Кино и телевидение
Почему длинные стоячие овации по окончании фильма или спектакля – это плохо
- Текст: Сергей Кольцов
- Фото: Pinterest
В Каннах прогрессирует застарелая болезнь, которая возникла именно здесь, а потом распространилась по всему миру, заразив не только кинематограф, но и театр. Долгие стоячие овации теперь сопровождают не только шедевры, но и сомнительные режиссёрские опусы.
78-й Каннский кинофестиваль уже в самом разгаре, а тенденция не показывает никаких признаков ослабления. Стоит задуматься о месседже, стоящем за всем этим шумом. Истеричные, чрезмерные аплодисменты не радостны. В глубине души они отчаянны и являются показателем упадка того, что якобы празднуется. Бешеные стоячие овации — это не просто досада. Это проклятие.
Это продолжительное ликование, напоминающее митинги при авторитарных режимах, было раздуто и нормализовано намеренно. В конце каждой премьеры внутренняя производственная группа фестиваля проецирует лица режиссёра и их актёров на большой экран Дворца. Эффект камеры плюс стадность побуждают всех в кинотеатре (или в театре) принимать правила игры.
И чаще всего эти бурные овации и рёв одобрения — просто странная смесь дурных манер и коллективного безумия.
Директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо признался, что поощряет подобную практику. В 2022 году он говорил, что стимулирование оваций является частью его работы: «Я обращаю внимание на то, как долго держать зал в темноте, следует ли оборвать титры, когда наступает лучший момент для включения света и т. д. Каждый показ — это праздник, и участие зрителей делает этот праздник намного лучше. Люди хотят участвовать!».
Вслед за Каннами Венеция также всё чаще демонстрирует затяжной акт восторга. Особенно в тех случаях, когда надо отдать должное фильмам с большими звёздами — «Гравитация», «Звезда родилась», «Бёрдмэн», «Кит». Именно они превратили Лидо в конвейер американского сезона наград. Рубикон будет перейдён, если и Берлин откажется от своего собственного давно отточенного чувства критической сдержанности.
Слишком раздутые овации, некоторые из которых по продолжительности сопоставимы с короткометражным фильмом, раньше были редкостью на Набережной Круазетт. Серджио Леоне в 1984 году получил 15-минутный приём «Однажды в Америке». Но теперь это массовое безумие стало базовым уровнем, и большинство конкурсных произведений на фестивале 2025 года получают какую-то дозу восторженной вертикальной похвалы. Уже стали нормой шесть или семь минут восторженных аплодисментов от более чем 2000 зрителей в официальных костюмах. Они стали похожи на дрессированных тюленей.
Между тем, противоположная традиция Канн страстного отрицания освистыванием испарилась за последнее десятилетие. Насмешки, справедливые или нет, когда-то означали, что зрители открыто выражают свои чувства по поводу того или иного фильма. Теперь публичные насмешки практически подавлены. Самоцензура в моде в креслах Театра Люмьер.
Проблема всего этого в том, что чрезмерное ура-ура — это маска для умаления. Здоровая, жизненная, динамичная форма искусства — та, которая уверена в своем месте в пантеоне культуры, — не компенсирует. Отвратительные компенсаторные механизмы поощрения чаще всего нужны несостоятельным художникам.
Подумайте об этих вскакиваниях цурикатов на театральных премьерах, о повторяющихся повторных бисах на оперных спектаклях, о восторженных рецензиях на практически любую новую постановку (независимо от её качества) и о бессмысленном пересказе литературных романов под видом рецензий. Суть в том, что по мере того, как популярная актуальность и уровень мастерства ослабевают, шумиха должна становиться всё грандиознее в надежде предотвратить «смерть».
Все эти «браво!» только заглушают реальность, которую лучше было бы встретить более взвешенно и сдержанно. Или даже просто в состоянии рефлексивного молчания.
Ранее в рубриках

В Воронеже — При реконструкции Петровской набережной совершались многомиллионные хищения
Установлен факт хищения бюджетных денежных средств на сумму более 37 млн рублей при устройстве малых архитектурных форм.

В России — Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) о преддверии Третьей мировой войны
Ко времени антихриста Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях.

В мире — Пенсионерка продала всё и покинула дом в Калифорнии, чтобы прожить 15 лет на круизном лайнере
Женщина вложила средства в собственную каюту на круизном судне Villa Vie's Odyssey.

Общество — Мошенники обещают воронежцам выплаты и продуктовые наборы от имени администрации
Негодяи не унимаются, изобретая всё новые способы отъёма денег у населения.

Театр — В Воронежском театре драмы снова замена
Очередной спектакль сорвался в Кольцовском театре – и снова его меняют на скучную до зевоты постановку худрука.

Кино и телевидение — Критики разнесли фильм «Мир Юрского периода: Возрождение»
Идеи закончились, диалоги позорные, а спецэффекты хуже, чем 30 лет назад.

Персона — Умерла Валентина Белоусова – выдающийся филолог-испанист
Она оставила яркий след в судьбах и душах всех, кто её знал.

Литература — Как быть мудрым в современном мире. Уроки книг Премудрости и Притч Соломона
Размышления ветхозаветного мудреца Соломона не теряют своей актуальности и в современном мире.

Музыка — Юбилейный 115-й выпуск состоялся в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей
33 процента выпускников колледжа получили дипломы с отличием.

Изобразительное искусство — Бурная музейная жизнь – десятки выставок в Крамском
Десятки, сотни культурных мероприятий в Воронеже и области радуют глаз и греют душу.

Зал ожидания — Состоится принесение в Воронеж ковчега с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского
Ковчег будет пребывать в главном православном храме Воронежа три дня.

Главное — Лето в Кольцовском сквере завершается на высокой ноте
Воронежская филармония проводит заключительные концерты в рамках популярного проекта.