Изобразительное искусство
«Не бывает напрасным прекрасное!» – в Воронеже открылась выставка Татьяны Назаренко и Игоря Новикова
- Текст: Виктория Молоткова
- Фото: Виктория Молоткова
30 ноября в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского состоялось открытие выставки именитых художников Татьяны Назаренко и Игоря Новикова «Пространство времени». На открытие в столицу Черноземья приехали авторы представленных работ.
Татьяна Назаренко – советский и российский живописец, педагог, профессор, академик Российской академии художеств, народный художник и лауреат Государственной премии РФ. В центре внимания мастера – человек. Картины Назаренко заполнены людьми, которые куда-то спешат, размышляют, купаются, празднуют, танцуют, разговаривают, выпивают – делают все то, что свойственно обыкновенным людям. Все они разные и принадлежат к различным социальным мирам, но их образы по-человечески схожи, уязвимы и узнаваемы.
Татьяна Назаренко делает зрителя свидетелем настоящего, он оказывается погружён в глубину пространства картины, наполненного другой жизнью, один на один с персонажами, которые вызывают сильные эмоции и надолго остаются в памяти.
Игорь Новиков – академик Российской академии художеств, сын художника Алексея Новикова.
Игорь Новиков принадлежит к московским художникам-нонконформистам, чьё творческое становление началось во время развала Советского Союза. Член Союз художников СССР с 1987 года. Работы пишет в технике масляной живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая картина).
Картины Игоря Новикова находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В своем творчестве художник использует разнообразные стили и техники живописи для отображения временного пространства, в котором он живет. Он созерцает мир, в котором находится, принимает его изменения и отображает их при помощи своего собственного изобретения — пиктограмм, которые он искусно вписывает в свои полотна. По его замыслу, пиктограммы на фоне мотивов картин великих классических мастеров являются символами сегодняшней действительности, определяют жизнь людей в современном мире, в то же время, сравнивая духовные ценности, которыми измеряется жизнь человека.
Перед вернисажем состоялась пресс-конференция, которую открыла директор Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского Ольга Рябчикова:
«Сегодня мы рады представить вам наших гостей – двух живописцев-академиков Татьяну Назаренко и Игоря Новикова. Для музея это большое событие! Я видела выставочный график художников – он чрезвычайно насыщенный, две выставки в год - это крупные галереи, крупные музеи, как российские, так и зарубежные. Поэтому представить в нашем музее персональную выставку этих художников, конечно, подарок для Воронежа, о котором мы очень давно мечтали, готовились к этой выставке, и вот сегодня мы её как раз откроем. Татьяна Назаренко относится к одним из самых ярких и выразительных художников второй половины ХХ века. Для старшего поколения это имя всегда будет связано с семидесятниками. Активная жизненная позиция художницы, её энергия дают ей возможность оставаться востребованной и актуальной в наши дни. Когда мы договорились о выставке, то Татьяна предложила ещё включить в экспозицию работы художника Игоря Новикова. Нам это показалось интересным, поскольку это тоже востребованный художник, это тоже московская школа. Игорь, окончив Суриковский институт, начал рано выставляться. Сейчас он живет в Швейцарии, и увидеть его работы здесь – уникальная возможность. Игорь сложился как живописец, он вырос в семье известного художника Алексея Ивановича Новикова. Линия нонконформизма, к которой принадлежал отец, в какой-то мере продолжена сыном».
Татьяна Назаренко:
«Мне кажется, художник должен всё сказать своей работой. Я художник, который не любит останавливаться на достигнутом. Не случайно наша выставка носит такое двусмысленное название – «Пространство времени», потому что время – удивительно быстрое. Невозможно остановиться, когда всё развивается. Из одной страны мы перешли в другую. Художник – это отражение своего времени. Я попыталась поменяться, потому что, если картина не интересна и не нужна, то нужно и самому попытаться сделать что-то другое, интересное. В 95-м году я сделала выставку из 120 фигур. Они стояли на вокзалах, в подземных переходах. Все, кто, видел их, говорили: «Это же наши люди!»
Нельзя забывать про работу с новыми материалами – это всегда увлекательно. Хотелось попробовать новый материал, попробовать себя в каком-то новом качестве, хотелось сделать то, что я никогда не делала. Насколько это интересно – судить вам».
Игорь Новиков:
«В своих работах я тоже ставлю задачу показать время, показать Россию. Мы очень рады, что воронежский музей предоставил нам такую возможность – показать свои картины в центральной части России».
Председатель Липецкого областного отделения Союза художников России Сергей Толчеев спросил у живописцев, каково это – быть русским художником за рубежом.
Татьяна Назаренко:
«Интерес к художникам всё равно существует, мы много выставляемся на западе. В Цюрихе, Париже, Монте-Карло, Женеве. Конечно, быть русским сейчас – чрезвычайно трудно. Но вы знаете, мне кажется, что трудности создают какое-то особое состояние творчества. Было трудно во время «застоя», но сейчас мы это вспоминаем как замечательное время. Если ты член Союза, у тебя была какая-то мастерская, в которой ты писал пару картин, и никто не интересовался, что ты делаешь. Я первые свои картины могла показать только после аукциона «Сотбис» в 88-м году. Когда всё очень легко, мне кажется, для художника это кризис».
Также Татьяна Назаренко рассказала о своей первой работе, которая попала на выставку: «Одна из моих первых работ была «Узбекская свадьба», из-за которой закрыли 8-ю молодежную выставку 1968 года. Я была не единственной, кто сделал такую работу, из-за которой закрыли выставку, нас было человек десять. Обидно было, когда мы пришли и увидели, что выставка закрыта по техническим причинам. Я художник-оптимист, который может написать следующую работу. А кто-то резал свои работы, кто-то спивался… Эта работа находится сейчас в Современном музее Софии, там я получила первую премию живописцев на международном конкурсе».
Игорь Новиков:
«Запад интересуется нашей культурой. Немцы очень любят наше искусство, потому что тяготеют к философии, им нравятся наши сложные картины, независимо от того, что происходит в политике. Очень жалко, что мир меняется и страдает от этого культура».
После пресс конференции состоялось торжественное открытие выставки, на котором выступили деятели культуры и искусства Воронежа и Липецка.
Бронислав Табачников, профессор:
«У нас событие сегодня далеко не ординарное! Было множество выставок, которыми может гордиться наш музей, нынешняя выставка - уникальна! В 70-е годы Татьяна Назаренко буквально ворвалась в русскую живопись как человек могучего новаторского потенциала, как человек, который предложил новый взгляд на жизнь, на искусство и на то, что мы называем живописью. Это очень здорово, потому что, с одной стороны, это было определенным разрывом связи с тем, что делали художники 60-х годов, а с другой стороны, она как бы и отталкивалась от них.
Меня, как человека много лет занимающегося профессиональной историей, всегда подкупал в творчестве Татьяны Григорьевны потрясающий историзм её созданий. К сожалению, здесь нет одной из моих любимых картин «Декабристы. Восстание Черниговского полка», но здесь есть другая замечательная картина «Я помню чудное мгновенье», которая соединяет историю и современность. В чём смысл историзма в художественной манере Татьяны Назаренко? В том, что она человека нашего времени погружает, делает современником исторического познания, делает его другом исторических персонажей, а исторических персонажей приближает к нам, поскольку они в высшей степени психологичны. Её не интересует чисто исторический аспект, её интересует, как любого художника, могучий человеческий аспект. Те картины, которые мы видим здесь, по-своему интересны, по-своему любопытны, потому что и нашего человека она делает предметом истории – своеобразной, своеобычной, но, между тем, это наши современники, люди, которых мы видим каждый день.
Я всегда люблю говорить эти строчки Юнны Мориц, потому что ничто не отразит лучше сущность того, в чем мы сегодня участвуем, к чему мы сегодня прикоснулись, и чему мы сегодня очень радуемся:
«Сила тайная, магия властная,
Звездный зов с берегов, облаков, -
Не бывает напрасным прекрасное! -
Ныне, присно, во веки веков...»
Председатель Липецкого отделения Союза художников России Сергей Толчеев сказал Татьяне Назаренко, что хотел бы организовать выставку её работ в Липецке, на что она с радостью согласилась.
Также выступили заслуженные художники России Алексей Смирнов, председатель Воронежского отделения СХ РФ, и Владимир Шпаковский, профессор ВГИИ. Они поблагодарили гостей за их творчество и пожелали долгих лет жизни.
Выставка, представляющая более 50 работ Татьяны Назаренко (живопись, инсталляции) и 15 работ Игоря Новикова, продлится до 20 января 2019 года.
Ранее в рубриках
В Воронеже — «Факел»: ничья, равная победе
В игре против санкт-петербургского «Зенита» воронежский «Факел», приложив максимум усилий, выгрыз такую необходимую ему ничью.
В России — До Чёрного моря через Воронеж можно будет добраться на 8 часов быстрее
После спрямления пути в районе Лисок и Каменской «Ласточки» Воронеж – Ростов будут преодолевать это расстояние за 5-6 часов.
В мире — В океане нашли дыру, глубину которой даже не смогли установить
Учёные нашли в океане каверну настолько глубокую, что они не могут найти дна.
Общество — Вход в Музей-диораму становится платным
Управление культуры просит с пониманием отнестись к мере, которая позволит содержать Музей-диораму в достойном виде.
Театр — Продолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует
Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.
Кино и телевидение — «Маска» и «Зло» – неудачи телевизионной недели
Если ваш рейтинг ниже единицы, считайте, что вас просто не существует.
Персона — Сергей Безруков не приедет в Воронеж в связи с непредвиденными обстоятельствами
Все билеты на спектакль «Хулиган. Исповедь» действительны на новую дату и не нуждаются в обмен».
Литература — Вышла книга архимандрита Симеона (Томачинского) «Хотите верьте, хотите нет»
Это светлый, добрый сборник коротких рассказов о жизни и её потаённом смысле.
Музыка — Подбор песен с аккордами для гитары: советы и рекомендации
Это творческий процесс, который требует терпения, усердия и любви к музыке, но и отдача велика.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ
Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.
Зал ожидания — Стала известна программа «Ночи музеев-2024» в Воронеже 18 мая
В этом году тема акции — «Из поколения в поколение. Семейные реликвии».