Войти
В Воронеже
27.02.2012 13:21
Мастер-класс известного художника-аниматора прошел в Воронеже с аншлагом

Наталья Березовая дает мастер-класс

Мастер-класс известного художника-аниматора прошел в Воронеже с аншлагом

  • Текст: Виктория Лушина
  • Фото: Виктория Лушина

Большой Фестиваль Мультфильмов привлекает в этом году куда больше поклонников анимации, чем в прошлом году. Значительную аудиторию собрал и мастер-класс известного мастера мультипликации Натальи Березовой. Наталья предложила детям сделать экранизацию сказки «Репка». Участники с восторгом и увлечением рисовали персонажей, радостно смеялись. У них все получилось. На мастер-классе побывала наш корреспондент Виктория Лушина.

В рамках Большого фестиваля мультфильмов в Воронеж приехала режиссер-мультипликатор студии «Пилот» Наталья Березовая, чтобы провести детский мастер-класс «От истории к мультфильму». Она – автор таких замечательных и всеми любимых мультиков, как «Моя жизнь» (смешная история от лица маленького поросенка в стиле школьного сочинения «Как я провел лето»), «Про барана и козла» (в рамках цикла «Гора самоцветов»), «История кота со всеми вытекающими последствиями» (в ней банальная история о нагадившем котенке превращается в целое детективное расследование с допросами и отпечатками пальцев), «Про Василия Блаженного» (пример детского мультфильма на религиозную тематику).

Оказалось, что в афишке очень точно указан возраст участников «от 8 лет» - именно так и получилось. На мастер-класс известного режиссера пришли и маленькие дети, и их родители, и студенты вузов, и люди, профессионально работающие с графикой, и те, кто совсем не умеет рисовать, но интересуется процессом создания мультфильма. Приятно отметить, что людей было гораздо больше, чем в прошлом году (на аналогичном мастер-классе Елизаветы Скворцовой): Красный зал «Театрального кафе» с трудом вместил всех желающих. Но если тогда пришло больше взрослых, чем детей, тот в этом году детская аудитория оказалась основной. А всем взрослым тетенькам и дяденькам пришлось со вздохом освободить для детей первые ряды: максимум, что им доверяли, – это раскрасить фон, аккуратно разрезать героев на части или склеить порвавшуюся детальку.

Сначала Наталья немного теряется от такого обилия взрослых людей. Извиняется, что ее мастер-класс рассчитан на детей – чтобы они получили первое представление об этапах создания мультика, поэтому людям старшего возраста вряд ли будет интересно. Про себя думаю, что это даже хорошо: значит, рассказывать будут просто и детально, так что я все пойму. На практике получилось немного не так: детям не объясняли подробности многих этапов, которые как раз и были интересны. Но это не страшно - все-таки мастер-класс для детей и должен быть интересен в первую очередь им. И то, как радостно они смеялись в конце и с каким восторгом рисовали персонажей, – лучшее доказательство того, что урок удался.

Наталья предлагает сделать что-то совсем простое - например, экранизацию сказки «Репка». Потому что если начать придумывать сюжет, то это растянется на пару часов, а нам надо всего за 2 часа создать полноценный мультик. Наталья подходит к импровизированной доске из чистых листов бумаги и начинает объяснять: «Сначала разрабатывается сценарий (этот пункт мы уже выполнили), потом рисуется раскадровка – все кадры по очереди этап за этапом. Когда нам нужно посмотреть на всех героев – будем делать общий план, а когда посмотреть на кого-то поближе делаем крупный план. Ну вот, например, первая фраза – «посадил дед репку». Мы рисуем поле, деда и то, как он сажает репку (быстро и схематично рисует смешную иллюстрацию) – но пока непонятно, зачем он наклонился – то ли сажает репку, то ли делает физкультурные упражнения, поэтому мы добавляем крупный план (рисует руку деда и выпадающее из нее семечко)». То, в какую сторону дед зовет бабку, обозначено стрелочкой; чтобы увидеть, как дед кричит, дается крупный план (открытый в безмолвном крике рот, борода, глаза-крестики).



Буквально за 15 минут режиссер подробно раскладывает всю историю на кадры, плотно зарисовав несколько листов формата А4. Теперь наша раскадровка готова, но надо придумать необычный конец. Например, что у нас окажется под репкой? Сразу два детских голоса из зала отвечают «крот» и «клад». Чтобы не расстраивать детей решаем воплотить в жизнь оба замысла. Наталья раздает детям задания, а ее помощники – бумагу, ножницы, карандаши и фломастеры.

Работа идет удивительно быстро: скоро Наталье приносят первых героев. Некоторых она критикует и отправляет на доработку, некоторых принимает сразу. Крупные планы она тут же снимает на обычный фотоаппарат. В другом углу рисуют фон, а веб-камера ноутбука фотографирует все этапы процесса его создания. Потом накладывают на фон героев и создают общие планы движений. Наталья объясняет, что остается только смонтировать и добавить статику – то есть разложить движения на компоненты, чтобы персонажи не казались застывшими. Чем больше статичных кадров – тем медленнее получается движение. И вот нас уже ждет первый «пиратский» показ мультфильма! Если честно, я до последнего не верила, что мы уложимся в два часа, пока не увидела своими глазами мультфильм. В котором все, как надо - дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка. И необычный конец – клад, из которого вылезает крот.

Кто-то задает Наталье вопрос: зачем устраиваются такие мастер-классы – чтобы дать детям представление о будущей профессии или чтобы помочь им самореализоваться? «Нет, что вы. По-моему все гораздо проще: такие занятия нужны, чтобы развить фантазию ребенка. Для мультипликатора мало двигать персонажей – ему нужно сочинять историю. Чтобы это выглядело правдоподобно. Вот человек на экране открывает рот: как он кричит? У него истерика или меланхолия? Или он проснулся и зевает? Ведь все это разные движения. Как падает семечко? Как прыгает мячик? Как качается маятник? Как ходят люди и животные? Все это должен знать мультипликатор. А для этого он должен обладать любознательностью и умением фантазировать, которые закладываются в самом раннем возрасте».

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже открылся первый музей Гавриила Троепольского

Помощь в реализации проекта оказали воронежские писатели, поэты, краеведы и общественники.

В РоссииКак маленький мишка помешал большому чиновнику: ассоциация владельцев кинотеатров против министра культуры Мединского

Разразился очередной скандал, связанный с именем министра культуры РФ Владимира Мединского.

В миреКарьера Вуди Аллена рухнула?

Над головой известного режиссёра, кумира яйцеголовых и любителей артхаусного кино, сгущаются тучи.

ОбществоLouis Vuitton: сумки с мировым именем

Чем привлекательны изделия Louis Vuitton? В первую очередь, это креативность дизайнерских идей и высокий стандарт качества.

ТеатрВ театре «Ленком» снимают с репертуара спектакль Константина Богомолова «Борис Годунов» и две работы Марка Захарова

Ранее такая же участь постигла спектакль «Борис Годунов» Воронежского камерного театра.

Кино и телевидениеКритики о фильме Джо Райта «Темные времена»: Гэри Олдман велик, но хотелось бы покороче

Новый фильм от режиссёра «Анны Карениной» может получить премию американской киноакадемии.

ПерсонаЭдуард Лимонов представит свою новую книгу в Воронеже

Известный писатель, поэт, публицист, политический деятель вновь посетит столицу Черноземья.

ЛитератураВыходит новый роман Анны и Сергея Литвиновых «Джульетта стреляет первой»

Издательство Эксмо обещает триумфальное возвращение любимой героини — Татьяны Садовниковой.

МузыкаМаэстро Александр Анисимов подарил воронежцам эффектную программу

Это был удивительный вечер в филармонии, лейтмотивом которого стала музыка Петра Чайковского.

Изобразительное искусство«Дом губернатора» стал музейной площадкой, приютив «Истории настоящего»

Предлагаем вам фоторепортаж нашего корреспондента с открытия выставки современного искусства в старинном воронежском особняке.

Зал ожиданияВ зале филармонии воссияет звезда, и прозвучат песнопения христианского мира

Прозвучат рождественские песнопения, канты, колядки, духовная музыка отечественных и зарубежных композиторов.

ГлавноеВ Воронеже открылась юбилейная выставка известного художника Александра Курзанова

Именно сегодня, 18 января 2018 года, Александру Михайловичу исполнилось 80 лет.