Войти
Кино и телевидение
25.11.2021 09:12
Как развивалось Аниме в мире с 1980-х годов

Как развивалось Аниме в мире с 1980-х годов

  • Текст: Анна Домина
  • Фото: pixabay.com

1980-е годы считаются "золотым веком" аниме и стали свидетелями огромного взрыва жанров и интереса. Этому способствовало множество факторов, в том числе появление VHS. И дети, которых двадцать лет назад вдохновлял Тэцуван Атом, повзрослели и стали ностальгировать по любимым сериалам.

Мамору Осии снял "Урусэй Яцура" в 1981 году для студии Studio Pierrot, основанной всего двумя годами позже бывшими аниматорами Tatsunoko Pro и (вы угадали) Mushi Pro. Сериал, основанный на манге Румико Такахаси о развратном человеке, игривой инопланетянке, с которой он случайно обручился, и их друзьях, стал огромным хитом и ввёл ставшую практически обязательной практику рекламировать поп-песни в начальной и финальной частях сериала.

Формула спортивного аниме была закреплена в 1983 году в "Капитане Цубасе" Цутиды Про, сериале о футболе (или футболе для неамериканских зрителей), командной работе и дружбе. Он вдохновил целое поколение футболистов и писателей манги и установил стандарт для спортивных приёмов аниме с постоянно растущей крутизной и неправдоподобностью.

В начале 80-х на рынке появились VHS и другие домашние устройства записи/воспроизведения, и аниме было в авангарде. Urusei Yatsura вышла на VHS в конце 1983 года, а OAV (оригинальная видеоанимация, японская версия фильма на DVD) была изобретена в том же году. Первый OAV, "Лунная база Даллос" Осии, никого особо не заинтересовал, но прошло совсем немного времени, прежде чем более популярные фильмы начали поднимать рынок. Ещё одной технологической новинкой 1983 года стало CGI (компьютерно-генерируемые изображения). В фильме компании TMS "Голго 13" CGI использовалось в нескольких сценах, в частности, для показа вертолётов, кружащих над небоскребом. Это было первое значительное использование CGI в анимационном фильме не только в Японии, но и везде.

Самой большой новостью 1984 года стал фильм Kaze no Tani no Nausicaä (Nausicaä of the Valley of the Wind). Продюсер Исао Такахата, режиссер и сценарист Хаяо Миядзаки (те талантливые ребята, которые работали над "Хайди"), стал первым фильмом престижной студии Studio Ghibli. В том же году в 1984 году группой студентов университета была основана компания Daicon Films. Никогда не слышали о Daicon? Потому что в следующем году они сменили название на Gainax.

Но если авторские OAV и фильмы с огромным влиянием и студии - это не совсем то, что вам нужно, в 1984 году произошло ещё одно событие. Теперь, когда люди могли покупать аниме и смотреть его у себя дома, минуя цензуру и внимание публики на телевидении и в кинотеатрах, вы, наверное, догадываетесь, какая индустрия быстро пошла в гору. Первым "хентайным" (порнографическим) релизом стало аниме "Лолита", хотя более известен "Крем Лемон" того же года. За ним быстро и прибыльно последовали другие названия.

В 1986 году Toei анимировала "Dragon Ball" Акиры Ториямы. Сериал оказался, мягко говоря, невероятно популярным. Если за последние 30 лет вам понравился какой-нибудь сериал в жанре "сёнэн" (рассчитанный на мальчиков в возрасте от 6 до 15 лет) с затянутыми сражениями и постоянно увеличивающимися возможностями героев, то его автор, вероятно, в детстве смотрел Dragon Ball или его наследника Dragon Ball Z.

Источники аниме расширялись. Манга, романы и оригинальные истории оставались столь же популярными, но видеоигры (1986, Super Mario Brothers) и лёгкие романы (1988, Legend of the Galactic Heroes) вскоре также оказались плодотворной почвой. Типы адаптируемых историй также расширились. Первым аниме BL ("мальчишеская любовь", также известная как "яой" или "юри" и демонстрирующая однополые отношения, направленные на женщин) было OAV под названием Kaze to Ki no Uta ("Поэма ветра и деревьев"). Оно было анимировано небольшой студией Office Next-One в 1987 году.

Благодаря деньгам от домашних релизов, лицензированию за рубежом и экономическому пузырю, в котором находилась Япония, бюджеты увеличивались. Нигде это не было так очевидно, как в фильме "Акира" в 1988 году. На "Акиру" выделили много денег, и это проявилось на экране в плавной анимации. Там, где Tetsuwan Atom обходился 8 или менее кадрами анимации в секунду, Akira использовал 24. Это было первое аниме, в котором использовались предварительно записанные диалоги, когда диалог записывается, а затем аниматоры подбирают движения рта к звуку, вместо того чтобы делать это наоборот (что гораздо дешевле). В течение многих лет после этого это аниме было самым популярным, чтобы показать друзьям, как удивительно может выглядеть любимая вами среда.

1990-е годы: Crash

Разумеется, бюджеты не могут расти бесконечно. В 1991 году экономика Японии потерпела крах, бюджеты были урезаны, а многие студии по производству аниме и OAV закрылись. Однако даже в условиях рецессии развлечения всегда пользуются популярностью. Studio Ghibli пережила бурю благодаря своему последнему хиту ("Служба доставки Кики"), а телевидение продолжало оставаться благодатной почвой для финансирования. Например, компания Toei выпустила в 1992 году сериал "Сейлор Мун", который имел огромный коммерческий успех.

В 1995 году компания Gainax выпустила "Neon Genesis Evangelion", деконструкцию жанра гигантских роботов, полную интригующей иконографии, мрачных тем и сломанных, но симпатичных персонажей. Он сразу же привлек внимание всего мира аниме, и его влияние на дальнейшее развитие робототехники трудно переоценить.

В дополнение к своим взглядам на робототехнику и психологию использования подростков в качестве пилотов, две главные героини Evangelion оставили огромный след в мире аниме. Аска и Рей, соответственно, характеризуют то, что впоследствии стало известно, как популярные типы личности "цундере" и "моэ". (Цундере - это персонаж, который изначально ведёт себя холодно, но потом теплеет, а моэ - это милый персонаж, к которому вы испытываете сильные защитные чувства). Асука и Рей не были первыми персонажами, созданными в этом стиле (Urusei Yatsura, вероятно, принадлежит это звание), но количество продаваемых товаров с участием этих девушек было и остаётся огромным, и по сей день.

Первым аниме, основанным на видеоигре, было Super Mario Brothers: Peach-hime Kyuushutsu Daisakusen (Великая миссия по спасению принцессы Персик) в 1986 году, но жанр получил широкую известность и прибыль благодаря Pokemon в 1997 году. Он до сих пор выходит в эфир, и студии всё ещё пытаются повторить его международный успех. Видеоигры, конечно же, ориентированы не только на детей, но и на взрослых, и игры по визуальным романам (особенно, да, эротическим) тоже стали использоваться в качестве исходного материала. Первой такой игрой стала Sentimental Journey в 1998 году, а в 2000-х годах жанр переживал бум.

Аниме продолжало развиваться и диверсифицироваться. OAV могли быть настолько кровавыми, экспериментальными или эзотерически случайными и комедийными, насколько сценаристы могли придумать. Поздние аниме, такие как Serial Experiments Lain в 1998 году, углублялись в серьёзные философские темы со стильной и утонченной анимацией. Кстати, о стиле: Studio Bones была основана в 1998 году сотрудниками Sunrise, и их первым проектом стало сотрудничество с Sunrise для создания джазового космического боевика Cowboy Bebop: Tengoku no Tobira (Knockin' on Heaven's Door).

2000-е годы: Компьютеры и пузырь

С середины 1930-х годов аниме почти исключительно снималось на кальке. В 90-е годы CGI становился все более распространенной дополнительной техникой. Лёгкость, с которой компьютеры могли манипулировать изображениями, даже покорила пуриста традиционной анимации Миядзаки, который использовал CGI в фильме 1997 года "Принцесса Мононоке-Химэ" для анимации демонических усиков и нескольких других эффектов после того, как его сотрудники продемонстрировали, как легко они могут вписать анимацию.

Первое полностью компьютерное аниме, A.LI.CE., появилось в 1999 году. Будучи ещё относительно ранним CGI, оно не выглядело как "аниме", и к этому моменту вид аниме, который мы ассоциируем с жанром, был очень чётко определён. По мере того, как всё больше студий начинали использовать новые цифровые технологии, большинство из них выбирали методы, которые хорошо сочетались с ручной прорисовкой. По мере роста производительности компьютеров и снижения цен, студии полностью заменили кальку цифровыми чернилами и красками. В этом методе после рисования каждого кадра он сканируется в компьютер, затем раскрашивается и компонуется в цифровом формате, а не переносится на кальку, раскрашивается и компонуется вручную.

Возможность использовать компьютер для быстрой обработки утомительной работы была, что неудивительно, популярна, и большинство студий перешли на этот метод уже в 2005 году. Последним, кто остался в стороне, был "Эйкен с господином Сазаэ", самое долгоиграющее анимационное шоу в мире. Если ничего не сломалось (а графика не слишком сильно эволюционировала по сравнению с 1969 годом), зачем её чинить? Но даже Сазаэ-сан в конце концов склонился перед современным удобством и в 2013 году перешёл на цифровой формат.

В начале 2000-х годов аниме снова процветало. Ряд хитов оживил рынок как в стране, так и за рубежом. Среди них были такие долгожители, как One Piece (1999), Naruto (2002) и Bleach (2004), которые способствовали перекрестному продвижению продаж манги, фильмов, видеоигр и товаров, и их выпуск не прекращался. Зарубежное лицензирование процветало, а фильм студии Ghibli "Sen to Chihiro no Kamikakushi" (Spirited Away) в 2002 году получил премию "Оскар" как лучший анимационный фильм.

Интернет способствовал глобальному общению между фанатами, которые охотно обсуждали друг с другом свои любимые (и не очень любимые) сериалы в мельчайших подробностях, расцвело целое направление https://keltr.ru/tovari/anime---raznoe/ онлайн продаж одежды и сувениров по тематике Аниме. Растущая лёгкость бесплатного распространения аниме через Интернет вызывала споры у производителей, беспокоившихся о доходах, но, как и до этого VHS, студии начали экспериментировать со способами монетизации этого нового канала распространения.

Первое ONA (оригинальное сетевое аниме) вышло в 2000 году. Оно длилось всего четыре минуты и представляло собой адаптацию короткой истории из четырёхпанельной манги Azumanga Daioh, созданной компанией J.C. Staff. Планировалось посмотреть, будет ли достаточно интереса, чтобы создать серию эпизодов для Интернета, но интерес был настолько велик, что вместо этого они сделали традиционный (или настолько традиционный, насколько традиционна комедия Azumanga) аниме-телесериал.

Вскоре появились короткие интернет-серии, а первый полнометражный (22-эпизодный) аниме-сериал от ONA, Maho Yugi (Magical Play), дебютировал в 2002 году. Благодаря своему успеху он также был перенесен на телевидение. Однако переход в другом направлении – с телевидения на потоковое вещание в Интернете – оказался несколько более долгим из-за проблем с лицензированием, доходами и пиратством.

В 2006 году рынок был перенасыщен выбором. Как и в конце 1980-х, аниме находилось в пузыре, и, как и в конце 1980-х, экономика вот-вот должна была рухнуть. На этот раз первым и сильнее всего пострадал американский рынок, а затем и экономика, но Япония уже находилась в длительной рецессии. Эти постоянно растущие зарубежные лицензионные отчисления составляли немалую часть бюджетов многих эзотерических аниме, ориентированных на взрослых. Сериалы с альтернативными источниками дохода, такими как продажа товаров, продолжали существовать, но сериалы, полагающиеся на продажи DVD и коммерческих спонсоров, столкнулись с проблемой.

Количество новых серий, создаваемых каждый год, снизилось с максимума в 159 наименований в 2006 году до 118 в 2010 году. Как и в 90-е годы, выжившие студии придумывали новые способы продолжения. Популярным решением было обслуживать всё более нишевые демографические группы, полагаясь на продажу очень дорогих DVD и, позднее, Blu-Ray для хардкорных фанатов. Титулы "Мо", которые побуждают зрителей желать защиты (и одержимости) персонажей, оказались эффективными в продвижении товаров и внушении преданности фанатов. Лёгкие новеллы (японская дешевая беллетристика) стали особенно популярны в качестве исходного материала в 2006 году после огромного успеха фильма "Меланхолия Харухи Харухи но Юуцу" ("Меланхолия Харухи Судзумии") компании Kyoto Animation, и эта тенденция до сих пор не прекратилась.

Другой вариант финансирования заключался в том, чтобы найти демографические группы, на которые раньше не обращали особого внимания, и начать предлагать им то, что они хотят, например, женщин, которым нравятся игры BL. 2007 год стал кульминационным для жанра: было выпущено пять OAV и один телесериал. Телевизионный таймблок, ориентированный на взрослых женщин, которые обычно вообще не смотрят аниме, под названием Noitamina ("анимация" задом наперед) стартовал ещё до краха в 2005 году и продолжал оставаться надёжным источником хороших названий с солидными рейтингами. И если у вас нет на руках нового большого хита и вы не хотите рисковать, экспериментируя, почему бы не сделать ремейк того, что сработало в прошлом? В 2009 году были популярны ремейки Fullmetal Alchemist: Brotherhood и Hunter X Hunter, а Dragon Ball Z: Kai получил успешное возрождение в 2011 году.

Студии стали более осторожными с непроверенными приличиями. Если раньше взятый сериал мог получить заказ на 26 или 52 эпизода (два сезона или целый год), то теперь гораздо чаще заказывают 13 эпизодов (один сезон). Если сериал достаточно хорошо продаётся на DVD или продаётся в достаточном количестве лицензионных товаров, позже может быть заказано еще 13 серий, и так далее, пока продажи не упадут. Хотя это удобно для продюсеров, это может быть сложно для сотрудников, которые не знают, продолжат ли они производство после окончания текущего сезона. Если между сезонами проходит много времени, могут потребоваться новые сотрудники, которым придётся продолжать работу там, где кто-то остановился много лет назад.

Студии не являются однородными монолитами, и трения между руководителями и сотрудниками, выполняющими тяжёлую работу по рисованию, существуют уже давно. Помните, Тэдзука хотел объединиться в профсоюз в Toei в 1958 году. Обвал 2000-х годов оказал дополнительное понижательное давление на зарплаты аниматоров, которые и так не были высокими из-за низких бюджетов и иностранной конкуренции. Если в 80-е годы японские компании часто анимировали американские мультфильмы, то сегодня Япония часто отдаёт анимацию на аутсорсинг таким странам, как Индия, Китай и Южная Корея.

Работа, длившаяся десятилетиями, наконец, окупилась в 2007 году, и был создан самый первый профсоюз японских аниматоров: Японская ассоциация создателей анимации. В неё вошли как новые, так и старые аниматоры, а первым президентом стал Тойо Ашида, который начал свою карьеру еще в начале 1965 года в Eiken. Наряду с улучшением коммуникации между коллегами по цеху и поддержкой в привлечении внимания к низким зарплатам и плохим условиям труда, самым большим преимуществом для членов ассоциации стал доступ, наконец, к групповому медицинскому обслуживанию.

В 2008 году студия GONZO испытывала финансовые трудности и решила начать агрессивное завоевание западного рынка. С этой целью они заключили партнёрство с японской компанией цифровых развлечений BOST и американским сайтом Crunchyroll, чтобы запустить самые первые "симулкасты" аниме. Симулкаст транслирует эпизоды по всему миру (или, по крайней мере, в те регионы, о которых договорились лицензиары) в тот же день, когда они выходят в эфир в своей стране. Первыми двумя сериалами, распространяемыми таким образом, были Druaga no To ~the Aegis of URUK~ (Башня Друага) и Blassreiter от GONZO.

Была пара ограничений - симуляции имели только английские субтитры и их нельзя было смотреть из Японии – но реакция западных фанатов была немедленной и положительной. В следующем 2009 году японская телестанция и дистрибьютор аниме TV Tokyo заключила сделку с Crunchyroll, чтобы легально транслировать одно из самых популярных аниме в мире, Naruto: Shippuden. Симулкасты и потоковое вещание сейчас повсеместно распространены настолько, что удивительно, если у какого-либо аниме нет онлайн-версии.

2010-е годы: Сегодня

Благодаря расширению глобальной коммуникации и регионам Blu-ray, в которых Япония находится в одном регионе с Северной и Южной Америкой, студии постепенно начали сами заниматься выпуском международных релизов, а не полагаться на внешних посредников. Это включает в себя создание собственных сайтов потокового вещания, таких как DAISUKI.net в 2013 году, и выпуск Blu-ray одновременно в Японии и Северной Америке, что было непостижимо ещё десять лет назад.

Аниме признано во всём мире как надежный источник развлечений и искусства. Если раньше японские аниматоры вдохновлялись работами Диснея, то теперь западные сериалы, такие как "Аватар: Последний маг воздуха" и "Самурай Джек", берут пример с Японии.

Студии продолжают адаптироваться к изменениям в способах рассказывания историй. Одно из самых популярных шоу в эфире сейчас - One Punch Man. Два разных коротких аниме-сериала были созданы специально для просмотра на мобильных телефонах.


Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеГубернатор ослабил санитарный режим для театров и подростков

Но это не полная, а частичная отмена строгих ограничительных мер против коронавирусной инфекции.

В миреДве важные новости о варианте «Омикрон» – хорошая и плохая

Заразность штамма так велика, что он неизбежно захватить всю планету, но протекает заболевание легче.

ОбществоКак защитить смартфон

Ваш смартфон может и должен служить дольше, сохраняя первозданный вид, но ему надо немного помочь.

ТеатрГусев согласовал увеличение заполняемости воронежских театров

Но пускать в залы будут только обладателей куар-кодов. Главный бенефициар этого послабления – Камерный театр.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 2 декабря: 15 новинок и один бесспорный лидер

Накануне прогнозировались более весомые сборы, но впереди выходные, когда ситуация может измениться.

ПерсонаУмерла Нина Ургант

Актриса прожила долгую, яркую жизнь и навсегда осталась в истории кинематографа.

ЛитератураВ Воронеже представят книгу «Перевернуть мир»

Двухтомник повествует о православном священнике Михаиле Шике, исповеднике веры, расстрелянном на Бутовском полигоне в 1937 году.

МузыкаК 100-летию Московской филармонии в Воронеже выступит Павел Милюков

Известный музыкант исполнит с Воронежским симфоническим оркестром Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 ноября – 4 декабря 2021 в мировых СМИ

Выбор, конечно, субъективен, но во многом он совпадает с тем, что отобрали наши коллеги.

Зал ожиданияВоронежцам рассказали, как удачно провести уик-энд 3-5 декабря

Информация не для всех, а только для избранных. Тех, кто получил QR-код.

ГлавноеЕщё 739 человек заболели ковидом в Воронежской области 4 декабря

В актив местных властей можно занести огромное количество ежедневно выздоравливающих.