Кино и телевидение
Фильм «Сфера»: Новый взгляд на демократию, или Прозрачный тоталитаризм
- Текст: Алла Ключанцева
- Фото: kinopoisk.ru
В четверг, 27 апреля, на экраны российских кинотеатров вышел фильм, претендующий на жанр научной фантастики – «Сфера» (The Circle). Особенность картины – она стала рекламой сама себе. В самом деле, как можно проигнорировать кино, снятое по нашумевшему одноимённому роману Дейва Эггерса? А как пропустить совместное появление Тома Хэнкса и Эммы Уотсон на большом экране? Естественно, зрители, в числе которых и мы, «Сферу» ждали. Правда, нам удалось увидеть её не 27 апреля, а на день раньше – во время предпремьерного показа в кинотеатре «Люксор».
Сюжет картины незамысловат. Огромная компания под названием «Сфера» пытается создать новое мировое сообщество, в котором интернет – не просто часть жизни, а её основа. Для этого по всему миру ведётся распространение маленьких камер сферической формы, которые не только «видят картинку», но ещё и дают ее точные характеристики: температуру тела и окружающей среды, артериальное и атмосферное давление, что происходит на пляже/автомобильной дороге/в парке и конкретно с каждым человеком.
Проще говоря, весь мир и каждая его часть становятся «прозрачными»… Звучит ужасно. Именно это говорит обществу правительство, тыча в глаза законами и конституциями, а конкретно – пунктами, где прописаны свободы человека и право на неприкосновенность личной жизни. Тем самым власти хотят прикрыть деятельность набирающей популярность компании, которая день ото дня пользуется всё большим доверием и уважением.
В ответ один из создателей корпорации и главный двигатель её прогресса Бейли (Том Хэнкс) выдвигает версию, что, если правительство против публичности и всеобщей открытости, значит – ему есть, что скрывать, значит – оно лжёт людям… Превосходный рекламный ход цепляет общество – люди выбирают «Сферу», Интернет, круглосуточный режим онлайн. Самое интересное, всё это воспринимается не просто как публичность, а как новая форма демократии. Которая проходит в режиме тотальной слежки…
Вам это ничего не напоминает? А если вспомнить недавний шум по поводу «пакета Яровой»…
Впрочем, в фильме нам рассказывают об американском обществе. В частности, через жизнь главной героин – Мэй Холланд (Эмма Уотсон). Пытаясь выбраться из беспросветной бедности и помочь болеющему отцу, она, с помощью подруги, устраивается в «Сферу». Талантливую и амбициозную девушку замечает руководство компании. Неожиданный карьерный взлёт, популярность, успех, признание и всеобщая любовь, как водится, сначала кружат голову и заставляют говорить и делать то, что хочет начальство. Пока, на одной из очередных конференций, действия Мэй не приводят к настоящей трагедии…
Вообще, идея фильма достаточно противоречива. Неоднозначна, если хотите. Конечно, человеческие свободы и право на личную жизнь – это высшая ценность. Так думает большинство. То самое большинство, которому есть, что скрывать от других, не правда ли? В этом и плюс главной идеи романа Дэйва Эггерса и, соответственно, сюжета фильма «Сфера». Говоря о последнем, это, наверное, его единственный плюс.
Сама по себе, «Сфера» стала тем самым фильмом, в котором роскошное содержание поместили в убогую форму и гордо представили на суд обществу. Эмма Уотсон в реальном, а не фэнтезийном мире, оказывается, играть не умеет. Может быть, и умеет, однако именно в этом фильме она больше напоминает Кристен Стюарт из любой части «Сумерек». То есть, просто перемещается по экрану и говорит заученный текст. Иногда она даже пытается шутить, беря пример с героя Тома Хэнкса, но с пустым взглядом сложно заставить кого-то улыбаться, даже если шутка смешная. А юмор в фильме – типично американский, да и предназначен он не для зрителя в зале, а для общества на экране.
Ещё одна беда фильма – скудность действий. Зачем показывать что-то зрителю, если можно объяснить всё происходящее в диалоге или (новая фишка американского кино) в монологе перед публикой? Зачем показывать характер героя, если можно о нём рассказать? А можно и не рассказывать, вообще. Например, от каких таблеток зависела лучшая подруга Мэй Энни – энергетики для работы или что-то похуже для хорошего настроения – никто так и не узнает. Как будет гадать и о взаимоотношениях главной героини с её лучшим другом Мерсером.
Тем не менее, после просмотра фильма голова начинает думать. И первым делом о том, что лучше: запостить пару фото в Инстаграм, провести прямую трансляцию или, может быть, пойти прогуляться. Пока ещё камеры стоят не везде.
Объявление
Некоторые сталкиваются с перебоями электроэнергии. Ведь с её участием происходят основные процессы, особенно это касается промышленных сфер. На сайте generator-rb.ru вашему вниманию представлен генератор, который решит вопрос с подачей электроэнергии на предприятие.
Ранее в рубриках
В Воронеже — В связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города
Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.
В России — Синоптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?
Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.
В мире — Анна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне
Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.
Общество — Экологическую проблему в Воронежской области решили на бумаге, в реальности стало только хуже
В Калачеевском районе власти решили экологическую проблему фиктивно, – сообщает НФ.
Театр — «Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль
На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».
Кино и телевидение — Почему критики не рецензируют фильмы
Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?
Персона — Умерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»
Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.
Литература — «Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами
Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.
Музыка — После трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт
Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.
Главное — Открытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности
Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.