Войти
Кино и телевидение
28.04.2017 10:29
Фильм «Сфера»: Новый взгляд на демократию, или Прозрачный тоталитаризм

Фильм «Сфера»: Новый взгляд на демократию, или Прозрачный тоталитаризм

  • Текст: Алла Ключанцева
  • Фото: kinopoisk.ru

В четверг, 27 апреля, на экраны российских кинотеатров вышел фильм, претендующий на жанр научной фантастики – «Сфера» (The Circle). Особенность картины – она стала рекламой сама себе. В самом деле, как можно проигнорировать кино, снятое по нашумевшему одноимённому роману Дейва Эггерса? А как пропустить совместное появление Тома Хэнкса и Эммы Уотсон на большом экране? Естественно, зрители, в числе которых и мы, «Сферу» ждали. Правда, нам удалось увидеть её не 27 апреля, а на день раньше – во время предпремьерного показа в кинотеатре «Люксор».

И что же мы увидели?

Сюжет картины незамысловат. Огромная компания под названием «Сфера» пытается создать новое мировое сообщество, в котором интернет – не просто часть жизни, а её основа. Для этого по всему миру ведётся распространение маленьких камер сферической формы, которые не только «видят картинку», но ещё и дают ее точные характеристики: температуру тела и окружающей среды, артериальное и атмосферное давление, что происходит на пляже/автомобильной дороге/в парке и конкретно с каждым человеком.

Проще говоря, весь мир и каждая его часть становятся «прозрачными»… Звучит ужасно. Именно это говорит обществу правительство, тыча в глаза законами и конституциями, а конкретно – пунктами, где прописаны свободы человека и право на неприкосновенность личной жизни. Тем самым власти хотят прикрыть деятельность набирающей популярность компании, которая день ото дня пользуется всё большим доверием и уважением.

В ответ один из создателей корпорации и главный двигатель её прогресса Бейли (Том Хэнкс) выдвигает версию, что, если правительство против публичности и всеобщей открытости, значит – ему есть, что скрывать, значит – оно лжёт людям… Превосходный рекламный ход цепляет общество – люди выбирают «Сферу», Интернет, круглосуточный режим онлайн. Самое интересное, всё это воспринимается не просто как публичность, а как новая форма демократии. Которая проходит в режиме тотальной слежки…

Вам это ничего не напоминает? А если вспомнить недавний шум по поводу «пакета Яровой»…

Впрочем, в фильме нам рассказывают об американском обществе. В частности, через жизнь главной героин – Мэй Холланд (Эмма Уотсон). Пытаясь выбраться из беспросветной бедности и помочь болеющему отцу, она, с помощью подруги, устраивается в «Сферу». Талантливую и амбициозную девушку замечает руководство компании. Неожиданный карьерный взлёт, популярность, успех, признание и всеобщая любовь, как водится, сначала кружат голову и заставляют говорить и делать то, что хочет начальство. Пока, на одной из очередных конференций, действия Мэй не приводят к настоящей трагедии…

Вообще, идея фильма достаточно противоречива. Неоднозначна, если хотите. Конечно, человеческие свободы и право на личную жизнь – это высшая ценность. Так думает большинство. То самое большинство, которому есть, что скрывать от других, не правда ли? В этом и плюс главной идеи романа Дэйва Эггерса и, соответственно, сюжета фильма «Сфера». Говоря о последнем, это, наверное, его единственный плюс.

Сама по себе, «Сфера» стала тем самым фильмом, в котором роскошное содержание поместили в убогую форму и гордо представили на суд обществу. Эмма Уотсон в реальном, а не фэнтезийном мире, оказывается, играть не умеет. Может быть, и умеет, однако именно в этом фильме она больше напоминает Кристен Стюарт из любой части «Сумерек». То есть, просто перемещается по экрану и говорит заученный текст. Иногда она даже пытается шутить, беря пример с героя Тома Хэнкса, но с пустым взглядом сложно заставить кого-то улыбаться, даже если шутка смешная. А юмор в фильме – типично американский, да и предназначен он не для зрителя в зале, а для общества на экране.

Ещё одна беда фильма – скудность действий. Зачем показывать что-то зрителю, если можно объяснить всё происходящее в диалоге или (новая фишка американского кино) в монологе перед публикой? Зачем показывать характер героя, если можно о нём рассказать? А можно и не рассказывать, вообще. Например, от каких таблеток зависела лучшая подруга Мэй Энни – энергетики для работы или что-то похуже для хорошего настроения – никто так и не узнает. Как будет гадать и о взаимоотношениях главной героини с её лучшим другом Мерсером.

Тем не менее, после просмотра фильма голова начинает думать. И первым делом о том, что лучше: запостить пару фото в Инстаграм, провести прямую трансляцию или, может быть, пойти прогуляться. Пока ещё камеры стоят не везде.



Объявление

Некоторые сталкиваются с перебоями электроэнергии. Ведь с её участием происходят основные процессы, особенно это касается промышленных сфер. На сайте generator-rb.ru вашему вниманию представлен генератор, который решит вопрос с подачей электроэнергии на предприятие.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ связи с репетицией Парада Победы в Воронеже перекроют центр города

Будет изменено движение трёх десятков автобусных маршрутов, следующих через центр города.

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоЭкологическую проблему в Воронежской области решили на бумаге, в реальности стало только хуже

В Калачеевском районе власти решили экологическую проблему фиктивно, – сообщает НФ.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеПочему критики не рецензируют фильмы

Некоторые новинки проката вообще не получают профессиональных оценок, с чего бы это?

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.