Войти
Изобразительное искусство
13.07.2021 20:32
В музее Крамского нарисовали картину творческого пути Натальи Гончаровой

В музее Крамского нарисовали картину творческого пути Натальи Гончаровой

  • Текст: Ангелина Татаринцева
  • Фото: Ангелина Татаринцева

«Всё проходит – и любовь, и дружба, остается только труд» – знаменитая цитата художницы-авангардистки может охарактеризовать её работу и жизнь. Ключевые их этапы вспомнили в музее Крамского 10 июля. Лекцию «Вся она – дар и труд: Наталья Гончарова» прочитала экскурсовод музея Надежда Малышева. Событие прошло в рамках Платоновского фестиваля искусств и действующей выставки «Бубновый валет. Эманации измов».


В экспозиции представлено лишь несколько работ художницы: «Пейзаж с красной церковью», «Сбор абрикосов», «Натюрморт с шахматной доской» и «Купающиеся мальчики». Однако её вклад в искусство ХХ века трудно переоценить. Гончарова создавала эскизы для постановок Сергея Дягилева на сцене Парижа, выставляла картины в салонах Лондона, Рима, Нью-Йорка и Дрездена, экспериментировала со стилем, цветом и всегда – искала свой путь. Уходила от примеров Запада, углублялась в поиски новых форматов отображения реальности. Вначале её работы критиковали, снимали с выставок, назвали «мазней». Но после первой авторской выставки Натальи Гончаровой о ней с восхищением заговорил мир.


Сегодня работы «амазонки русского авангарда» являются одними из наиболее продаваемых. А темы её самобытного творчества и удивительного подхода к работе и живописи до сих пор остаются интересными для ценителей культуры. Поэтому для новой лекции экскурсовод музея выбрала именно их. Событие состоялось в тематическом лекционном зале музея Крамского. Надежда Малышева сопровождала свой рассказ кадрами из жизни художницы. Она сопоставляла её картины с работами известных творцов – Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Поля Гогена, Виктора Бориса-Мусатова.


– Наташе не удалось окончить Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получить профессиональное образование. Поэтому она старалась ориентироваться на всё, что происходит в искусстве, – рассказывает экскурсовод музея. – Она, как и многие бубнововалетовцы, не считала зазорным учиться у знаменитых художников.


Особенности её творчества мы видим в сравнении её картины «Уголок сада» и работы «Девушка с агавой» Бориса-Мусатова (1897), «Спальня» и произведения Винсета ван Гога «Ночное кафе» (1888). Наталья Гончарова учится у лучших, пробует работать в разных техниках – пишет пастелью, маслом, пользуется принципами примитивизма, кубизма. Однако неизменно вносит в работы что-то своё, уникальное.

На начальном этапе творчества Гончарова обращается к «русскости», которая отразится в большинстве её работ. Это объясняется её биографией – свое детство будущая авангардистка проводит на вольнице. Она создает понятные и простые сюжеты – «Мытье холста», «Стрижка овец», рисует церквушки и деревенские дома. Себя художница благородного происхождения считает крестьянкой и изображает соответственно. На «Автопортрете с жёлтыми лилиями» (1907) тонкими пальцами она рисует себе большие, натруженные кисти рук.


– Художница была удивительно трудоспособной! – говорит Надежда Малышева. – За первые 13 лет своего творчества она создает свыше 700-800 работ. Берется за изображение всего, что считает важным.

Однако в её любви к разным сюжетам и техникам прослеживается поиск единственно верного ориентира в живописи. Художница приходит к нему к своей первой личной выставке, которая производит в Москве настоящий фурор. На ней она отрекается от западного пути в российском искусстве, отделяется от других членов сообщества авангардистов «Бубновый Валет». Тогда Наталья Гончарова произносит свою знаменитую фразу: «Лишая себя достояния прошлого, русское искусство подрезает себя под корень».

– Мне кажется, что сегодня это особенно актуально, – отмечает лектор. – Сегодня мы видим итог, как ХХ век поступил со всем нажитым достоянием за это столетие.


С этого момента Наталья Гончарова в своих работах тяготеет к Востоку, к «точке отсчёта русской культуры». Она изображает на полотнах египетские, библейские, скифские мотивы. Это можно увидеть в работах «Каменные бабы», «Павлин под ярким солнцем». Это направление переплетается в её творчестве с нашей отечественной культурой и значимыми для неё событиями. Так, в период Первой мировой войны она создает 14 литографий «Мистические образы войны». В 1950-е годы рисует «Космическую серию».


Близкие ей русские мотивы находят отражение и в её всемирно востребованной работе художника-оформителя. Из-под её рук выходят декорации к балетам «Золотой петушок», «Свадебка», «Колдовская любовь», «Золушка». На её эскизы в дальнейшем ориентируется Пабло Пикассо, с ней хотят работать многие театральные деятели Европы.

В этот же период творчества она укрепляет в искусстве стиль лучизм, оформляет театр марионеток и рисует иллюстрации к стихотворениям. Работает в мастерской – её ученицей становится Ариадна Эфрон – дочь Марии Цветаевой. Ей, как и всем своим ученикам, она запрещает подглядывать за процессом своей работы. Так Гончарова утверждает мысль о том, что художнику стоит забыть о возможности копирования и изобретать свою манеру исполнения.


– За что бы она ни бралась – за какую тему, за какой стиль, за какое направление, она всегда с головой погружалась в это, отдавала всё свое время, – говорит Надежда Малышева. – Не зря наша лекция называется именно так.


Разговор о творчестве авангардистов в музее Крамского продолжится 24 июля в 15:00.

На следующей встрече заведующая научно-просветительским отделом Лариса Китаева расскажет о возникновении и идеях сообщества авангардистов, в которое входила Наталья Гончарова. Подробности посещения лекции «Общество нового искусства. Бубновый валет» можно узнать на официальном сайте музея.

Новости партнёров
Ранее в рубриках
В ВоронежеЕщё 481 случай заражения ковидом подтверждён в Воронежской области 3 августа

Накануне губернатор призвал жёстче наказывать за нарушения масочного режима.

В России4 августа в России объявлено о 22589 новых случаях заражения Covid-19

Москва, можно сказать, справилась с эпидемией, но в регионах всё ещё неблагополучно.

В миреЧисло заболевших ковидом в мире превысило 200 миллионов

Вряд ли кто-то мог вообразить такой масштаб поражения человечества в начале пандемии.

ОбществоКак показать избраннику свою любовь

Поддержать партнёра в его стремлениях, начинаниях и желаниях – это самый простой способ показать свою любовь.

ТеатрВ Воронеже разыгрывается самое увлекательное театральное представление последних лет

На кону стоят не творческие достижения, а большие деньги – в таких случаях художники пощады не знают.

Кино и телевидениеОлимпиада не становится популярнее в России, смотрят разве что гимнастику

Телерейтинги надели с 25 июля по 1 августа показывают, что отношение к спорту далеко не то, что раньше.

ПерсонаОльга Любимова остудила пыл новоявленных театральных цензоров

Министр культуры РФ твёрдо стоит на позициях закона, который гласит, что цензура в стране запрещена.

ЛитератураКнига «Красный рынок» рассказывает, сколько стоит человеческое тело и отдельные его части

Вы даже не представляете себе, каких вселенских масштабов достигла торговля человеческой плотью.

МузыкаСамой богатой женщиной-музыкантом в мире оказалась Рианна

Она получила официальный статус миллиардерши, но не благодаря своим песням.

Изобразительное искусствоПод Воронежем открыли памятник работы Церетели

Работа над этим проектом велась несколько лет с переменным успехом.

Зал ожиданияВоронежцам покажут, как выглядел поэт Иван Никитин

Музейные работники представят несколько полотен, запечатлевших выдающегося уроженца Воронежа.

ГлавноеВ Воронежской области 4 августа объявлено о 478 новых случаях заражения и рекордном числе смертей

Губернатор призвал жёстче наказывать за нарушения санитарного режима, вы заметили?