Войти
Театр
17.10.2012 22:14
Мост короля Людовика Святого рухнул в Воронеже

Мост короля Людовика Святого рухнул в Воронеже

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: culturavrn.ru

Разумеется, эта катастрофа, описанная Торнтоном Уайлдером, произошла 20 июля 1714 года, ровно в полдень. Несчастье воспроизвели в Воронежском академическом театре драмы имени А. Кольцова. Равно как и события, которые предшествовали трагедии и за ней последовали.

Обрушение моста в спектакле, поставленном художественным руководителем театра Владимиром Петровым по собственной инсценировке, воспроизведено с помощью анимации. Пять человеческих фигурок ступают на хрупкое подвесное сооружение, соединяющее края ущелья, и вдруг летят вниз со страшной высоты и разбиваются насмерть. Падение моста Людовика Святого глубоко поражает Лиму, да и все Перу тоже.

Так начинается повесть Торнтона Уайлдера, так начинается спектакль Кольцовского театра. Назвать зачин спектакля конгениальным замыслу Уайлдера было бы громковато, но эпитета «многообещающий» он заслуживает несомненно.

Первым делом отмечаем умелую организацию сценического пространства. Постановщиками придуман своеобразный трансформер, отдаленно напоминающий кубик Рубика. Трехэтажная конструкция, все грани которой можно двигать под разными углами, позволяет представить и дворец вице-короля Перу, и монастырь Святой Росы Лимской, и театр Дядюшки Пио… Хорошая работа художника по свету (Елена Древалева) дополняет приятное впечатление от сценографии (художник-постановщик Алла Коженкова).

Видеопроекции (фирма «Петербургская киноартель»), не раз используемые в постановке, выразительны и гармоничны. Возникает впечатление (не исключено, что субъективное), что машинерии постановщик уделил больше внимания, чем актерам. Что, впрочем, вполне согласуется с современными веяниями («театр начинается не с труппы», важно «освоение пространства театра» и т.п.).

Вскоре появляется кордебалет, чьи вставные номера и далее будут регулярно вторгаться в ткань действа (балетмейстер – Николай Реутов). Затем Дядюшка Пио противным и фальшивым голосом ярмарочного зазывалы призовет зрителей посмотреть представление о… собственной гибели и потрясшей Лиму трагедии. И первые робкие мысли о том, что с логикой и причинно-следственными связями в этом «Мосте» не все благополучно, начнут закрадываться в головы притихших зрителей.


Появляется и пытается задать верную интонацию монах-францисканец брат Юнипер (Александр Смольянинов), чудом не разделивший судьбу погибших. Он хочет найти объяснение гибели этих пятерых, явно не случайно оказавшихся в это время в этом месте. А еще брат Юнипер по ходу спектакля будет раздавать жертвам катастрофы Маски Смерти, надев которые они уйдут в вечность.

Владимир Петров использует прием «наплыва» одного эпизода на другой (телевизионщики называют это «микшерным переходом»). Не успевает закончиться одна сцена, как начинается другая, зачастую совершенно не связанная с предыдущей по смыслу и стилистике. В театре Дядюшки Пио по воле автора инсценировки и режиссера-постановщика разыгрываются «Трехминутные пьесы для трех актеров» Торнтона Уайлдера. И эти вставные номера прерывают повествование - и без того хаотичное. Как будто автор спектакля безостановочно вбрасывает пазлы, а зрителям приходится их собирать и собирать. При этом часть деталей (вроде надувного морского чудища) оказывается лишней, а некоторых важных деталей явно недостает. Поэтому «картинка» и не складывается.

Ткань спектакля не структурируется, он лишается каркаса, классической формы построения театрального действа – с завязкой, кульминацией, развязкой. Чередование эпизодов продолжается до самого конца. При этом возникает немало парадоксов и анахронизмов. Так, Камила Перикола, завершив спектакль (театр в театре – любимое «фирменное блюдо» Владимира Петрова), ведет «разбор полетов» со своим наставником Дядей Пио. Он объясняет ей, что финал она провела неплохо. Но в этот момент служитель театра срочно вызывает Периколу на сцену – доигрывать завершившийся спектакль. Или маркиза де Монтемайор, произнеся свой финальный монолог и уйдя со сцены в Маске Смерти, вдруг появляется сызнова с теми же сетованиями по поводу невнимания своей дочери доньи Клары.

К сожалению, автор инсценировки не удержался от соблазна дописать за автора повести некоторые реплики, которые сразу же обращают на себя внимание. Ну зачем было неоднократно упоминать в спектакле Москву и Россию, откуда «привозят скверную пеньку»!

Теперь - самая нелегкая часть разговора: об актерах. Торнтон Уайлдер (чьи образы невероятно сложны и многомерны) и Владимир Петров поставили перед исполнителями задачу немыслимой сложности – существовать в нескольких временных пластах и событийных планах одновременно, оставаясь при этом живыми, вызывающими сочувствие и сопереживание людьми.

Далеко не все исполнители приблизились (пока) к решению этой задачи. Больше всего разочаровала Мария Ембулаева, исполнительница роли Периколы. Глядя на нее, трудно поверить, что «взгляд мужчин отдыхал на этой диковинной прекрасной птице, которая жила среди них». Актриса словно застряла в роли Змеи Анны Конды из спектакля «Корона для дурака». Истеричное, стервозное поведение, крик – от первой до последней минуты пребывания на сцене… О многомерности образа лучше не заикаться.

Очень старается Елена Гладышева (маркиза де Монтемайор), но отсутствие породы, аристократизма в созданном ею образе делает его приземленным и одномерным. А такие детали, как самозабвенное прихлебывание спиртного из фляжки, только усугубляют ситуацию.

Неожиданная материализация в самом конце спектакля архиепископа Лимы (у Уайлдера – один из главных персонажей повести) ставит в тупик. Прямо deus ex machinа! Актеру Евгению Малишевскому не позавидуешь. Несколько фраз, смертный приговор брату Юниперу - и уход во тьму небытия.


Пока лишь приближается к отменному результату Тамара Семенова. Мать-настоятельница Мария дель Пилар – самый, пожалуй, важный персонаж этой истории, носитель главных идей, Alter ego автора. Актриса на пути к решению стоящей перед ней задачи.

Особняком стоит Дядюшка Пио в исполнении Сергея Карпова, который изумляет своей трактовкой образа торнтоновского авантюриста-аристократа с благородным сердцем, способным вместить настоящую любовь. Страшно далек этот Пио и от своего прототипа, и от этой «оперы».

А вот что несомненно удалось постановщику, так это поклоны. Выстроено целое действо, достойное украсить, скажем, юбилей МХТ имени Чехова. Это целый спектакль в спектакле, за время которого зрительный зал, пребывавший до этого в анабиозе, несколько оживляется и начинает аплодировать долго не покидающим авансцену актерам. Все хорошо, что хорошо кончается.
Только повисает в воздухе вопрос: для кого Владимир Петров поставил в Воронеже «Мост короля Людовика Святого». Если для интеллектуалов, то «спрямление» и упрощение первоисточника им вряд ли придутся по вкусу. Если же спектакль адресован неофитам и «простым» зрителям, то для них многое в этом недостаточно структурированном, перегруженном деталями действе окажется и непонятным, и непонятым. А ведь режиссер наверняка замысливал разговор о Промысле Божием как о великой тайне, о неисповедимости путей Господних, проходящих через сердце человека, о том, что находится вне времени и пространства, о постижении истинной Любви.

До глубины, простроенности, силы эмоционального воздействия «Ареста» «Мосту» далеко. Обидно.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронежской области зафиксировано аномально раннее цветение сирени и плодовых деревьев

На данный момент отклонение средней температуры апреля от климатической нормы составляет в Воронеже 6,3 градуса.

В РоссииВ Воронежской области возможен «грязный дождь»

Влаги в выпадающих осадках будет меньше, чем песка и пыли.

В миреВ Израиле установились экстремальные температуры

Медики предупредили местных жителей и туристов о смертельной опасности аномального зноя.

ОбществоДети и подростки изображают животных в общественных местах – это плохо?

Фурри – это субкультура, основанная на подражании животным, прежде всего, – антропоморфным.

ТеатрВ Саратовском ТЮЗе во время спектакля отключили свет

Популярной стала фраза, что это Николай Васильевич Гоголь так пошутил.

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаИзвестный блогер, выпускница Воронежского госуниверситета Лена Миро умерла

Её карьера в качестве блогера завершилась ещё раньше: сначала ушла популярность, а потом и желание писать посты.

ЛитератураИсаевскую премию в 2024 году присудили воронежской поэтессе Дарье Князевой

В ходе заседания было названо несколько кандидатур, однако большинством голосов победила Дарья Князева.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеАнтитеррористическая комиссия Воронежской области решила отказаться 9 мая от праздничного концерта и подвесила парад

В центре внимания собравшихся были проблемы обеспечения безопасности во время массовых праздничных акций.