Войти
Изобразительное искусство
27.05.2019 10:40
Выставка «Круг художников» из собрания Государственного Русского музея открывается в Воронеже в первый день лета

Выставка «Круг художников» из собрания Государственного Русского музея открывается в Воронеже в первый день лета

  • Текст: rusmuseum.ru
  • Фото: mkram.ru

1 июня в 15:00 часов в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского в рамках IX Платоновского фестиваля искусств состоится торжественное открытие выставки «Круг художников». В экспозиции будет представлено около 50 живописных и графических работ из собрания Государственного Русского музея.

Деятельность ленинградского общества «Круг художников» – одно из ярких, своеобразных и, одновременно, весьма характерных явлений своего времени. Среди многочисленных художественных объединений 1920-х годов «Круг художников» не занимал лидирующей позиции, хотя актуальность и результаты творческих дерзаний «круговцев» вызывали живой интерес.

Основанное в марте 1926 года студентами-выпускниками ВХУТЕИНа, общество «Круг художников» на первых порах объединило преимущественно однокурсников. В широковещательной декларации молодые художники определяют цель своих творческих усилий: «создание стиля эпохи». «Коллективизм» и «единство взглядов» представляются им надежными гарантиями будущего успеха. Ещё одним аргументом, не менее важным, в пользу решения о создании общества была декларированная «невозможность участия в существующих в Ленинграде художественных обществах». «Мы – бывшие левые…» – эти слова вслед за московскими художниками из «НОЖа» могли повторить и «круговцы».

Ядро будущего общества начало складываться еще в 1922-1923 годах, и тогда было совершенно очевидно, что большинство в нем составляли молодые художники, испытавшие влияние «левых» и прошедшие школу авангарда. Решение создать общество окончательно укрепилось в марте 1926 года, а в апреле восемнадцать художников и скульпторов – В. Пакулин, А. Пахомов, С. Купреянова, Т. Гернет, М. Федоричева, Д. Загоскин, А. Порет, Л. Британишский, И. Лизак, Г. Лагздынь, А. Русаков, Т. Купервассер, Я. Шур, Г. Кортиков, М. Гельман, Е. Гаскевич, С. Чугунов, М. Вербов обращаются в Главнауку с просьбой утвердить устав «Круга художников».

В Уставе и декларации молодое художественное объединение заявляет о своем отрицательном отношении к «подчеркнутому индивидуализму, поверхностному этюдизму и литературщине» в творчестве, говорит о стремлении отражать в произведениях искусства наиболее существенные явления современности.

Вскоре «Круг художников» провозгласит, что в поисках адекватного времени «стиля эпохи» на первый план он ставит «принцип тесно сплоченного коллектива, осуществляющего как общее художественно-идеологическое воспитание своих членов, так и руководство их практической работой».

За весь период активной деятельности «Круг» объединял в своих рядах более 50 членов. Основной его состав оставался практически неизменным, лишь пополняясь притоком молодых творческих сил. Основные три выставки «Круга художников» проходят в залах Русского музея в 1927, 1928, 1929 годах в рамках деятельности недавно организованного Отдела новейших течений, который возглавил Н. Н. Пунин. Наряду с этим работы «круговцев» экспонировались в 1927 году в Доме работников просвещения, в 1929 – в клубе завода «Красный треугольник» и на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928-1929) в Московско-Нарвском Доме культуры. Итогом существования объединения была выставка картин художников «Круга» в Киеве (1930).

Произведения «круговцев» разных лет были представлены на Первой общегородской выставке изобразительных искусств в Ленинграде (1930) и на выставке «Художники РСФСР за ХV лет» (1932). Апогеем творческой деятельности общества стала вторая выставка, которую, как вспоминали бывшие «круговцы», посетил А. В. Луначарский.


В авангарде поисков «Круга художников» шли, несомненно, живописцы. Сравнивая произведения многих из названных художников и отмечая разнообразие их почерков, вместе с тем убеждаешься и в присущей им некой общности. Это и стремление к типажности образов, и преобладание крестьянской темы, в понимании которой заметны опыт прямых и косвенных учителей К. С. Петрова-Водкина и К.С. Малевича и ощутимые тенденции монументализма в станковой картине, проистекающие из декларированных поисков «стиля эпохи».

Новой эпохе отвечает лишь искусство «большого стиля», аналогии которому можно найти в традициях Древней Руси и искусстве эпохи Возрождения. Такого мнения придерживалась одна часть «круговцев», другая же с не меньшей убежденностью пыталась совместить достижения новейшей французской живописи с насущной потребностью в создании «современной советской картины». В 1930 году, защищаясь от обвинений в формализме, «круговцы» заявляли: «Наша эпоха должна иметь свой стиль». Они чувствовали себя «органичными с революцией», и их искренняя вера позволила им создать произведения, которые стали настоящей эпохой в истории русского искусства, эпохой «советского романтизма».


Выставка продлится до 28 июля 2019 года.

В период фестиваля выставка будет работать ежедневно с 10:00 до 19:00. Касса прекращает работать за 45 минут до закрытия музея.

В Фестивальную ночь (с 15 на 16 июня) вход на выставку бесплатный с 18:00 до 01:00.

С 17 июня выставка будет работать в рамках рабочего графика музея.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.