В Воронеже
Наталья Березовая дает мастер-класс
Мастер-класс известного художника-аниматора прошел в Воронеже с аншлагом
- Текст: Виктория Лушина
- Фото: Виктория Лушина
Большой Фестиваль Мультфильмов привлекает в этом году куда больше поклонников анимации, чем в прошлом году. Значительную аудиторию собрал и мастер-класс известного мастера мультипликации Натальи Березовой. Наталья предложила детям сделать экранизацию сказки «Репка». Участники с восторгом и увлечением рисовали персонажей, радостно смеялись. У них все получилось. На мастер-классе побывала наш корреспондент Виктория Лушина.
Оказалось, что в афишке очень точно указан возраст участников «от 8 лет» - именно так и получилось. На мастер-класс известного режиссера пришли и маленькие дети, и их родители, и студенты вузов, и люди, профессионально работающие с графикой, и те, кто совсем не умеет рисовать, но интересуется процессом создания мультфильма. Приятно отметить, что людей было гораздо больше, чем в прошлом году (на аналогичном мастер-классе Елизаветы Скворцовой): Красный зал «Театрального кафе» с трудом вместил всех желающих. Но если тогда пришло больше взрослых, чем детей, тот в этом году детская аудитория оказалась основной. А всем взрослым тетенькам и дяденькам пришлось со вздохом освободить для детей первые ряды: максимум, что им доверяли, – это раскрасить фон, аккуратно разрезать героев на части или склеить порвавшуюся детальку.
Сначала Наталья немного теряется от такого обилия взрослых людей. Извиняется, что ее мастер-класс рассчитан на детей – чтобы они получили первое представление об этапах создания мультика, поэтому людям старшего возраста вряд ли будет интересно. Про себя думаю, что это даже хорошо: значит, рассказывать будут просто и детально, так что я все пойму. На практике получилось немного не так: детям не объясняли подробности многих этапов, которые как раз и были интересны. Но это не страшно - все-таки мастер-класс для детей и должен быть интересен в первую очередь им. И то, как радостно они смеялись в конце и с каким восторгом рисовали персонажей, – лучшее доказательство того, что урок удался.
Наталья предлагает сделать что-то совсем простое - например, экранизацию сказки «Репка». Потому что если начать придумывать сюжет, то это растянется на пару часов, а нам надо всего за 2 часа создать полноценный мультик. Наталья подходит к импровизированной доске из чистых листов бумаги и начинает объяснять: «Сначала разрабатывается сценарий (этот пункт мы уже выполнили), потом рисуется раскадровка – все кадры по очереди этап за этапом. Когда нам нужно посмотреть на всех героев – будем делать общий план, а когда посмотреть на кого-то поближе делаем крупный план. Ну вот, например, первая фраза – «посадил дед репку». Мы рисуем поле, деда и то, как он сажает репку (быстро и схематично рисует смешную иллюстрацию) – но пока непонятно, зачем он наклонился – то ли сажает репку, то ли делает физкультурные упражнения, поэтому мы добавляем крупный план (рисует руку деда и выпадающее из нее семечко)». То, в какую сторону дед зовет бабку, обозначено стрелочкой; чтобы увидеть, как дед кричит, дается крупный план (открытый в безмолвном крике рот, борода, глаза-крестики).
Буквально за 15 минут режиссер подробно раскладывает всю историю на кадры, плотно зарисовав несколько листов формата А4. Теперь наша раскадровка готова, но надо придумать необычный конец. Например, что у нас окажется под репкой? Сразу два детских голоса из зала отвечают «крот» и «клад». Чтобы не расстраивать детей решаем воплотить в жизнь оба замысла. Наталья раздает детям задания, а ее помощники – бумагу, ножницы, карандаши и фломастеры.
Работа идет удивительно быстро: скоро Наталье приносят первых героев. Некоторых она критикует и отправляет на доработку, некоторых принимает сразу. Крупные планы она тут же снимает на обычный фотоаппарат. В другом углу рисуют фон, а веб-камера ноутбука фотографирует все этапы процесса его создания. Потом накладывают на фон героев и создают общие планы движений. Наталья объясняет, что остается только смонтировать и добавить статику – то есть разложить движения на компоненты, чтобы персонажи не казались застывшими. Чем больше статичных кадров – тем медленнее получается движение. И вот нас уже ждет первый «пиратский» показ мультфильма! Если честно, я до последнего не верила, что мы уложимся в два часа, пока не увидела своими глазами мультфильм. В котором все, как надо - дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка. И необычный конец – клад, из которого вылезает крот.
Кто-то задает Наталье вопрос: зачем устраиваются такие мастер-классы – чтобы дать детям представление о будущей профессии или чтобы помочь им самореализоваться? «Нет, что вы. По-моему все гораздо проще: такие занятия нужны, чтобы развить фантазию ребенка. Для мультипликатора мало двигать персонажей – ему нужно сочинять историю. Чтобы это выглядело правдоподобно. Вот человек на экране открывает рот: как он кричит? У него истерика или меланхолия? Или он проснулся и зевает? Ведь все это разные движения. Как падает семечко? Как прыгает мячик? Как качается маятник? Как ходят люди и животные? Все это должен знать мультипликатор. А для этого он должен обладать любознательностью и умением фантазировать, которые закладываются в самом раннем возрасте».
Ранее в рубриках
В Воронеже — Мэр Воронежа побывал на месте серьёзного ЧП
При осмотре места происшествия оказалось, что ущерб больше, чем предполагалось накануне.
В России — Над Воронежской областью уничтожены три метеозонда – чем они опасны?
Эти шары применяются ради террора против гражданского населения и перегрузки средств ПВО.
В мире — Наводнение в Дубае было вызвано искусственно?
Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?
Общество — Колбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже
Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.
Театр — В Воронеже сыграли «Кровавую свадьбу»
Спектакль стал продолжением зарекомендовавшего себя проекта «Учебный театр».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер
Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».
Персона — Звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»
По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.
Литература — Вышла четвёртая книга серии «Инспектор уголовной полиции Хиллари Грин» — «Убийство в деревне»
Книги Фейт Мартин — образец жанра чисто английского детектива.
Музыка — Эстрадный хор FERMATA представит воронежцам новую прорывную программу «По страницам любимых мюзиклов...»
Прозвучат популярные песни из отечественных и зарубежных мюзиклов разных лет.
Изобразительное искусство — Портрет маслом – техника и особенности создания
Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.
Зал ожидания — Воронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»
Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.
Главное — В Воронежском институте искусств открылась выставка Александра Дубянского
Восхищает умение автора видеть прекрасное, глубоко чувствовать красоту и передавать её с помощью красок.