В Воронеже
«История, снятая анонимными водителями, о которых мы больше ничего не знаем»
- Текст: Татьяна Лозюк
- Фото: Татьяна Лозюк
20 апреля в Воронежском центре современного искусства состоялось открытие персональной плёночной выставки SUBURBIA / SCREW Александра Минченко – художника, основателя звукового проекта Г5-54 и сервиса видеотрансляций Derivé TV. Александр окончил Институт проблем современного искусства и Британскую высшую школу дизайна, в настоящее время живёт и работает в Москве и Виннице.

Выставка размещалась в трёх залах, однако основная масса гостей заходила только в центральный, где находились главные экспонаты – плёночные фотографии на лампах дневного света. Всего в зале располагались три лампы и около ста снимков. Также в зале был установлен стол с лупами.

После предварительного ознакомления гостей с фотоснимками, Александр Минченко рассказал о проекте:
- Все фотографии проекта находятся в Инстаграме, там они в рандомном порядке постятся один-два раза в день. Всего в проект вошли 350 фотографий. Для меня этот проект – способ познать свой регион – я живу в Москве, но в области практически не бываю. Мне стали интересны отличия между разными местами Московской области, есть ли они вообще, как они выражаются.
Раньше и вообще до момента её блокировки была популярна программа Zello – интернет-рация, по сути, голосовой чат. В России его активно использовали дальнобойщики. Дальность передачи сигнала – 10-20 км. Водители использовали программу, чтобы поболтать, компании, чтобы синхронизировать свою работу, таксисты и дальнобойщики – чтобы обмениваться информацией. Причём бесплатно. Настоящая рация – довольно дорогая вещь, на рацию мощностью больше 20 Ватт нужна лицензия. А здесь всё, что нужно – телефон и гарнитура.
Тогда как раз набирало силу движение против системы «Платон», поэтому была большая «движуха» среди водителей грузовиков, дальнобойщиков – всех, кого могло задеть введение дополнительной тарификации проезда.
Какое-то время я просто слушал чужие разговоры, потом выбирал моменты, когда люди говорили о свободном времени и начинал предлагать поучаствовать в проекте тем, кто заезжают в Москву. Давал им мыльницы, заправленные пленкой, старые камеры – я взял их на Авито штук 60 с чем-то. Не нужно было устанавливать каких-либо настроек, просто нажимать на кнопку и делать 36-38 кадров. Я попросил участников проекта снимать какие-то интересные для них места Московской области, где они бывают. Мы связывались по рации. Позже я сделал свой канал для тех, кто глубоко погрузились в эту тему.

У участников проекта была полная свобода, они могли делать всё что угодно с этой пленкой. Единственное, я просил, чтобы они снимали места, а не друзей и знакомых, и ещё чтобы на фотографиях не было всем известных видов – вокзалов, памятников героям Великой Отечественной войны – таких вещей, которые первым делом вылезают в поиске. Также я давал бандероль с оплаченной маркой, в которую сразу можно было упаковать камеру. То есть они могли либо привезти мне отснятую камеру, либо бесплатно доставить по почте. Ну и после этого, в принципе, наша связь прекращалась. Те, кто хотели вознаграждение, говорили мне, какую именно сумму хотят получить за свою работу. Как правило, это были 200, 300, 500 рублей (московские водители оказались самыми высоко ценящими своё время, потраченное на съемку). Но многие отказывались от денег – кому-то просто было интересно участие.

Никто из вовлеченных в проект не был фотолюбителем, это просто не нужно. Весь проект длился 3-4 года. Зимой многие отказывались выходить из машины из-за холода, поэтому все снимки были сделаны летом.
Часть камер пропала – не знаю, что с ними сделали – выбросили, сломали, забрали. Интересно, что все, кому я заплатил, вернули камеры, ни одна не потерялась. Потерялись камеры у тех, кто говорили, что снимут всё бесплатно. Наверное, просто оставляли их себе. Я не знаю, зачем. Это были самые дешевые мыльницы, которое можно купить на Авито за 100 рублей.

Пленки у меня было практически неограниченное количество – я купил большую паллету просроченной пленки, она стоила копейки. Дороже всего обошлись проявка и постпродакшн. Некоторые водители заправляли мыльницы своими пленками, то есть помимо той плёнки, что дал я, докупали сами – настолько это было им интересно. Ну, и закончилось это, когда программа Zello была резко заблокирована – связь оборвалась, и это ознаменовало конец проекта.
Я также работаю со звуком. Эти две композиции (музыка в колонках), которые разнесены по залам, построены на помехах, возникающих во время говорения по мессенджерам – то связь прерывается, то возникают какие-то писки, трески… Каждая композиция на 99% состоит из помех, просто они могут быть растянуты или сжаты. В Московской области связь очень плохая. Когда я говорил с участниками проекта, постоянно возникали такие помехи, и они сразу воспринимались мной как какая-то музыка.
Также в одном из залов расположена доска с надписью «Screw».

- Это единственный подарок от дальнобойщика, который начал заниматься аэрографией, – поясняет Александр. – Сказал, «ты занимаешься искусством – вот, включи это тоже в выставку». Но он тоже не захотел, чтобы его имя узнали.
Александр поясняет, что не требовал от участников проекта, чтобы они подписывали, где сделаны фотографии, потому что проект не носит документального характера. По этой же причине автор проекта свободно редактировал фотографии, изменял геометрию и приводил всё к одному цветовому решению: «Все пленки приведены к одному цветовому знаменателю. Это максимально нейтральная история, снятая анонимными водителями, о которых мы больше ничего не знаем».

В одном из залов, прямо на полу, расположены ещё две лампы, но уже без фотографий: «Эта композиция с двумя лампами символизирует, что проект должен был продолжаться, но оборвался. Это запасные площадки для плёнок, которые могли быть заполненным, если бы работа программы не была остановлена».

Гости выставки поделились, какие чувства вызвал у них просмотр фотоплёнок, шумовая музыка и сама атмосфера:
- Мне очень понравилась выставка, получила большое эстетическое удовольствие. Возникает ощущение какой-то связи между людьми и незнакомыми далекими местами. После просмотра плёнок появляется чувство единения и одновременно отчуждения, одиночества.
Анастасия
- Мне визуально понравился проект – он очень уютный. Маленькие фотографии заставляют всматриваться. Большие, красиво подсвеченные фотографии создают музейную атмосферу, а такой формат подачи даёт ощущение чего-то личного, потому что фотографии типовые. Например, такую стройку можно найти в черте любого города. Поэтому у каждого зрителя возникают какие-то свои воспоминания, создаётся ощущение личного контакта с автором, в голове появляется много разных отсылок.
Екатерина


Объявление
Мебель создает особую атмосферу и уют в вашем доме. Приглашаем вас посетить интернет-магазин мебели Мечта Мебель. Широкий выбор мебели по самым доступным ценам.
Ранее в рубриках

В Воронеже — Мэр Воронежа Сергей Петрин рассказал о том, как будут засевать, содержать и сохранять городские газоны
Это целый комплекс мер, котоыре позволят сделать город более зелёным и уютным.

В России — Несколько городов Воронежской области не могут считаться даже условно комфортными
В когорту аутсайдеров попали Эртиль, Острогожск, Семилуки, Борисоглебск, Новохопёрск.

В мире — Звёздный теле- и радиоведущий объяснил, почему человечество глупеет, и теперь может лишиться работы
Высказывания ведущего назвали нацистскими и евгеническими.

Общество — Санатории и дома отдыха активно готовятся к летнему сезону, повышая цены
На среднюю пенсию можно позволить себе целых три дня отдыха и лечения.

Театр — Воронежский ТЮЗ замахнулся на «Судьбу человека»
Премьера на Большой сцене театра состоится уже через месяц – 4 мая 2025 года.

Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 3 апреля: комедия «Батя 2» рвёт прокат
Пространство отечественного проката максимально расчищено под новый фильм Ильи Учителя.

Персона — Умер Вэл Килмер
Многолетняя борьба этого незаурядного человека за любимую работу и саму жизнь завершилась печально, но предсказуемо.

Литература — В Воронеже пройдёт круглый стол, посвящённый малоизвестным страницам биографии Гавриила Троепольского
Фигура писателя продолжает оставаться загадочной, многое нам ещё предстоит узнать об авторе «Белого Бима».

Музыка — Артиста филармонии развели на полтора миллиона рублей
Музыкант лишился сбережений и остался должником банка после звонка из «налоговой».

Изобразительное искусство — Персональная выставка Владимира Гончарова открылась в Ректорской галерее ВГУ
Первые посетители долго, заинтересованно рассматривали и обсуждали работы мастера.

Зал ожидания — Воронежское хореографическое училище пригласило на День открытых дверей
Здесь хотят увидеть тех, кто намерен связать свою жизнь с балетом и народным танцем.

Главное — Александр Гусев выразил недовольство реставрацией дворца Ольденбургских и дома Гарденина, пригрозив карами
«Строителей на объектах недостаточно, а компетентность некоторых вызывает сомнение».