Войти
В Воронеже
27.02.2012 13:21
Мастер-класс известного художника-аниматора прошел в Воронеже с аншлагом

Наталья Березовая дает мастер-класс

Мастер-класс известного художника-аниматора прошел в Воронеже с аншлагом

  • Текст: Виктория Лушина
  • Фото: Виктория Лушина

Большой Фестиваль Мультфильмов привлекает в этом году куда больше поклонников анимации, чем в прошлом году. Значительную аудиторию собрал и мастер-класс известного мастера мультипликации Натальи Березовой. Наталья предложила детям сделать экранизацию сказки «Репка». Участники с восторгом и увлечением рисовали персонажей, радостно смеялись. У них все получилось. На мастер-классе побывала наш корреспондент Виктория Лушина.

В рамках Большого фестиваля мультфильмов в Воронеж приехала режиссер-мультипликатор студии «Пилот» Наталья Березовая, чтобы провести детский мастер-класс «От истории к мультфильму». Она – автор таких замечательных и всеми любимых мультиков, как «Моя жизнь» (смешная история от лица маленького поросенка в стиле школьного сочинения «Как я провел лето»), «Про барана и козла» (в рамках цикла «Гора самоцветов»), «История кота со всеми вытекающими последствиями» (в ней банальная история о нагадившем котенке превращается в целое детективное расследование с допросами и отпечатками пальцев), «Про Василия Блаженного» (пример детского мультфильма на религиозную тематику).

Оказалось, что в афишке очень точно указан возраст участников «от 8 лет» - именно так и получилось. На мастер-класс известного режиссера пришли и маленькие дети, и их родители, и студенты вузов, и люди, профессионально работающие с графикой, и те, кто совсем не умеет рисовать, но интересуется процессом создания мультфильма. Приятно отметить, что людей было гораздо больше, чем в прошлом году (на аналогичном мастер-классе Елизаветы Скворцовой): Красный зал «Театрального кафе» с трудом вместил всех желающих. Но если тогда пришло больше взрослых, чем детей, тот в этом году детская аудитория оказалась основной. А всем взрослым тетенькам и дяденькам пришлось со вздохом освободить для детей первые ряды: максимум, что им доверяли, – это раскрасить фон, аккуратно разрезать героев на части или склеить порвавшуюся детальку.

Сначала Наталья немного теряется от такого обилия взрослых людей. Извиняется, что ее мастер-класс рассчитан на детей – чтобы они получили первое представление об этапах создания мультика, поэтому людям старшего возраста вряд ли будет интересно. Про себя думаю, что это даже хорошо: значит, рассказывать будут просто и детально, так что я все пойму. На практике получилось немного не так: детям не объясняли подробности многих этапов, которые как раз и были интересны. Но это не страшно - все-таки мастер-класс для детей и должен быть интересен в первую очередь им. И то, как радостно они смеялись в конце и с каким восторгом рисовали персонажей, – лучшее доказательство того, что урок удался.

Наталья предлагает сделать что-то совсем простое - например, экранизацию сказки «Репка». Потому что если начать придумывать сюжет, то это растянется на пару часов, а нам надо всего за 2 часа создать полноценный мультик. Наталья подходит к импровизированной доске из чистых листов бумаги и начинает объяснять: «Сначала разрабатывается сценарий (этот пункт мы уже выполнили), потом рисуется раскадровка – все кадры по очереди этап за этапом. Когда нам нужно посмотреть на всех героев – будем делать общий план, а когда посмотреть на кого-то поближе делаем крупный план. Ну вот, например, первая фраза – «посадил дед репку». Мы рисуем поле, деда и то, как он сажает репку (быстро и схематично рисует смешную иллюстрацию) – но пока непонятно, зачем он наклонился – то ли сажает репку, то ли делает физкультурные упражнения, поэтому мы добавляем крупный план (рисует руку деда и выпадающее из нее семечко)». То, в какую сторону дед зовет бабку, обозначено стрелочкой; чтобы увидеть, как дед кричит, дается крупный план (открытый в безмолвном крике рот, борода, глаза-крестики).



Буквально за 15 минут режиссер подробно раскладывает всю историю на кадры, плотно зарисовав несколько листов формата А4. Теперь наша раскадровка готова, но надо придумать необычный конец. Например, что у нас окажется под репкой? Сразу два детских голоса из зала отвечают «крот» и «клад». Чтобы не расстраивать детей решаем воплотить в жизнь оба замысла. Наталья раздает детям задания, а ее помощники – бумагу, ножницы, карандаши и фломастеры.

Работа идет удивительно быстро: скоро Наталье приносят первых героев. Некоторых она критикует и отправляет на доработку, некоторых принимает сразу. Крупные планы она тут же снимает на обычный фотоаппарат. В другом углу рисуют фон, а веб-камера ноутбука фотографирует все этапы процесса его создания. Потом накладывают на фон героев и создают общие планы движений. Наталья объясняет, что остается только смонтировать и добавить статику – то есть разложить движения на компоненты, чтобы персонажи не казались застывшими. Чем больше статичных кадров – тем медленнее получается движение. И вот нас уже ждет первый «пиратский» показ мультфильма! Если честно, я до последнего не верила, что мы уложимся в два часа, пока не увидела своими глазами мультфильм. В котором все, как надо - дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка. И необычный конец – клад, из которого вылезает крот.

Кто-то задает Наталье вопрос: зачем устраиваются такие мастер-классы – чтобы дать детям представление о будущей профессии или чтобы помочь им самореализоваться? «Нет, что вы. По-моему все гораздо проще: такие занятия нужны, чтобы развить фантазию ребенка. Для мультипликатора мало двигать персонажей – ему нужно сочинять историю. Чтобы это выглядело правдоподобно. Вот человек на экране открывает рот: как он кричит? У него истерика или меланхолия? Или он проснулся и зевает? Ведь все это разные движения. Как падает семечко? Как прыгает мячик? Как качается маятник? Как ходят люди и животные? Все это должен знать мультипликатор. А для этого он должен обладать любознательностью и умением фантазировать, которые закладываются в самом раннем возрасте».

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеX Воронежская школьная модель Организации Объединенных Наций обсудит проблему незаконных финансовых потоков

Юбилейная акция собрала более сотни школьников Воронежа, представляющих 17 «стран мира».

В РоссииВоронеж вошёл в топ-3 туристических городов Центральной России, популярных в этом году

Столица Черноземья опередила признанные туристические центры Российской Федерации.

В миреМузейный скандал: часть знаменитых свитков Мертвого моря оказалась подделкой

5 из 16 «бесценных артефактов» были однозначно признаны экспертами подделками.

ОбществоПластиковые окна - положительные характеристики

Теплосбережение, шумоизоляция, безопасность, долговечность, экологичность и т.д.

ТеатрСтали известны два главных пункта программы Года театра, но не все собираются их выполнять

Вице-премьер Ольга Голодец попеняла театральным деятелям, не желающим отправляться на гастроли в Тмутаракань.

Кино и телевидениеТелевизионная неделя 15-21 октября: драма Андрея Малахова

И – хочется добавить – трагедия Кирилла Клеймёнова, потерявшего стыд, совесть и человеческий облик на службе режиму.

ПерсонаВладимир Вербицкий: «Дирижёр — прежде всего музыкант»

24 октября маэстро Вербицкому исполняется 75 лет. Накануне Владимир Игоревич поделился размышлениями о дирижёрской профессии.

ЛитератураВышел роман Артуро Переса-Реверте «Ева»

Это вторая книга из серии похождений симпатичного авантюриста Лоренсо Фалько.

МузыкаВ Воронежском доме композиторов открыли сезон концертом замечательного гитариста

Восторг собравшихся вызвало мастерство выпускника ВГИИ Сергея Урюпина, ныне проживающего в Москве.

Изобразительное искусствоВ Воронеже открылась выставка художниц творческого объединения «Логос»

Выставку посвятили основателю и бессменному руководителю объединения Вячеславу Знаткову.

Зал ожиданияКамерный оркестр Игоря Лермана выступит в «Игре без правил»

Репертуар камерного оркестра Игоря Лермана обширен и многогранен: от музыки барокко до авторов наших дней.

ГлавноеВладимир Васильев открыл в Воронеже фестиваль, посвященный 60-летию его творческой деятельности

Мастер встретился с воронежскими журналистами и принял участие в церемонии открытия форума.