой — у добрых людей в деревнях или на дачах. Исаянц продолжал писать стихи, оставляя их на тех обрывках бумаги, которые ему удавалось найти — на старых упаковках, книжных обложках, случайных картонках, — и они гнили и пропадали. Группа инициативных поэтов из «Лика» решила отыскать уцелевшие записи и сохранить их. Многие из стихов подверглись обработке: их дополняли, заменяли одни слова на другие, помещали в них порой целые строки.

Найденные и адаптированные стихотворения Исаянца вошли в сборник «Пейзажи инобытия», который был выпущен в 2013 году издательством «Водолей». Из них почти все были написаны уже в последние два десятилетия, поскольку старые черновики к тому времени бесследно исчезли.

— Мы устроили презентацию этой книги в «Х.Л.А.М.е». Пришло тогда очень много людей — ни на одну выставку столько не приходило, — вспоминает Алексей Горбунов. — Вдруг шёпот раздался: появился Исаянц в белом пиджаке с пятнами; он всегда экстравагантно одевался. Все — и репортёры, и гости выставки — кинулись его фотографировать, будто зашёл сам Иисус. Я пытался понять, что так волнует этих людей, ведь его поэзию они вряд ли знают. А им была интересна его жизнь. Они видели перед собой рафинированное существо, которое реально спит где-то на хвое, спит где придётся.


Постоянное кочевничество и отстранённость от людей окутывали личность Валерия Исаянца тайной. Он жил незаметно, оставляя свои стихи где попало, отдавая их знакомым, мог умереть незаметно — когда нашли тело, его назвали Исаевым, а потому не сразу опознали. Даже после смерти о нём известно по-прежнему мало: картину его жизни по деталям собирают из уцелевших рукописей, воспоминаний знакомых с ним людей и случайным крохам информации.

По характеру Исаянц был человеком сложным: он отличался вспыльчивостью, рассеянностью, не умел — или не желал — принимать помощь и не мог браться за ответственную работу. Поддерживать с ним диалог было трудно, потому что поэт всегда оставался где-то в своём собственном, недоступном другим людям мире, а все связи с ним так или иначе обрывались. У Анастасии Цветаевой не получалось его пристроить в Эрмитаже из-за его забывчивости, которая несколько раз в прошлом едва не приводила к пожару; работая же в библиотеке, он мог не прийти в какой-то день и на вопрос заведующей коротко ответить: «Мне кажется, вы излишне любопытны».


Об Исаянце говорили также, что он душевно болен, но точно диагностировать его расстройство так и не смогли. Неоднозначность его личности приводила к такому же двойственному мнению других людей о нём. Александр Гунин в своих ранних воспоминаниях отмечал, что чувствовал в нём «нечто демоническое», что «темнота метафизическая буквально сочилась из него». Однако через несколько лет его представление о поэте изменилось.

— «Валера рассказал, что квартиру потерял: оказался на улице и стал самым настоящим бродячим поэтом. Его энергетика сильно изменилась. Темнота ушла или, скорее всего, рафинировалась. Творчество буквально сочилось из него. Валера предстал внутренне воздушным, лёгким, светлым», — озвучивает Горбунов воспоминания Гунина.

В 2004-м были опубликованы дневниковые записи Анастасии Цветаевой, посвящённые совместной поездке с Исаянцом в Крым в 70-е годы; они вошли в книгу «История одного путешествия». Сборник воспоминаний был издан уже посмертно, однако сам Валерий Исаянц на тот момент оставался жив и даже дополнил его «Комментарием главного героя».

— Для меня он чистородный поэт, последователь Серебряного века, потому что доказательством поэзии является сама его речь, которую я слышал, — признаётся Алексей Горбунов. — Она невнятна, и такое бормотание, конечно, журналисты не разбирали, не могли взять интервью у него. Но если он сидит, не спеша пьёт чай, ты переспрашиваешь у него, то он изъясняется, конечно, фантастически.

Исаянц оставил после себя не только стихи, но и рисунки, которые он создавал с помощью фломастеров и ручек. Сюжеты его картин были метафоричными, цвета — яркими; творческие порывы, как и поэтические строки, оставались запечатлёнными на неприглядных картонках. Он изображал театры и цирки, пейзажи Армении, известных личностей. Каждый из своих рисунков Исаянц дополнял какими-то комментариями, пояснениями. Из его картин тоже уцелели далеко не все: многие сгорели, сгнили; некоторые он позже стал покрывать скотчем, желая уберечь от воздействия огня и времени.


Его картины постепенно начали презентовать в разных художественных пространствах. В 2016 году работы Исаянца появились в Музее нового искусства в Москве, в 2017-м в галерее «Х.Л.А.М.» открылась его первая в Воронеже персональная выставка «Орфей причаливает в ад». Такое же название носит одна из графических работ художника, созданная им уже в 2000-х годах, когда он успел лишиться одной и второй квартиры, когда сгорел его маленький домик в Рыбачьем. «Орфей причаливает в ад» — одна из немногих картин, в которых содержится элемент жалобы: Исаянц называет адом ту жизнь, в которую попал.

Двумя годами позже эта же выставка прошла в московском Доме на набережной, в квартире Симона Мраза. Экспозиция стала данью памяти художника.

В 2016-м «Х.Л.А.М.» посетила женщина, представившаяся первой любовью Валерия Исаянца. Её звали Дарья, и она принесла письма поэта, его открытки, коллажи, адресованные ей. В 1972 году с Исаянцом её познакомили друзья из художественного училища. Он предстал перед ней импозантным молодым человеком в длинном чёрном пальто и шляпе. Дарья и Валерий гуляли в тот вечер по улице, он читал ей свои стихи, и она в него влюбилась. Несколько раз они потом пересекались, хотя сам Исаянц никогда не назначал встреч, но в один момент мать Дарьи, работавшая невропатологом, услышала его имя и призналась, что он её пациент. С молодым поэтом Дарья тогда рассталась, позже вышла замуж за одного художника. Однако в истории жизни Валерия она осталась — позже о ней в своих воспоминаниях о поэте напишет Гунин.

Исаянц был человеком исключительным, в чём-то странным и непонятным — и об этом говорит не только его образ жизни, от которого позже он сам не захотел отказываться, но и многие другие детали. Он привык к тому, как теперь выстраивались его дни, находил своё счастье в том, чтобы оставаться вечным скитальцем и чувствовать в этом свободу одиночества — такую же, как он сам, для многих странную, исключительную; он не сковывал себя привычными условностями. Алексей Горбунов подчёркивает, что он выражал в своих рукописях то, чего не замечали или о чём не рассказывали другие люди. До него никто не писал так детально о жизни бездомных — а он оставлял на бумаге свои наблюдения и впечатления.

«Хочу сказать о сегодняшнем времени, — значится в «Комментарии главного героя» к книге воспоминаний Цветаевой. — Жутчайшая зима, полторы недели назад было +2-4, а сейчас до -35 градусов мороза. Громадные снега, которых не бывало с 73-го, 45-го, 68-го и где-то 92-го года. Это в результате безмерной усталости лётчиков, рассеивающих так называемые круглые тарелки, летающие в небе, с порошками озона. Это колоссальный труд, в котором участвуют все космонавты СССР с малой оплатой».

— И как он оценивал слово… Было в советское время такое слово — «достать», ну то есть с чёрного хода что-то купить, — объясняет Горбунов. — И вот в Ереване когда он был, его там опекали, спрашивали: «Простите, что ещё достать?». И если обычно он говорил, что ему было нужно, то один раз сказал: «Пролётку за шесть гривен». Вспомнил строки из стихотворения Бориса Пастернака: «Достать пролётку. За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик колес, / Перенестись туда, где ливень / Ещё шумней чернил и слёз».

Рассказ о неоднозначном человеке вызвал такую же неоднозначную реакцию публики. После того, как Алексей Горбунов прочитал все письма и озвучил воспоминания, гости долго обсуждали Исаянца, пытаясь понять, что двигало им в годы жизни, к чему он стремился. Его называли свободным — говорили о том, что он в своём скитальчестве мог быть счастливее многих материально обеспеченных людей, что внутри себя хранил целый мир.

— Он как невидимка был. Такие люди вроде бы есть среди нас, а вроде бы нет: мы их не замечаем. Они как-то прячутся, скрываются и не всегда нам показываются, — поделилась впечатлениями одна из слушательниц.

— Вот такой человек не от мира сего жил рядом с нами, нам всем было наплевать, но от него осталось 600 писем Анастасии Цветаевой в московском архиве, осталась пьеса «Жанна Д’арк», осталось огромное количество комментариев, которые будут изданы, 2000 работ, — подытожил Алексей Горбунов. — Это не наивное искусство, как его называют, а искусство отверженных. Это поэт отверженных. Нам и сейчас не хочется о нём ничего знать, но это гениальная личность.


Смерть не всегда приносит признание, и судить о том, насколько известными станут в будущем стихи и картины Исаянца, пока трудно. Сейчас его творчеством занимаются исключительно энтузиасты, а в широкие массы оно проникает пока осторожными, неспешными шагами — и непонятно, к чему в итоге это приведёт.


Фото: Pinterest

Ранее в рубриках
В Воронеже«Факел» проиграл «Ростову» на своём поле, губернатор обвинил судейство

В домашнем матче с «Ростовом» воронежский «Факел» уступил с минимальным счетом, Александр Гусев возмутился судейством.

В РоссииНакануне Дня космонавтики воронежцы увлеклись видео с МКС

Такие выводы сделали аналитики МегаФона на основе исследования обезличенных данных абонентов.

В мире«Гала-концерт Большого балета 2024 в Сеуле» отменили за сутки до начала

Это особенно неприятно после недавней отмены выступления в Сеуле российской балерины Светланы Захаровой.

ОбществоВоронежское духовенство во главе с митрополитом Сергием собралось у гроба отца Петра

Глава Воронежской митрополии совершил заупокойную литию у гроба новопреставленного протоиерея Петра Петрова.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 11-14 апреля: стих ветер в парусах

Попытка взять зрителя количеством не увенчалась успехом.

ПерсонаВоронежский танцовщик Дмитрий Трухачёв стал лауреатом стипендии Правительства РФ

Воронежцы знают его по партиям Фарлафа, Черномора, Злого Колдуна, Синьора Помидора, Бенволио, Санчо Пансы и другим.

МузыкаЭстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»

Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.

Изобразительное искусствоВ Воронеже организовали сеанс живописи, посвящённый Первой мировой войне

Натурщики были в тщательно воссозданных исторических костюмах той эпохи.

Зал ожиданияВоронежцам подсказали, как приятно и пользой провести выходные дни 13 и 14 апреля

ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 13-14 апреля 2024 года.

ГлавноеНа совещании у мэра решали важные социально-культурные вопросы

Работы на объектах социальной сферы стали основной темой планёрки мэра Вадима Кстенина.