Литература
Вышел ноябрьский номер журнала «Подъём»
- Текст: podiemvrn.ru
- Фото: podiemvrn.ru
Ноябрьский выпуск журнала «Подъём» посвящён 100-летнему юбилею Воронежского государственного университета. Авторский корпус этого номера составили выпускники ВГУ разных лет. Авторитетные ученые и литераторы предстают перед читателем в необычной ипостаси: в творческо-биографические справки включены их фотографии со студенческих билетов и зачёток.
Рассказ Валентина Семёнова «Свадебные самолёты» о войне и любви, которая превыше смерти – столь высока жертвенность главной героини. Все происходящее схвачено острым авторским глазом, детали отчетливы и выразительны, а скупая авторская речь, кажется, не содержит ничего лишнего. Напротив, история Виталия Злотникова «У вечного огня» безыскусна и кажется почти устным повествованием, однако в рассказе о старушке-матери, приехавшей к братской могиле, где лежит её погибший сын, есть затаённость и чистота чувства, которые словно бы отодвигают в сторону литературное мастерство и соприкасаются с сердцем современника напрямую.
В сюжете Вячеслава Лободова «Ноябрь. День спрятанного солнца» осенняя охота и далёкий концерт пианиста соединяются острым переживанием, пора зрелости причудливо переплетена с наивным горением юных лет – в таком чередовании и слиянии явлена волшебная сила природы.
Фантасмагория Александра Бунеева «Бабушкин сон» сплавляет реальность и видения, плотные предметы и их неуловимую видимость. Старые кварталы Воронежа предстают царством, в котором возможно невероятное. Тут в самом составе воздуха есть привкус послевоенной городской окраины, а окружающее пространство насыщено огромным количеством характерных подробностей.
«Зубная фея» Бориса Подгайного написана слегка ироничным слогом и насыщена житейскими подробностями. Атмосфера современного городского мещанства дана здесь в такой концентрации, что вспоминается сразу множество классиков – отечественных и зарубежных: Кафка, Гоголь, Сологуб, Чехов…
Университетская поэзия разных лет представлена в двух коллективных подборках и авторских циклах стихотворений Станислава Никулина, Галины Умывакиной, Ивана Щёлокова, Александра Нестругина и Владимира Тулупова.
Очерк Михаила Карпачёва «Три ректора – три вехи в истории Воронежского университета» посвящён трём руководителям ВГУ в разные, но чрезвычайно важные периоды его существования: профессору истории Василию Эдуардовичу Регелю, философу-марксисту Павлу Флегонтовичу Сапожникову, учёному-химику Борису Ивановичу Михантьеву. О первых студентах учреждённого в 1918 году нового университета свидетельствует архивная мозаика Александра Акиньшина. Воспоминания Аллы Ботниковой о знаменитых преподавателях послевоенной поры дополнят университетскую летопись большим количеством деталей.
Эссе Владимира Шарова рисует перед читателем образы поэта Осипа Мандельштама, хранительницы его рукописей Натальи Штемпель, историка Александра Немировского. В свою очередь, эмоциональные рассуждения Льва Кройчика изображают университетское пространство в виде особого мира со своими красками и смыслами.
Заметки Александра Смирнова о прошлом состоят из трёх небольших глав – об университетском Театре миниатюр, об учёном, журналисте и театрале Вадиме Кулиничеве, о поэте Алексее Прасолове в пору его работы в районной газете. Здесь же – экзотический материал Дмитрия Дьякова о Занзибаре и его президенте Али Мохамеде Шейне, который учился в ВГУ на подготовительном факультете для иностранцев. А также неустаревшая статья Вадима Кулиничева о «детях войны», которая была признана лучшим произведением в жанре критики на страницах журнала «Подъём» в 1985 году.
Завершают номер житейские рассказы замечательного воронежского филолога профессора Анатолия Ломова – их можно назвать прекрасным образцом современной прозы, в которой лёгкий язык переплетается с точной изобразительностью. И рядом – записки натуралиста, известного орнитолога Леонида Семаго, вдохновенно говорящего о природе.
На большой цветной вклейке и обложке размещены репродукции картин университетского пленэра 2013 года – портреты, городские виды, пейзажи, жанровые сюжеты. Акварель и масло, пастозная фактура и тонкий рисунок, вечерняя палитра и утреннее пиршество красок… И совсем не случайно очерк Тамары Дьяковой об этой живописи называется «Университет вдохновения».
Ранее в рубриках
В Воронеже — Воронежцам посулили майское похолодание: природа сменит гнев на милость. Или наоборот
В первой половине мая уже не будет так тепло, как в апреле, зато синоптики обещают дожди.
В России — Роман Вильфанд предупредил о жаре в Воронежской области и других регионах
Вильфанд cообщил об аномально высоких температурах в некоторых регионах России.
В мире — Карнавалы становятся неуправляемыми и опасными
Какая злая сила превращает толпу в скопище дикарей, теряющих всё человеческое?
Общество — Воронежцам показали, во что превратится парк «Танаис»
Основная мысль в основе развития этой территории – сохранение семейных ценностей.
Театр — «Вечно живые» снова на сцене Кольцовского театра
Воронежцам покажут спектакль 4 курса актёрского факультета Воронежского государственного института искусств.
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 25-28 апреля: скромно, но с прицелом
Лидировал фильм «Сто лет тому вперёд». За свой второй уик-энд в российском прокате картина собрала 180 миллионов рублей.
Персона — Михаил Шуфутинский не собрал в Воронеже зал и в мае не приедет
Организаторы концерта не учли, что пик популярности престарелого шансонье уже в прошлом.
Литература — Вышел новый роман Жана-Кристофа Гранже «Красная карма»
В этой истории есть зловещие секты, человеческая жестокость, мистика, экзотика и роковые тайны.
Музыка — Явным фаворитом «Евровидения-2024» назвали швейцарца Немо
В своей песне «Код» Немо органично сочетает яркую мелодику с элементами хип-хопа.
Зал ожидания — Воронежцам подсказали, как приятно и с пользой провести выходные и праздничные дни 28 апреля – 1 мая
ТИЦ Воронежа подготовил дайджест событий на выходные дни 28-30 апреля и 1 мая 2024 года.
Главное — В Воронеже отменили «чисто английский» спектакль с Игорем Ливановым
До этого сорвались спектакли «Шпионы навсегда» с участием Нонны Гришаевой и «Примадонны» с Тимуром Еремеевым и Александром Якиным.