Войти
В Воронеже
08.11.2012 09:36
Успех фестиваля научного кино в Воронеже превзошел ожидания организаторов

"Пережить прогресс"

Успех фестиваля научного кино в Воронеже превзошел ожидания организаторов

  • Текст: Виктория Лушина
  • Фото:

Первый фестиваль актуального научного кино «360 градусов», проходивший в Воронеже с 30 октября по 5 ноября, показал, что воронежцы готовы не только развлекаться, но и обсуждать важные научные вопросы. Что набираются полные залы зрителей, готовых вечером, после работы спорить о проблемах глобального потепления, экономического кризиса или развития нанотехнологий.

Фестиваль предложил воронежскому зрителю очень интересный и сложный формат, который я бы назвала инфотейнментом. Этот термин уж давно употребляется в западной прессе для неоднозначных явлений, состоящих из информации и развлечения. Акценты немного смещаются: это кино хочет не просто давать зрителю какую-то информацию, но и развлекать его. Видимо именно это обстоятельство повлияло на критерии отбора картин и общий уклон фестиваля.

На вопрос, почему они выбрали такой необычный жанр – научное кино – организаторы говорят, что они искали язык общения с аудиторией, в первую очередь, молодежной. Хотели развеять стереотип о том, что наука - это скучно, ей занимаются ученые-сухари, чья деятельность не имеет никакого отношения к реальному миру.

Организаторы проделывают колоссальную работу: они привлекают к оценке фильмов международное жюри, ищут по всему свету достойные картины, выкупают права на их показ в России, переводят и отитровывают.

В общей сумме за время фестиваля прошло 18 показов, 21 детский показ и 8 лекций, а события фестиваля посетило около 4,5 тысяч воронежцев! Такого успеха организаторы не ожидали. По словам одного из организаторов фестиваля и основателя школы «Репное» Геннадия Чернушкина, успех фестиваля говорит о том, что формат интеллектуальных развлечений оказался востребованным в Воронеже, и этот эксперимент может стать перспективным направлением в культурной жизни города.

Мне кажется, что корни успеха кроются в сочетании информации и развлечения (и еще неизвестно, чего больше). Все события фестиваля отражают несколько популярных трендов. Это те проблемы, о которых много говорят в обществе и которыми интересуются люди любых возрастов. Экономика и кризис, нанотехнологии, экологические проблемы и глобальное потепление, альтернативный транспорт, кинематография, немного экспериментов с говорящими животными и интервью со Стивом Джобсом. В результате получилось, что художественный уровень фестиваля оказался на высоте, а вот научная ценность некоторых работ вызывает вопросы.

Начнем с открытия фестиваля, на котором показывали фильм Мэтью Роя и Харольда Хукса «Пережить прогресс». Вдохновленные бестселлером Рональда Райта «Краткая история прогресса», они сняли фильм о том, что на каком-то этапе развития человечества прогресс из блага превращается в зло. «Древний человек, который научился добывать не одного мамонта, а коллективно забивать двух или трех, несомненно, добился прогресса. Но тот, кто догадался загонять их на скалу, чтобы все стадо разбилось, совершил чрезмерный шаг в развитии человечества», - говорит один из экспертов фильма. Он снят в немного навязчивой англо-американской манере «BBC для школьников», когда одна и та же мысль настойчиво повторяется много раз. Может быть, так они думают наверняка убедить человека в своей точке зрения? Зритель на протяжении часа следит за красивейшими съемками природы, городского ландшафта и перипетиями мысли о чрезмерном развитии человечества и грозящих нам экологических проблемах. Интерес это действие могло вызвать только у того, кто плохо помнит школьную программу о вырубке амазонских лесов, цивилизационной теории и обществе потребления. Очень широкий охват разных проблем современной цивилизации, который обернулся неглубоким анализом.


По выбору жюри победителем стал фильм «Проект НИМ» - документальные съемки эксперимента с шимпанзе, которого отдали в человеческую семью и пытались научить какому-то подобию человеческого языка. Почему международное жюри выбрало именно его, догадаться сложно. Сразу же после показа приглашенный эксперт, профессор МГУ Зоя Зоина, сказала, что в научном плане этот проект является полным дилетантством. Ученые уже давно пришли к выводу, что подобные эксперименты можно проводить только в лабораторных условиях. Судьба несчастного шимпанзе тому подтверждение: люди, к которым он попал, были просто знакомыми организатора эксперимента, они не справились со своей задачей и даже не регулярно вели дневник записей. В результате шимпанзе совсем перестал слушаться людей, начал кусаться и вообще вести себя из рук вон плохо. В конце он попал в лабораторию, где проводили эксперименты над животными, и добровольцам пришлось приложить немало усилий, чтобы вызволить его оттуда. Возможно, на выбор жюри повлияло то, что фильм был номинирован на «Оскар» + милые съемки животных всем нравятся, но это не отменяет малой научной ценности этого проекта.

Лучшее впечатление на меня произвели два проекта фестиваля: «Ускользающий лед» и «4 всадника». «Ускользающий лед» совмещает удивительно красивые съемки северной природы и огромную пользу, который принес этот фильм популяризации экологической проблемы изменения климата. В то время, пока климатологи спорят о феномене глобального потепления, широкая общественность не сильно обеспокоена сложившейся ситуацией и, более того, считает, что глобальное потепление – это все лишь выдумки ученых. Как доказать их правоту людям, далеким от науки?

Фотограф Джеймс Балог нашел гениально простое решение: в 2005 году он отправился в экспедицию, чтобы запечатлеть наглядное подтверждение изменениям климата. Индикатором послужил лед, вернее – таяние ледников на севере. До этого он скептически отзывался о проблеме глобального потепления, но увиденное вдохновило его на дальнейшее исследование. Так Джеймс Балог стал создавать свидетельства уходящей природы и ландшафтов, которые исчезают у нас на глазах. Он организовал общество «Экстремальная ледовая служба»; вместе с командой они установили 15 камер в Гренландии , 10 камер на Аляске и 10 камер в штате Монтана, которые должны были фиксировать картинку через определенные промежутки времени. В результате получилась подробная документальная съемка таяния ледников, которая монтируется в слайд-шоу и производит большее впечатление на аудиторию, чем все эксперты и графики. Фотографии хорошо показывают, что этот процесс уже стал необратимым и не подчиняется природной регуляции: за весь XX век ледник отошел вглубь на 10 км, за последние 10 лет – на 14.

Наибольшей популярностью у зрителей пользовался фильм «4 всадника» о проблемах мировой экономики. Мне он также показался наиболее качественным и интересным проектом фестиваля. Британский режиссер Рой Эшкрофт снял фильм с критикой неоклассических экономических теорий, отхода от золотого стандарта и аморальной политики банков. Здесь неподготовленного зрителя ждал шквал новой информации. Хорошо подобранные эксперты освещают ситуацию с разных сторон. Правда, этот фильм не избежал некоторой однобокости: зрителю целый час аргументированно и подробно говорят о порочности сложившейся экономической системы, и в конце отводят 15 минут на то, чтобы осветить пути решения проблемы. Не имеющему специального образования зрителю будет сложно понять, почему налогом надо облагать расходы (а не доходы) и ресурсы или почему надо вернуться к золотому стандарту. Остается только поверить на слово.

В целом фестиваль прошел при заполненных залах и, безусловно, запомнился воронежцам как одно из самых ярких культурных событий года. Здесь есть над чем поразмышлять и зрителям, и организаторам.

Ранее в рубриках
В ВоронежеМэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП

При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.

В РоссииНад Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?

Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

ТеатрВ Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»

Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.