Войти
Зал ожидания
29.04.2018 17:35
Воронежцев приглашают на бесплатный показ фильма «Воронеж: 13 июня 1942», посвященный погибшим детям

Воронежцев приглашают на бесплатный показ фильма «Воронеж: 13 июня 1942», посвященный погибшим детям

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Эл Эрсбурн, Евгения Емельянова

9 мая в 12:30 в Центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» состоится показ фильма «Воронеж: 13 июня 1942», созданный режиссёром Еленой Родиной. Основной идеей ленты является напоминание горожанам о трагедии в Саду пионеров, когда в результате внезапной бомбардировки Воронежа немецкой авиацией погибли дети. Перед показом фильма состоится встреча с режиссёром картины Еленой Родиной. Вход свободный.

Елена Родина (Эл Эрсбурн) работала над фильмом «Воронеж: 13 июня 1942» с декабря 2016 по ноябрь 2017 года. Сюжет картины основан на ужасном событии – бомбардировке фашистами центра города 13 июня 1942 года. Немецкий самолет сбросил бомбы на бывший Сад пионеров между проспектом Революции и улицей 11 Мая, где проходил детский праздник. По официальным документам, во время налёта погибли около 30 детей и были тяжело ранены 67. Сейчас там установлен гранитный монумент погибшим.

– Основная идея картины – соединение прошлого настоящего и будущего, – рассказала Елена Родина. – К сожалению, дети войны безвозвратно ушли, и мы можем только ставить им памятники. Поэтому я попыталась через катарсис, через трагедию воспитать ответственность в людях и призвать зрителей обратить внимание на тех детей, которых мы можем ещё спасти.

Российский живописец, график, критик и литератор Сергей Голлербах посмотрел этот фильм в начале 2018 года и откликнулся рецензией:

- Начну с того, что этот фильм мне лично особенно дорог и близок потому, что в 1935-ом году я жил в Воронеже. Мне было тогда одиннадцать лет, я был пионером, ходил в изостудию в Доме Пионеров на проспекте Революции, и был счастлив тем наивным мальчишеским счастьем, которое даётся только подрастающему поколению. Все жизненные неустройства и политические трагедии в этом возрасте вне его внимания. А потом происходит трагедия.

Создать фильм о гибели детей, убитых во время войны бомбами вражеских немецких самолётов, – задача нелёгкая. Острая боль и гнев могут лишить режиссёра чувства меры, побудить его идти путём «фильмов ужасов» или, подобно неопытному актёру, злоупотреблять жестикуляцией, интонациями голоса или мимикой. В результате - яркие, но поверхностные, лишённые глубины образы. К счастью, режиссёр фильма «Воронеж: 13 июня 1942», Эл Эрсбурн, избежала этих опасностей и создала фильм, глубоко впечатляющий своей лаконичностью и многоплановостью, от бытовых элементов до религиозных и философских, и даже сюрреальных сцен. Эта многоплановость и калейдоскопичность сдержаны твёрдой рукой режиссёра с её безупречным вкусом и чувством меры. Цель фильма – сохранить память о свершившейся трагедии, следуя мысли – если забыть прошлое, оно может повториться.

Фильм начинается с листка отрывного календаря, на котором дата 13-ое июня. Известно, что в народе число 13 считалось «чёртовой дюжиной», несущей недоброе. Можно верить или не верить этому предрассудку, но налёт самолётов произошёл именно в этот несчастливый день. О нём вспоминает по рассказам матери и бабушки одна пострадавшая от этой бомбёжки женщина, которой тогда было всего полтора года. Она плачет. А потом разные планы Воронежа, туннель во времени и пространстве – наложение образов мирного города 2017, на образы довоенного.

Далее один человек, вспоминая своё детство, рассказывает о мальчике, наблюдающим за жучком, ползущим по стебельку. А в это время в разных странах идут кровопролитные войны, смерть косит людей, но мальчик об этом не знает, жучок и подавно, ведь он – простейшая жизнь, вне понятий зла и добра. Да, все мы тогда были такими жучками, это была наша защита и мы в то время иными быть не могли. Далее солнечный июньский день, поют птицы, по улицам спокойное движение, пионеры и школьники весело собираются на слёт в Сад Пионеров. Наивные вопросы – а мороженое будет? Нет, только пончики. Эти сцены поданы в фильме в стиле китайского театра теней, только силуэты детей, чем избегается излишний реализм, только отяжеливший бы повествование.

Все рады, все веселы. Выступает пионерский ансамбль песни и пляски. Как знакомы мне эти старые советские песни, полные оптимизма и бодрости. И вдруг – взрывы бомб, чёрный дым, вздохи и церковное песнопение «Господи, помилуй нас». Это я считаю блестящей творческой находкой режиссёра, да, именно так реагирует русский человек в минуту смертельной опасности.

После налёта – опять силуэты людей, несущие тела погибших детей, а затем, взятое из современного искусства – «мультиплекс», то есть повторные образы, в фильме – глаза детей и их голоса, как хор в греческой трагедии, просящие не забывать произошедшую катастрофу. Затем следуют воспоминания очевидцев, старых людей, от которых мы узнаём о страшных деталях, об оторванных руках и ногах, о детской одежде, разбросанной повсюду. Фильм заканчивается собранием граждан города, ходатайствующих об установке достойного памятника погибшим детям. К сожалению, у городских властей на это средств не имеется, а на месте, где был Сад пионеров, построены какие-то сараи. Но памятник погибшим воронежским пионерам всё же создан, но не из мрамора или бронзы, памятник этот – фильм «Воронеж: 13 июня 1942», за что мы приносим глубокую благодарность его режиссёру Эл Эрсбурн и всем, кто способствовал его созданию.

В заключении хочу сказать, что фильм побудил меня задуматься о роли прошлого в жизни человека и о нашей обязанности его не забывать. Но вот в самом начале фильма прохожим, людям молодым, задаётся вопрос, что значит для них дата 13 июня 1942? Никто почти не знает, что тогда произошло, отвечают только, что была война. Три поколения русских людей живёт сейчас и все они родились после войны. В какой степени они мальчики, смотрящие на жучков. Можно ли их за это осудить? Конечно у людей есть обязанность помнить, но и право забыть и не знать. Прошлое не должно оставаться незаживающей раной, которая передаётся из поколения в поколение, человек не способен нести на себе тяжести трагедий прошлых веков. Поэтому нам следует найти правильное равновесие между памятью и забвением, извлечь из прошлого нужные уроки, которые помогут нам творчески жить дальше.



Елена Владимировна Родина (El Earthbourne) родилась в Воронеже 20 апреля 1972 года. Подробнее о ней – в нашем материале.

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронеж впервые выбран местом проведения фестиваля-конкурса «Планета искусств – творчество народов мира»

Основные события развернутся 3 ноября – в конкурсный день форума – во Дворце творчества детей и молодёжи

В РоссииВоронеж вошёл в топ-3 туристических городов Центральной России, популярных в этом году

Столица Черноземья опередила признанные туристические центры Российской Федерации.

В миреМузейный скандал: часть знаменитых свитков Мертвого моря оказалась подделкой

5 из 16 «бесценных артефактов» были однозначно признаны экспертами подделками.

ОбществоПластиковые окна - положительные характеристики

Теплосбережение, шумоизоляция, безопасность, долговечность, экологичность и т.д.

ТеатрСтали известны два главных пункта программы Года театра, но не все собираются их выполнять

Вице-премьер Ольга Голодец попеняла театральным деятелям, не желающим отправляться на гастроли в Тмутаракань.

Кино и телевидениеТелевизионная неделя 15-21 октября: драма Андрея Малахова

И – хочется добавить – трагедия Кирилла Клеймёнова, потерявшего стыд, совесть и человеческий облик на службе режиму.

ПерсонаСергей Шнуров отреагировал стихотворением на тираду Владимира Путина о том, что мы попадём в рай

«Мыльте, граждане, веревки!». Шнур без почтения отнёсся к валдайской речи Путина.

ЛитератураВышел роман Артуро Переса-Реверте «Ева»

Это вторая книга из серии похождений симпатичного авантюриста Лоренсо Фалько.

МузыкаВ Воронежском доме композиторов открыли сезон концертом замечательного гитариста

Восторг собравшихся вызвало мастерство выпускника ВГИИ Сергея Урюпина, ныне проживающего в Москве.

Изобразительное искусствоЗавершился Всероссийский конкурс-пленэр «Крымская палитра», у Воронежа – первое место

Первое место в номинации «Пейзаж» заняла студентка Воронежского художественного училища Алина Голод.

Зал ожиданияКамерный оркестр Игоря Лермана выступит в «Игре без правил»

Репертуар камерного оркестра Игоря Лермана обширен и многогранен: от музыки барокко до авторов наших дней.

ГлавноеВладимир Васильев открыл в Воронеже фестиваль, посвященный 60-летию его творческой деятельности

Мастер встретился с воронежскими журналистами и принял участие в церемонии открытия форума.