Войти
Зал ожидания
23.04.2024 18:56
Пушкин и музыка

Пушкин и музыка

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: Архив

Предисловие к вечеру, который состоится в Воронежском Доме актёра 25 апреля. Как в России зародился Золотой Пушкинский век Поэзии, а вместе с ним и Золотой век русской национальной музыки? На какой почве возникла необыкновенная и, вероятно, единственная в своём роде в нашей истории общественная атмосфера надежд и упований на светлое будущее?

В самом стихе Пушкина есть что-то,
проникающее в самую глубь Души.
Это «что-то» и есть музыка.
П.И. Чайковский

И тотчас же, конечно, вспоминается пушкинское: «Из наслаждений жизни / Одной любви музыка уступает./ Но и любовь мелодия» («Каменный гость»). Имена этих двух гигантов русской культуры недаром часто стоят рядом. Один преобразовал русскую литературу, другой – музыку.

И всё же, когда я стал углубляться в выбранную тему – Пушкин и музыка, – то с некоторым удивлением увидел, что начинать её надо всё-таки с личности императора Александра Первого. Ибо именно он создал все предпосылки для того, чтобы в России появился Золотой Пушкинский век Поэзии, а вместе с ним и Золотой век русской национальной музыки, который продлился до конца XIX столетия.

Молодой Александр Павлович Романов, воспитанный швейцарским философом Лагарпом в духе просветительских идей Жан-Жака Руссо, в 24 года придя к власти в 1801 году, фактически был первым «декабристом» России. Он организовал негласный Комитет общественного спасения из пяти человек, которые обсуждали насущные вопросы нового государственного устройства России, включая отмену крепостного права, введение конституции, всеобщей образовательной системы и ещё многое другое. Александр I снял запрет на ввоз в Россию книг и музыкальных нот из-за границы. В годы его правления вновь заработала Академия наук в Санкт-Петербурге, открылся Царскосельский лицей, образовались 5 университетов, в Москве появились Малый и Большой театры.

Император мечтал преобразовать страну в короткие сроки, но тут ему пришлось столкнуться с противостоянием дворянского сословия. К тому же Россия с 1804 по 1813 год вела войны – с Турцией, Персией, Швецией. Все – победоносные! А с 1812 по 1814 год освобождала Европу от Наполеона. 31 марта 1814 года российский император во главе коалиционных войск на белом коне въехал под триумфальную арку Парижа как освободитель. С апреля по июнь 1814 года российский император жил в Елисейском дворце – резиденции французских королей, а сегодня – президентов. Он жил на первом этаже в комнате, выходящей окнами в цветущий сад. До этого её занимал покоритель Европы, Азии и Африки Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия в течение, по крайней мере целого десятилетия, для всей Европы была держава номер один, имела решающий голос при обсуждении общеевропейских проблем.

В 1815 году 16-летний подросток-лицеист Александр Пушкин по заданию членов царской семьи пишет дифирамб, гимн «На возвращение государя императора Александра Павловича из Парижа в 1815 г.». Вот как он начинается:

Утихла брань племён; в пределах отдаленных
Не слышен битвы шум и голос труб военных;
С небесной высоты, при звуке стройных лир,
На землю мрачную нисходит светлый мир.
Свершилось!.. Русский царь, достиг ты славной цели!

А далее есть такие строки:

И ныне ты к сынам, о царь наш, возвратился,
И край полуночи восторгом озарился!

Император Александр приказал отменить церемонию торжественной встречи… Я привёл все вышеперечисленные факты как введение в тему, чтобы было понятно, на какой почве возникла необыкновенная и, вероятно, единственная в своём роде в нашей истории общественная атмосфера надежд и упований на светлое будущее. Атмосфера, в которой ответом на праздники победы стало появление в течение последующего десятилетия – почти вдруг! - целой когорты великолепных поэтов и музыкантов.

Во-первых, необыкновенно после 1815 года оживились, особенно в столицах, все формы общественной и культурной жизни. Пушкин сразу по выходе из лицея в июне 1817 года «с головой», со всей эмоциональной восторженностью, свойственной его происхождению и нраву, погрузился в эту пёструю, кипучую атмосферу столичного Петербурга. Это было время музыкальных и литературных салонов. Время «Арзамаса» и «Зелёной лампы», где собирались самые талантливые и просвещённые молодые и не очень люди и бурно обсуждали общественные, литературные и театральные события.

Молодой Пушкин был в этой среде желанным и активным участником. А по вечерам все они устремлялись в Большой Каменный театр, где на сцене вперемежку шли оперы, драмы, балеты, водевили. Особенно поражали юное воображение романтические балеты основателя русской балетной школы Шарля Дидло в фантастически красивых декорациях гениального итальянского художника и архитектора Пьетро Гонзаго. На сцене тех лет господствовали имена европейских драматургов и композиторов.

В этот первый петербургский период, который длился с июня 1817 года по май 1820-го, Пушкин, несмотря на молодость, был уже был известным поэтом, прежде всего лирических стихотворений, которые уже активно печатались, а также «противуправительственных» обличающего содержания стихов и эпиграмм, которые ходили по рукам. О том, что слово Пушкина по-особому открывается в музыкальном сопровождении, поняли уже некоторые сверстники по лицею, не лишённые музыкального дара. Близкий лицейский друг Поэта Николай Корсаков уже в годы совместной учёбы написал три романса на стихи Пушкина – «К Делии», «К живописцу», «К Маше». Другой приятель Поэта Михаил Яковлев, ещё будучи лицеистом, сочинил романс на стихотворение Пушкина «Слеза» /»Вчера за чашей пуншевою»/. Он стал известен как автор 21 романса. В 1830-е на стихи Пушкина им написан романс «Признание» / «Я вас люблю – хоть я бешусь…»/. Интересный факт. На стихотворение «Зимний вечер» / «Буря мглою небо кроет…»/ авторов вариантов музыки числом сорок пять. Среди них – А. Алябьев (1831), А. Даргомыжский (1853), Э. Направник (1879), Н. Метнер (1907), Ц. Кюи (1910), Я. Эшпай (1935), Г. Свиридов (1935). Однако и сегодня со сцены чаще всего звучит романс Михаила Яковлева. Именно этот вариант прозвучит на вечере в Доме актёра в исполнении Сергея Лемешева.

Александровская эпоха и её продолжение дали русской музыкальной культуре целую плеяду талантливых имён. Среди них – Александр Алябьев /1787-1851/, Александр Варламов /1801-1848/, Алексей Верстовский /1799-1862/, Александр Гурилёв /1803-1858/, Михаил Глинка /1804-1857/, Александр Даргомыжский /1813-1869/. С них началась и российская оперная и российская романсовая культура.

А. Алябьев автор около 200 романсов и 6 опер. А. Варламов также автор около 200 романсов и песен. А. Гурилёв создал более 60 романсов, в том числе на стихи Пушкина и Кольцова. А. Даргомыжский автор 6 опер, в числе которых пушкинские «Русалка» и «Каменный гость», а также ряда романсов. М. Глинка, основоположник национальной композиторской школы, автор 6 симфоний и 2-х опер, среди которых «Руслан и Людмила». Все они отдали достойную музыкальную дань поэзии Пушкина, которая вдохновляла их на сочинения, которые достались потомкам. Все они в совокупности стали предтечами великой русской музыкальной школы, которая возникла во второй половине XIX столетия и которую составляют имена знаковые и знакомые всему миру – Пётр Чайковский, Сергей Рахманинов, Александр Бородин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, Сергей Танеев… Кстати, все они продолжили традицию, начатую в Александровскую эпоху, – являются авторами музыки для поэзии, прозы и драматургии Александра Пушкина.


На вечере, который состоится в Доме актёра 25 апреля, в четверг, прозвучат в записи увертюра к опере «Руслан и Людмила», а также романсы на стихи Пушкина в исполнении Дмитрия Хворостовского, Елены Образцовой и других известных вокалистов.

Начало вечера в 18:30 в конференц-зале. Окончание в 20:00. Вход свободный. Приглашаются педагоги, студенты, гимназисты, лицеисты и все желающие. 6+.

Ведущий – член Союза театральных деятелей России Николай Тимофеев, автор этих строк.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев приглашает «Библиотека в парке»

Библиотеки Воронежа ждут вас в парке «Орлёнок».

В РоссииСиноптики прогнозируют в Москве снег, дойдёт ли до Воронежа?

Метеоролог также предупредил о заморозках в ночь на 6 мая и под утро 7 мая.

В миреАнна Нетребко возмущена отменой её совместного концерта с Юсифом Эйвазовым в Люцерне

Администрация площадки побоялась волнений и беспорядков в связи с выступлением певцов.

ОбществоВ Воронежской области рекультивировали полигон за полмиллиарда, создав новую свалку

Стоило НФ взялся за экологию, как полезли факты один другого страшнее.

Театр«Театр равных» и театр «Попкорн Драма» покажут совместный импровизационный спектакль

На протяжении трёх месяцев перед премьерой артисты «Театра равных» проходили обучение на базе театра «Попкорн Драма».

Кино и телевидениеКто снимет маски в финале сезона 5 мая?

Зрители узнают, кто скрывался под масками Кота, Енота, Змея Горыныча и Бабочки.

ПерсонаУмерла Зоя Зелинская – Пани Тереза из «Кабачка «13 стульев»

Зоя Николаевна служила в Театре сатиры 70 лет, много снималась в кино.

Литература«Пуля времени» Николая Свечина и Дениса Нижегородцева – историческая детективная фантастика c попаданцами

Роман о попаданцах в Москву 1912 года. Это что-то новенькое в творчестве Николая Свечина.

МузыкаПосле трагедии в «Крокусе» группа «Пикник» выступила в 8 городах и повысила гонорар за концерт

Райдер группы остался довольно притязательным. Проживание требуется только в пятизвёздочном отеле.

ГлавноеОткрытие выставки «Мелодия цвета» в Воронежском Доме архитектора прошло под знаком бесконечности

Выставка ещё раз доказала, что Воронеже – город множества талантливых, креативных и неравнодушных людей.