Войти
Изобразительное искусство
01.03.2013 09:10
После выставки в Москве известный  театральный художник Нина Гапонова подарила работы Воронежу

После выставки в Москве известный театральный художник Нина Гапонова подарила работы Воронежу

  • Текст: Наталья Верзилина
  • Фото: museum.ru

В Москве в Выставочном зале Союза художников завершилась персональная выставка театрального художника, заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Нины Гапоновой.

Нина Ивановна почти двадцать лет (с 1971-го по 1989 год) работала в воронежских театрах: была главным художником-постановщиком Драмы, ставила спектакли в Опере и ТЮЗе, помогала театрам Воронежской области. И значительную часть экспозиции составляют эскизы к поставленным в нашем городе спектаклям. На вернисаже Нина Гапонова объявила, что после выставки она передает свои театральные работы Воронежу. Дар поистине бесценный!


Гапонова работала во многих городах России: Москве, Омске, Волгограде, Перми, Челябинске. Более того, столичный Театральный музей имени Бахрушина предлагал Гапоновой забрать значительную часть ее работ в свои фонды. Но она выбрала наш город. Почему? Как рассказала сама Нина Ивановна, Воронеж - ее любимый город. «Воронежу я отдала двадцать лет. И город для меня многое сделал. Здесь я стала лауреатом Государственной премии, вступила в Союз художников, получила звание заслуженного художника. Я считаю, что должна расплатиться с городом. И делаю это с удовольствием, потому что надеюсь, что в Воронеже будет создан музей театра, и мои работы будут экспонироваться», - сказала Нина Гапонова.

Сейчас, пожалуй, только в Москве и Петербурге есть самостоятельные театральные музеи. И будет справедливо, если подобный музей появится и в Воронеже - городе с замечательной театральной традицией, где работали и работают талантливые художники-постановщики. Воронежцам есть что показать. И прекрасным началом музея может стать экспозиция Гапоновой. Ее работы интересны не только как произведения искусства, в них - история воронежского театра. В костюмах, сшитых по эскизам Гапоновой, выходили на сцену легенды воронежской Драмы - Римма Мануковская, Кира Трапезникова, Татьяна Краснопольская, Евгений Смирнов. Большинство спектаклей, над которыми работала Нина Ивановна, уже не идут на сцене, но на ее холстах они вновь предстают перед зрителями. И ведь это одни из лучших спектаклей, поставленных в Воронеже, - «Ханума», «Третья патетическая» (в постановке Глеба Дроздова), «Под золотым орлом», «Синяя птица» (режиссера Михаила Логвинова) и многие другие.


Конечно, зал Союза художников на Кузнецком мосту смог вместить далеко не все эскизы Гапоновой. Но то, что посетителям выставки посчастливилось увидеть, поражает мощью и убедительностью. «Человек небольшого роста, но гигантской величины», - сказал о Нине Ивановне на открытии выставки режиссер Николай Лактионов. С ним она ставила рок-оперу «Идут белые снеги» (по стихам Евтушенко) на сцене спортивного комплекса «Олимпийский». И это огромное пространство Гапонова одолела с удовольствием. Она смелый художник. Пожалуй, ничто не может ограничить ее творческий полет. Наверное, потому, что Нина Ивановна все умеет делать сама - шить, чертить, пилить, строгать.


Театральные художники – особые мастера. Холст – это только начало их произведения. Оно еще должно ожить на сцене. Гапонова говорит, что оформление - действующее лицо спектакля. И цель театрального художника - передать зрителю настроение спектакля, зарядить его на определенное состояние с первых же минут, как только откроется занавес. Цель эта, надо сказать, весьма трудная. Мало придумать эскиз, даже гениальный, надо его еще воплотить, то есть досконально продумать технологию, найти материалы, из которых будут изготовлены костюмы и декорации. Бывало такое, что и театральные цеха подводили, и художники-исполнители не реализовывали то, что было написано на холсте. То ли не могли, то ли не хотели - разбираться было некогда, да и не за чем. Когда Нина Ивановна видела, что исполнение отличается от ее замысла, она все стирала, брала в руки кисть и сама переписывала декорации. А это, надо сказать, адский труд - за несколько дней переделать целые метры декораций. Тут уж не приходилось задумываться ни о собственном здоровье, ни о том, что за эту работу никто не заплатит. Главное - спектакль. И пустяки, что волосы заляпаны краской. Имя художника не должно быть запятнано. «Мое имя для меня очень ценно», - говорит Гапонова.

Нина Ивановна не повторяется в своих работах, несмотря на то, что количество ею оформленных спектаклей перевалило уже за две сотни. И каждый спектакль - это поиск. Например, было 25 вариантов эскиза к спектаклю «Ханума» (Воронежский драматический театр). Как более точно и оригинально передать на сцене неповторимый грузинский колорит? Нашла. Действие разворачивалось на фоне чудо-дерева, на котором щедрый и талантливый грузинский народ вырастил сразу и виноград, и яблоки, и апельсины, и розы. А сцену украшала грузинская серебряная чеканка. Конечно, «серебро» пришлось делать из жести. Но чеканка-то была настоящей! Тут уж бутафоры постарались, не подвели. Нина Ивановна вспоминает о них с большой теплотой. «Бутафорский цех в воронежской Драме просто замечательный!». Те, кто помнят «Хануму» нашего драмтеатра, говорят, что спектакль не уступает знаменитой товстоноговской постановке, а может, даже превосходит ее.

Конечно, успех спектакля во многом зависит от взаимопонимания режиссера и художника. Спектакль – единое целое, а когда каждый сам по себе, то он распадется. «Я как художник-постановщик должна быть в согласии с режиссером. Если меня устраивает режиссерская концепция, кажется интересной, изо всех сил буду стараться. Если я с ним не соглашаюсь, то просто ухожу». Бывало, уходила в никуда. Дитя блокады, она не боялась остаться без работы, денег, жилья. На первом месте всегда было творчество. И талант Гапоновой был востребован.

Нина Ивановна с одинаковой ответственностью и отдачей работает и в больших театрах, и в маленьких детских студиях. Ее дочь Наталья Логвинова тоже пошла по родительским театральным стопам (муж Нины Ивановны и отец Натальи - актер и режиссер Михаил Логвинов) и руководит детским театром «СоФФит». Она приглашает маму оформлять спектакли, и Нина Ивановна ни разу не отказала: и эскизы пишет, и помогает выполнить декорации. Кстати, на открытии выставки было много юных зрителей, которые с искренним интересом рассматривали холсты. Интерес к работам настоящего художника не угасает со временем, наоборот, только усиливается. «Красиво!» - восхищался мальчик, фотографируя на память понравившиеся эскизы.

Работы Нины Гапоновой покидают Москву и переезжают в Воронеж. Нина Ивановна свой выбор сделала. Теперь город должен решить, как достойно распорядиться наследием художника.

Ранее в рубриках
В ВоронежеУтром 6 мая открыли движение под Каменным мостом

Пока всё это выглядит антиисторично, но власти обещают позже приступить к восстановлению облика Каменного моста и подпорной стены.

В РоссииПоезд Гергиева застрял в снегу и не смог вовремя прибыть в Пермь

В итоге концерт в Пермской краевой филармонии всё-таки состоялся – с опозданием на четыре часа.

В миреВ океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить

Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.

ОбществоВход в Музей-диораму становится платным

Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 2-5 мая 2024

Новинки проката не смогли оказать достойной конкуренции прежнему лидеру.

ПерсонаСергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами

Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».

ЛитератураВышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»

Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.

МузыкаПодбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации

Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСтала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая

В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».