Войти
Кино и телевидение
11.10.2014 16:02
Критики о фильме Никиты Михалкова  «Солнечный удар»: тонкость метафор или пропагандистская прямота?

Критики о фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар»: тонкость метафор или пропагандистская прямота?

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: kinopoisk.ru

9 октября в широкий прокат вышел фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа и дневниковых записей Ивана Бунина «Окаянные дни». Трехчасовая лента, по мнению большинства критиков, чрезмерно затянута и перегружена метафорами. С другой стороны - назидательна и по пропагандистки спрямлена.

Вот что пишут о фильме профессионалы:

«К сожалению, на деле картина оказывается чем-то вроде бескомпромиссного внутреннего спора Михалкова-художника с Михалковым-мыслителем и публицистом. Первый придумывает остроумный сценарий, второй — насыщает его лобовым символизмом. Необходимость в выстраивании художественного пространства постоянно сражается с желанием дописать за Буниным, а дописав, заставить героев нужным образом порассуждать о судьбах родины и помянуть Толстого с Достоевским.
С другой стороны, интеллектуальное напряжение вступает в конфликт с фирменной михалковской витальностью. И вот уже эпизоды тягостного быта пленных белогвардейцев перемежаются шуткой про член (с участием Александра Адабашьяна), комическими репризами в исполнении комиссаров-расстрельщиков Розы Землячки и Белы Куна и одной из самых диких эротических сцен в истории российского кино — страшно предположить, но, кажется, в ней Михалков цитирует легендарный порнофильм «Глубокая глотка».
Ярослав Забалуев, Газета.ru

«Солнечный удар» — фильм, в каждую минуту которого можно опознать его автора, как преступника идентифицируют по отпечатку пальцев, однако тот азартный, лихой и победоносный мужской мир, полный оружия, лошадей, машин, одоления пространств, который всегда манил режиссера, уступил место элегии женственной печали.
Здесь история о том, как мужчины проиграли жизнь, и она стала для них вечным укором и упущенным счастьем. Конкретная история, рассказанная в фильме, выходит, вслед Бунину, на обобщения высшего порядка.
Режиссер работает с тонкими вещами и сложными сплавами. Он смешивает бесшабашное веселье чеховских водевилей с ядовитой горечью бунинских «Окаянных дней», насмешку с трагедией, жалость с презрением, отчаяние с верой. Он позволяет себе внутри скорбной элегии чисто кинематографические шуточки (скажем, приветствуя коллегу Эйзенштейна цитатой с «коляской на одесской лестнице»)…»
Татьяна Москвина, The Hollywood Reporter


«Идея у Михалкова теперь одна и та же: какую страну потеряли. На этот раз Россия, которую оплакивает поручик, — это пасторальный русский мир, в котором по Волге бегают белые пароходы, где в кают-компаниях сидят губастые студенты и глазастые детишки, из любого окна видна церковь, занавески раздуваются, по мостовым звонко цокают копыта лошадей, торговки в цветастых платьях продают смородину из корзин. Народ счастлив, любит царя, верит в Бога. Этой кукольной России противопоставлена другая, не менее плакатная, послереволюционная.
Налетели тучи злые, набежали евреи (тут на первый план выходят гротесковые роли «фурии красного террора» Розалии Залкинд по кличке Землячка, красивой барышни, всегда на грани нервного припадка, и Белы Куна, в виде глуповатого иностранца, увлеченного демонической большевичкой) и превратили цветущую страну в кладбище. Конечно, то, что сделали эти «железные большевики» в Крыму, — преступление, но их превращение в опереточную парочку злодеев с подчеркиванием национальных особенностей меня смутило.
Хуже простых решений может быть только откровенная подлость. Беда в том, что для такого типа кинематографа, призванного агитировать зрителей, не нужно никакой многозначности, объема, противоречий.
Для него нужна пропагандистская прямота. С этим грубым оружием и работает Михалков.
Алена Солнцева, «Новая газета»

«Все ответы знает кинорежиссер Михалков. В случившемся виноваты: либералы, русская литература, Карл Маркс… Если это вам интересно, почитайте какой-нибудь из текстов Михалкова-публициста, Бесогон-ТВ посмотрите. Куда интереснее следить за Михалковым-ремесленником, который назло злопыхателям не производит впечатление уставшего классика. Он по-прежнему прекрасно работает с актерами – очень ценный навык, учитывая, что главным из них почти три часа приходится изображать людей без характера и без прошлого. Он по-прежнему неистощим на выдумки и внимателен к деталям. По сути, это фильм, снятый даже не по мотивам, а по деталям Бунина и вырванным из контекста фрагментам: все – от прекрасной незнакомки до английского одеколона подчинено совсем другим идеям и целям.
Все усилия режиссера сводит на нет один конфликт, но не между Буниным и Михалковым. В конце концов, знакомые с первоисточником уже на первом титре “1920 год” поймут, что никаких “Окаянных дней” не будет. Чуть позже, на сцене погони за газовым шарфиком станет ясно, что не будет и тишайшего “Солнечного удара”. Роковой конфликт – между талантом Михалкова и его амбициями.
Михалков умеет придумывать яркие образы, которые в мгновение передают все сложнейшие движения души, но отчего-то фильм должен длиться три часа – видимо, чтобы дотянуть до статуса великой эпопеи. Михалков упоенно перенасыщает фильм символами и метафорами, а в следующей сцене общественная миссия заставляет его открытым текстом проговаривать подразумеваемое. Больно смотреть, но даже родные ему камерные сцены он теперь снимает как батальные: с возмутительными клиповыми замедлениями, с неизменным грохотом орудий или очередным бескрайним русским полем на фоне.
Леонид Марантиди, kino-teatr.ru


«Картина прогибается под тяжестью метафор, как новогодняя елка, которую из любви к избыточно-набрякшей красоте увешали свинцовыми игрушками. Страсть мастера к деталям достигает масштабов автошаржа… Вопрос «Как все это случилось?», рефреном разбросанный по фильму, трансформируется в недоуменное зрительское «Что это было?»…
Все три часа в кадре отчетливо не хватает Никиты Сергеевича (заодно задним числом представляется, какой неполной без Михалкова была бы российская культура). Усатое альтер эго автора можно предположить в фокуснике, вдохновенно сыгранном Авангардом Леонтьевым (в целом картине не слишком повезло с актерскими работами). Усы мага окажутся накладными, его ударный фокус — эффектным, ярким, помпезным, увлекательным, искусно и искусственно нагнетающим драматургию, плутоватым, разочаровывающим, звенящим, пошлым, затянутым. Но пока смотришь — глаз не отвести».
Иван Гиреев, Vashdosug.ru


Объявление

Сегодня мы может наблюдать за историей через экраны телевидения благодаря братьям Люмьер. Документальные фильмы онлайн помогут Вам в этом. Более детально ознакомиться с теми или иными вехами истории Вы можете на сайте filmsdok.ru. Также представлен огромный каталог фильмов и в других областях нашей жизни.

Комментарии
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеж идёт жара

Долгосрочный прогноз показывает, что конец мая – начало июня отметятся в регионе 30-градусными температурами.

В РоссииРоссияне сокращают расходы, отказываясь от ресторанов, путешествий и развлечений

Концертно-театральная сфера в стране переживает кризис, который только усугубляется.

В миреВ Италии перевернулся автобус с российскими туристами, есть погибшие и раненые

ДТП произошло на шоссе Сиена – Флоренция в Монтериджиони, автобус сорвался в овраг.

ОбществоЧто на самом деле произошло в Воронежском окнодиспансере 22 мая

В среду здесь погибла 51-летняя пациентка – прямо во время сеанса лучевой терапии.

ТеатрФестиваль «RE:Форма танца» оправдал надежды

Фестиваль украсил афишу региональных событий, специально подготовленных к Году театра в России.

Кино и телевидениеНовый «Аладдин» Гая Ричи: «за» и «против»

Для режиссёра Гая Ричи, провалившегося с последним фильмом «Меч короля Артура», наступил момент истины.

ПерсонаДепутат Госдумы от Воронежа и КПРФ Сергей Гаврилов потребовал выявить зарубежных зачинщиков протестов в Екатеринбурге

По мнению парламентария, в столице Урала протестует кучка отщепенцев, манипулируемая иностранными агентами.

ЛитератураНовый роман Харуки Мураками «Убийство Командора» представят на книжном фестивале «Красная площадь» в начале июня

Автор блестяще сплетает реальность со сверхъестественным и открывает читателям магию, скрывающуюся в обыкновенных вещах.

МузыкаЕвропейский вещательный союз пересмотрел итоги конкурса «Евровидение-2019», опубликована новая таблица

Россиянин Сергей Лазарев сохранил третье место, получив дополнительный балл.

Зал ожиданияЗапуск цифровых воздушных змеев решили посвятить переходу Воронежа на цифровое телевидение

На Советской площади пройдёт праздник для тех, кто успел приобрести приставку для продолжения просмотра телепрограмм.

ГлавноеВ Воронеже отрылся первый Международный фестиваль театров кукол «Формат Вольховского»

Форум кукольников посвящён памяти выдающегося мастера, народного артиста России Валерия Вольховского.