Изобразительное искусство
В обычной квартире Воронежа появилось новое радикальное арт-пространство
- Текст: Ангелина Татаринцева
- Фото: Ангелина Татаринцева
В жилом доме в центре города открылась галерея и мастерская современного искусства «Утилизация». Она была создана по инициативе группы молодых воронежских художников. Автором идеи стал художник Кирилл Гаршин, а куратором проекта – Марго, известная как Краспер Руплин.

В дебютный проект галереи вошли работы четырёх художников. Экспозиция «Формы и виды. Преобразования» сложилась из инсталляций Кирилла Гаршина и Михаила Добровольского. Наряду с ними впервые презентовали свои работы Иван Фролов и Василий Левин. Все экспонаты выставки объединены темой изменений, которую претерпевают реальные и ирреальные вещи, воспоминания художников, предметы, представления человека о них.

Формат этой выставки показывает ключевую направленность мастерской. Авторы строили «Утилизацию» как независимое место, где можно создавать и презентовать радикальные работы. Выставлять такие экспонаты, которые будут соответствовать не столько канонам, сколько запросам и идеям самого автора. Знаменательно, что создавалась мастерская при поддержке гранта музея современного искусства «Гараж».
Привычные представления о галерее «Утилизация» ломает даже на уровне своей дислокации. Пространство расположилось на первом этаже жилого дома 10а на улице Комиссаржевской. Вход в него осуществляется только в сопровождении одного из художников и по предварительной записи, которая доступна в определённые часы. Поэтому авторы мастерской называют ее «полуподпольной».
– У нас есть два главных правила, – говорит Кирилл. – Первое – не шуметь, второе – не курить, даже электронные сигареты. Сами понимаете, соседи тихие, они такое не любят.
Путешествие в «Утилизацию» начинается у калитки, которая ведёт во двор. Пространство занимает три квартирные комнаты, в одной из них расположилась «Лаборатория» – место, где творят художники. Остальные две занимают экспонаты, превращая помещения с крашеными стенами, полом и потолком в настоящие выставочные залы.

Для размещения предметов нового искусства здесь не требуется отдельных полок, рам или подставок. Любая деталь инсталляции словно врастает в окружающую среду зала и уместно дополняет её. В проекте «Формы и виды. Преобразования» в каждом помещении соседствуют работы сразу двух художников. При этом они нисколько не перебивают настроение, которое создаёт соседняя экспозиция.

Экскурсии в «Утилизации» создают атмосферу квартирника, на который собрались любители новых форм искусства. В дни открытия галереи художники принимали на каждом из сеансов до 20 гостей. Поэтому в галерее было тесно, но уютно – в частности, из-за оживленных разговоров гостей о работах. Наряду с посетителями в галерее присутствовал художник Павел Брат, куратор проекта Краспер Руплин и четыре автора выставки. Посетители поздравляли их с открытием, пили фруктовый сок, параллельно участвуя в презентации каждой инсталляции.

Первым свою работу представил Иван Фролов. Идея его дебюта была навеяна детскими воспоминаниями художника. В него вошли 4 коллажа и 1 скульптура, которые были представлены в электронной и реальной версиях. Виртуальные прототипы работ можно посмотреть на стареньком телевизоре. По задумке автора, зритель должен присесть на кресло, расположенное на ковре и переключать работы пультом. Эту локацию автор дополнил полками с книгами и «реальными» аналогами digital-работ, каждая из которых имеет своё название и историю.
– Все работы сделаны с использованием текстур и обложек старых книг. Я взял их из своей домашней библиотеки, – рассказывает Иван. – А на полках инсталляции представлены их настоящие аналоги.

Художник Михаил Добровольский построил свое «преобразование» на игре с формой реальных предметов. Он выбрал 7 привычных для нас вещей, которые вдохновили его.
Затем создал два холста и вычленил образы объектов из них. Эти кусочки прежде цельного деревянного полотна разошлись по стенам зала и образовали новые объекты.
Творение Василия Левина являет собой визуальное воплощение процесса перевоплощения. Этот арт-объект стал первой работой автора и был сделан специально для выставки. Инсталляция состоит из ряда длинных сухоцветов, которые тянутся друг к другу от низа и от потолка. Между ними находится прямоугольный зеркальный многогранник. По словам автора, он постарался представить момент метаморфозы, которую пережило и пространство «Утилизация»:
– Это здание, в котором мы сейчас находимся, на этапе своего преобразования заражало нервозностью кураторов, и даже жуки в нём подвергались многочисленным нападениям, – вспоминает Василий. – В этой работе я решил запечатлеть след того состояния, которое было до того, как вы сюда пришли. Это история про переход, которое переживает всё в нашем мире. Но, возможно, вы найдете в ней что-то своё, и у вас возникнут вопросы…
– Ты работаешь с инсталляциями? – спросила посетительница.
– Теперь да, – смеется Василий.
– Кстати, есть ещё одна причина, почему я выбрал именно эту тему для своей работы, – отмечает начинающий художник. – Посмотрите на Кирилла – он успешный живописец, который решает перейти в новое состояние, попробовать что-то неизведанное.
Работа Кирилла Гаршина олицетворяет манифест «Об органической живописи…», который он написал этой весной. В нём художник призывает переходить с фабричных на натуральные материалы, на новый уровень живописного языка. Этот манифест стал для автора «Утилизации» переосмыслением предыдущего опыта работы, отказом от него и началом поиска новых путей в творчестве. В представленной на выставке «живой» картине Кирилл использовал ткань из крапивы, органическую краску и суккуленты, а также деревянную раму, которую подготовил он сам. Благодаря этому работа художника ожила и к этому моменту успела пройти свой жизненный цикл – цветы в ней стали вянуть.
– Все художники стремятся к тому, чтобы их работы как можно дольше сохраняли свой первозданный вид, – говорит Кирилл. – Я подумал, что надо идти от обратного – сделать из картины объект, который будет жить своей жизнью. Как и всё живое, он сможет рождаться, жить своей жизнью и умирать. Этот процесс будет не подвластен мне, как автору. В такой работе будет заключена не имитация природы, а сама природа в её исходном виде.

Увидеть инсталляции художников в рамках выставки можно по предварительной записи. Она доступна на сайте (ссылка https://utilization-gallery.timepad.ru/event/1725536/ ), где можно выбрать удобный день для посещения «Утилизации». Сбор посетителей проходит в назначенное время, как правило, вечернее. Большой плюс – сейчас запись и вход на выставку бесплатны. Единственным ограничением является установленное количество посетителей – оно не должно превышать 10 человек. Так посетители галереи смогут свободно перемещаться по залам, смотреть экспонаты и составлять своё мнение о смелом проекте.

Ранее в рубриках

В Воронеже — Глава Воронежа Сергей Петрин рассказал об идее создания памятника математику Андрею Киселёву и его дочери Елене
Памятник этим выдающимся людям планируется установить на обновлённом бульваре Карла Маркса.

В России — Чёрное море ещё не прогрелось
Прогрев поверхности воды отстаёт от многолетнего графика, купаться пока могут не все.

В мире — В Лондоне появится мемориал королевы Елизаветы II
Ожидается, что мемориал откроется для публики в апреле 2026 года, к столетию королевы.

Общество — В Воронеже презентовали книгу об Алексее Гордееве
Как написано в аннотации, «книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами государственного управления.

Театр — Что «На дне»?
Постановка по пьесе Максима Горького «На дне» стала вершиной сезона Воронежского ТЮЗа.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за уик-энд 19-22 июня
Дедушка из деревни достойно выдержал атаку заокеанской материалистки.

Персона — Памяти Клары Лучко – телеэфиры к столетию со дня рождения актрисы
«Звёздная болезнь – страшная, она никому не нужна. Задача актера – на экране играть. А в жизни нужно быть нормальным человеком».

Литература — Вышел музыкально-исторический роман «История одного рояля»
Написал книгу Рамон Женер, пианист, певец, меломан, известный по всей Европе лектор, просветитель.

Музыка — Объявлено о первых летних отменах в Воронеже
Отменены концерты в Зелёном театре и на площадке МТС Live Hall в ТРЦ «Град».

Изобразительное искусство — Рынок произведений современного искусства скукоживается
Особенно трудно начинающим модернистам, их работы никто не хочет покупать.

Зал ожидания — В Воронеже пройдут двухсотые краеведческие чтения
Чтения-200 состоятся в областной универсальной научной библиотеке имени И. С. Никитина.

Главное — Защита дипломов живописцев в Воронежском художественном училище вновь стала событием
Свои работы представили государственной комиссии 18 выпускников отделения живописи ВХУ.