Войти
В Воронеже
21.04.2018 10:05
«История, снятая анонимными водителями, о которых мы больше ничего не знаем»

«История, снятая анонимными водителями, о которых мы больше ничего не знаем»

  • Текст: Татьяна Лозюк
  • Фото: Татьяна Лозюк

20 апреля в Воронежском центре современного искусства состоялось открытие персональной плёночной выставки SUBURBIA / SCREW Александра Минченко – художника, основателя звукового проекта Г5-54 и сервиса видеотрансляций Derivé TV. Александр окончил Институт проблем современного искусства и Британскую высшую школу дизайна, в настоящее время живёт и работает в Москве и Виннице.


Выставка размещалась в трёх залах, однако основная масса гостей заходила только в центральный, где находились главные экспонаты – плёночные фотографии на лампах дневного света. Всего в зале располагались три лампы и около ста снимков. Также в зале был установлен стол с лупами.


После предварительного ознакомления гостей с фотоснимками, Александр Минченко рассказал о проекте:

- Все фотографии проекта находятся в Инстаграме, там они в рандомном порядке постятся один-два раза в день. Всего в проект вошли 350 фотографий. Для меня этот проект – способ познать свой регион – я живу в Москве, но в области практически не бываю. Мне стали интересны отличия между разными местами Московской области, есть ли они вообще, как они выражаются.

Раньше и вообще до момента её блокировки была популярна программа Zello – интернет-рация, по сути, голосовой чат. В России его активно использовали дальнобойщики. Дальность передачи сигнала – 10-20 км. Водители использовали программу, чтобы поболтать, компании, чтобы синхронизировать свою работу, таксисты и дальнобойщики – чтобы обмениваться информацией. Причём бесплатно. Настоящая рация – довольно дорогая вещь, на рацию мощностью больше 20 Ватт нужна лицензия. А здесь всё, что нужно – телефон и гарнитура.

Тогда как раз набирало силу движение против системы «Платон», поэтому была большая «движуха» среди водителей грузовиков, дальнобойщиков – всех, кого могло задеть введение дополнительной тарификации проезда.

Какое-то время я просто слушал чужие разговоры, потом выбирал моменты, когда люди говорили о свободном времени и начинал предлагать поучаствовать в проекте тем, кто заезжают в Москву. Давал им мыльницы, заправленные пленкой, старые камеры – я взял их на Авито штук 60 с чем-то. Не нужно было устанавливать каких-либо настроек, просто нажимать на кнопку и делать 36-38 кадров. Я попросил участников проекта снимать какие-то интересные для них места Московской области, где они бывают. Мы связывались по рации. Позже я сделал свой канал для тех, кто глубоко погрузились в эту тему.


У участников проекта была полная свобода, они могли делать всё что угодно с этой пленкой. Единственное, я просил, чтобы они снимали места, а не друзей и знакомых, и ещё чтобы на фотографиях не было всем известных видов – вокзалов, памятников героям Великой Отечественной войны – таких вещей, которые первым делом вылезают в поиске. Также я давал бандероль с оплаченной маркой, в которую сразу можно было упаковать камеру. То есть они могли либо привезти мне отснятую камеру, либо бесплатно доставить по почте. Ну и после этого, в принципе, наша связь прекращалась. Те, кто хотели вознаграждение, говорили мне, какую именно сумму хотят получить за свою работу. Как правило, это были 200, 300, 500 рублей (московские водители оказались самыми высоко ценящими своё время, потраченное на съемку). Но многие отказывались от денег – кому-то просто было интересно участие.


Никто из вовлеченных в проект не был фотолюбителем, это просто не нужно. Весь проект длился 3-4 года. Зимой многие отказывались выходить из машины из-за холода, поэтому все снимки были сделаны летом.

Часть камер пропала – не знаю, что с ними сделали – выбросили, сломали, забрали. Интересно, что все, кому я заплатил, вернули камеры, ни одна не потерялась. Потерялись камеры у тех, кто говорили, что снимут всё бесплатно. Наверное, просто оставляли их себе. Я не знаю, зачем. Это были самые дешевые мыльницы, которое можно купить на Авито за 100 рублей.


Пленки у меня было практически неограниченное количество – я купил большую паллету просроченной пленки, она стоила копейки. Дороже всего обошлись проявка и постпродакшн. Некоторые водители заправляли мыльницы своими пленками, то есть помимо той плёнки, что дал я, докупали сами – настолько это было им интересно. Ну, и закончилось это, когда программа Zello была резко заблокирована – связь оборвалась, и это ознаменовало конец проекта.

Я также работаю со звуком. Эти две композиции (музыка в колонках), которые разнесены по залам, построены на помехах, возникающих во время говорения по мессенджерам – то связь прерывается, то возникают какие-то писки, трески… Каждая композиция на 99% состоит из помех, просто они могут быть растянуты или сжаты. В Московской области связь очень плохая. Когда я говорил с участниками проекта, постоянно возникали такие помехи, и они сразу воспринимались мной как какая-то музыка.

Также в одном из залов расположена доска с надписью «Screw».


- Это единственный подарок от дальнобойщика, который начал заниматься аэрографией, – поясняет Александр. – Сказал, «ты занимаешься искусством – вот, включи это тоже в выставку». Но он тоже не захотел, чтобы его имя узнали.

Александр поясняет, что не требовал от участников проекта, чтобы они подписывали, где сделаны фотографии, потому что проект не носит документального характера. По этой же причине автор проекта свободно редактировал фотографии, изменял геометрию и приводил всё к одному цветовому решению: «Все пленки приведены к одному цветовому знаменателю. Это максимально нейтральная история, снятая анонимными водителями, о которых мы больше ничего не знаем».


В одном из залов, прямо на полу, расположены ещё две лампы, но уже без фотографий: «Эта композиция с двумя лампами символизирует, что проект должен был продолжаться, но оборвался. Это запасные площадки для плёнок, которые могли быть заполненным, если бы работа программы не была остановлена».


Гости выставки поделились, какие чувства вызвал у них просмотр фотоплёнок, шумовая музыка и сама атмосфера:

- Мне очень понравилась выставка, получила большое эстетическое удовольствие. Возникает ощущение какой-то связи между людьми и незнакомыми далекими местами. После просмотра плёнок появляется чувство единения и одновременно отчуждения, одиночества.
Анастасия

- Мне визуально понравился проект – он очень уютный. Маленькие фотографии заставляют всматриваться. Большие, красиво подсвеченные фотографии создают музейную атмосферу, а такой формат подачи даёт ощущение чего-то личного, потому что фотографии типовые. Например, такую стройку можно найти в черте любого города. Поэтому у каждого зрителя возникают какие-то свои воспоминания, создаётся ощущение личного контакта с автором, в голове появляется много разных отсылок.
Екатерина





Объявление

Мебель создает особую атмосферу и уют в вашем доме. Приглашаем вас посетить интернет-магазин мебели Мечта Мебель. Широкий выбор мебели по самым доступным ценам.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже прошёл военный парад

В нём приняли участие воины гарнизона, курсанты военно-воздушной академии, представители силовых органов.

В РоссииВ Петербурге автобус упал в Мойку, есть жертвы

В Петербурге на набережной Мойки пассажирский автобус врезался в два автомобиля, пробил ограду и упал в воду.

В миреПрофессор Лихтман, безошибочно предсказывающий результаты выборов в США, сделал прогноз на 2024 год: Байден или Трамп?

Пока это предварительный прогноз, окончательный учёный намерен дать в августе.

ОбществоВ первом квартале 2024 года демографическая ситуация в Воронежской области заметно ухудшилась

Казалось бы, ухудшаться уже было некуда, но нашлись резервы – и вымирание ускорилось.

ТеатрПродолжается заявочная кампания на «Золотую Маску», Воронеж участвует

Камерный театр в этом году остался за бортом премии, с которой фактически сроднился.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 9 мая: фильм «Сто лет тому вперёд» берёт миллиардный рубеж

Многие новые ленты оказались даже не во втором, а в третьем эшелоне, собирая крохи.

ЛитератураДва детектива Яцека Галиньского про пани Зофью: стервозная старуха против воротил преступного мира – кто кого?

Противостояние незаметной старушки и беспощадной мафии – есть ли у пани Зофьи хоть один шанс?

МузыкаСтали известны имена участников конкурса Grand Piano Competition 2024 года

Конкурс проводится с 2016 года. Идея его создания принадлежит Дениcу Мацуеву.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 27 апреля – 4 мая 2024 в мировых СМИ

Спешим порадовать вас снимками на грани подлинного искусства. Некоторые просто очень хороши.

Зал ожиданияСпециалисты рассказали, что посетить воронежцам и гостям города 11-12 мая

Путеводитель по Воронежу и окрестностям составлен профессионалами туриндустрии.

Главное«Оперную классику» отменили – трудные времена

Всё плохо: хиляют только деградант-поп, симфо-дрянь-рок, брутальный рэп и тюремный шансон.