Литература
В октябрьском номере журнала «Подъем» по-новому оценивается вклад Алексея Кольцова в литературу
- Текст: Вячеслав Лютый
- Фото: culturavrn.ru
Октябрьский выпуск литературно-художественного журнала «Подъём» (Воронеж) почти во всех материалах номера по-хорошему удивляет, хоть и остается в рамках традиции – в тематике, именах, литературных формах. В повести Михаила Фёдорова вы услышите дыхание времени, статья Елены Третьяковой удивит вас новым взглядом на Кольцова и его творчество. Игорь Маркин рассказывает о колдунах, наговорах, порче, воскресших мертвецах и русалках.
В рассказах Валерия Аршанского (Мичуринск) «Жил на свете Корбюзье», Александра Андреева «Старый Кёнигсберг», Ирины Араповой «Дача в снегу» верность красоте и памяти, почти утраченному ныне гармоничному соседству с природой обращают взгляд читателя к устоям человеческого существования, когда душа в своих добрых намерениях – и есть эхо мистического замысла Бога о человеке.
Октябрьские Кольцовско-никитинские чтения, которые проводятся в Воронеже в течение многих лет, нашли свое литературно-критическое продолжение и на страницах журнала. Концептуальная статья Елены Третьяковой (Краснодар) «Несжатое поле» по-новому определяет место Алексея Кольцова в традиции золотого века отечественной словесности. Александр Высотин обращается к стихотворению И.С. Никитина «Русь» в связи с 160-летием его опубликования. Авторские размышления символично озаглавлены «Назвать матерью…» и соединяют историю литературы с современностью. Анатолий Манушин рассказывает о творчестве и судьбе Ивана Сурикова, чьи стихи и песни находятся в русле художественной традиции Кольцова и Никитина.
Поэзия в номере представлена циклами стихотворений Аркадия Пресмана и Ивана Сафонова (Лиски), Николая Алешкова (Набережные Челны) и Игоря Лукьянова (Борисоглебск). Лучшие стихи участников III Фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», состоявшегося в начале августа в Борисоглебске, объединены в подборку «Земная ось». Творчество современного московского поэта Виктора Кирюшина рассматривается в статье Вячеслав Лютого «Чередованье тьмы и света», а сами стихи, наполненные высоким созерцанием окружающего мира, даны здесь же под общим наименованием «Перышко гусиное».
В рубрике «Истоки» читатель встретится с Русью православной и отголосками Руси языческой. Эссе Татьяны Грибановой (Орел) «От Рождества до Покрова (Родные запахи)» написано замечательно выразительным языком. Знаменитая книга Ивана Шмелёва «Лето Господне» как будто обрела свое сегодняшнее отражение – и в духовном смысле, и в литературном стиле. Материал Игоря Маркина «Когда песок взыйдет…», напротив, сосредоточен на темных поверьях Черноземного края – на колдунах, наговорах, порче, воскресших мертвецах и русалках.
Большая статья известного прозаика Ивана Евсеенко «Я лиру посвятил народу своему…» раскрывает тему взаимоотношений писателя и народной культуры, творческого вдохновения и нравственного долга, чувства любви к родной земле и существования в нынешних государственных и социальных обстоятельствах.
Валентина Базилевская подробно описывает историю возникновения мемориального кладбища в Дубовке, где с конца 1920-х годов проводились массовые казни репрессированных воронежцев. С 1989 года и по нынешнее время общество «Мемориал» и горожане – студенты, преподаватели, рабочие и интеллигенция участвовали в разыскании лесных «расстрельных ям», в перезахоронении останков погибших. В горестном названии очерка «Казалось, что они становятся свободными…» – неизбывная печаль о прошлых десятилетиях.
В отклике на книгу Павла Кабанова «Остров невезения. Воронежская власть на переломе эпох» Бронислав Табачников отмечает достоинства этого объемного труда о воронежской номенклатуре послесоветских лет. Уже самим заголовком рецензии «Остров невезения как часть материка» подчеркивается: местная вертикаль власти неотделима от общегосударственной.
М.И. Лихачев. Портрет Р.А. Мануковской
Эдуард Ефремов делает критический обзор трех альбомов живописи и графики из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского: «Петровская гравюра», «Нилус: в поисках неуловимого», «Воронеж и воронежцы». На журнальной вклейке размещены репродукции из этих изданий.
Вторая вклейка отдана работам Эдуарда Покорного, которые соединяют в себе мастерство фотографа и художника. Природа и монастыри, паломники, переливы цвета и воздуха – все естественно вписывается в лейтмотив изобразительного цикла «Душа Севера».
На перекрестке современности и истории, прислушиваясь к дыханию времени и не забывая о корнях, журнал «Подъём» продолжает свой творческий путь.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — В Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку
Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Секреты успешного кастинга для участия в фильмах и передачах
Следуя нашим советам, вы сможете пройти кастинг на самый престижный проект.
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.