Войти
Театр
05.10.2012 19:48
Владимир Петров: Проще всего сказать, что режиссер дурак, и у него маразм

Заслуженный деятель искусств РФ В.С. Петров

Владимир Петров: Проще всего сказать, что режиссер дурак, и у него маразм

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Юрий Данилов

Художественный руководитель Воронежского государственного академического театра драмы имени А. Кольцова Владимир Петров созвал журналистов на пресс-конференцию по случаю начала сезона. Оказалось, что проблем у театра – выше крыши. Ответы Владимира Сергеевича на вопросы представителей прессы мы приводим дословно.

Владимир Петров начал с монолога:

- Мы открываем 211-й сезон театра, который носил разные имена в разное время. Сейчас он носит имя Кольцова, поэтому это 211-й сезон театра имени Кольцова. Это первое открытие сезона в «старом» новом театре, как я его называю «Зимнем». Но это лично мое словоупотребление. Мы открываем сезон премьерой. Это инсценировка по маленькой повести Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого».


Далее Петров заговорил не о творчестве, а о более земных вещах:

- В связи с тем, что мы переезжаем в новое здание, появились проблемы. Во-первых, нужно срочно делать репертуар для этого театра. Срочно. Потому что то, что идет в том здании (на Театральной, 17), сюда не переносимо. Там зеркало сцены 15 метров, здесь – восемь. Делать заново декорации к спектаклям, которые идут не меньше пяти, а то и десяти лет, я не вижу смысла. Какой ни театральный город Воронеж, но за это время все потенциальные зрители спектакли отсмотрели и даже некоторые по нескольку раз. Свои планы я корректирую. Следующей работой я хотел брать пьесу Островского «Горячее сердце», но проект сценографа Юрия Харикова очень дорогой. Все, что нам выделяется на год, уйдет на «Горячее сердце». Как говорил Папанов в фильме, «не могу я на это пойтить сейчас». И поэтому будем делать спектакли более дешевые, менее населенные, не такие масштабные, какие я затевал вначале.

То, о чем журналисты говорили весной, теперь обеспокоило и худрука:

- 320 мест в зале, задирать цены невозможно, воронежский расклад цен – не московский. Здесь билеты по 900 рублей, даже по 800 уже вызывают напряжение. Пойти вдвоем на спектакль за такие деньги – это уже серьезная дыра в бюджете у тех людей, которых я хотел бы привлечь в театр – малообеспеченная интеллигенция, студенчество. Это люди, для которых мне хочется работать, люди, для которых театр интересен как явление искусства.

Владимир Петров немного приоткрыл завесу тайны над своими творческими планами:

- После Уайлдера – вы посмотрите, какое это сложное сооружение, насколько это сложная история – я буду делать более простую вещь. Планируется одна моя работа на большую сцену, две работы молодых ребят-художников на малую сцену. Одна работа будет переходящая с лета на осень 2013 года – тоже на большую сцену. Может быть, удастся что-то еще сделать, если будут деньги. Мы потратили деньги, которые нам щедро выделил Алексей Васильевич Гордеев, на четыре спектакля вместо шести. Просить больше денег я не могу, мне совесть не позволяет. Остается рассчитывать на самих себя и жить по средствам, что всегда тяжело, вы знаете это по себе, что значит, жить по средствам. Большие, масштабные спектакли дальше будет делать трудно. Возможно, удастся найти спонсоров, людей, которые финансово помогут театру. Пока мы вынуждены затянуть пояса.

Журналисты поинтересовались, над какими спектаклями будет работать сам Петров и приглашенные режиссеры.

- Названия есть, но я не хотел бы раньше времени публиковать, это не имеет большого значения, вдруг поменяем, - ответил художественный руководитель театра.

Был задан вопрос о судьбе здания на Советской площади (Театральной, 17).

- То здание уже не наше, - ответил Петров. - По распоряжению правительства области оно выделено в отдельный финансово-экономический объект. Это театрально-концертное здание. Там будут и спектакли, и вечера, антрепризные спектакли. Там будут все мероприятия, которые очень мешали нам жить, когда мы там работали: выпуски школ, юбилей ВДВ, юбилей какой-то фирмы. Сюда уже я могу никого не пускать. Хотя есть один человек, которому отказать я просто не смогу.

С утратой второй площадки возникла еще одна проблема – где хранить декорации.

- Тут, в историческом здании, нет места для цехов и мастерских, - посетовал Петров. - Нам негде собирать декорации, нет площадки. Все абсолютно в этом малюсеньком здании отсутствует. В огромных подвалах здания на Театральной, 17, можно было бы сделать и цеха, и мастерские.

Но нужны опять же деньги, и немалые.

- Огромная нагрузка ложится на бюджет в связи с культурной позицией Алексея Васильевича - строится Камерный театр, деньги потратятся на концертный зал, там многое что нужно менять, филармония, оперный театр… И тут я с какими-то цехами, - обрисовал ситуацию Владимир Сергеевич. - Но когда-нибудь театр встанет. Все, скажу, гиря до полу дошла... Нам обещали третью очередь этого здания (на проспекте Революции, 55). Сейчас у меня два спектакля на этой сцене – и это все. Больше мне хранить декорации негде. Удастся ли нам договориться в дирекцией концертного зала? Как будет вести себя новое руководство, я не знаю. Давайте подождем, поживем – увидим. Ситуация не благостная, не радостная.

- А как же раньше театр работал в этом здании?

- Раньше здесь не было малой сцены. Ее надстроили по моей просьбе. Тут были маленькие цеха. Все крупное делалось на заводах. Сейчас мы вынуждены заказывать декорации в Москве и Санкт-Петербурге, что очень дорого. Нам нужны площади, площадка с бетонным полом, где можно варить. Надо искать, говорить с губернатором. Это серьезные капитальные вложения. Тут может спасти ситуацию не мой поход к губернатору, а просто закрытие театра. Мы задохнемся. Нам негде хранить декорации, нам негде их делать.

Оказалось, что режиссер трепетно относится к театральным стенам, пространству театра:

- У меня немного мистическое ощущение от театрального пространства, чувство, что его нужно намаливать. Там, где накануне был концерт Киркорова, не может идти «Вишневый сад». В принципе, может, но мне бы этого очень не хотелось. Все, что происходит в зале, впечатывается в стены. Хотя я понимаю, что можно на нашей малой сцене устроить хорошую элитную свадьбу с дискотекой (тут очень хорошая аппаратура) и заработать денег. Но так можно пойти и дальше. Можно гримерки сдавать. Потом снести партер, поставить столики. Устроить кабаре и хорошо жить, лучше, чем сейчас, я вас уверяю.


- А как же спектакли, которые до сих пор «кормят» театр?

- Мне было обещано, что спектакли в концертном зале будут играться. Театр на двух спектаклях существовать не сможет. Надеюсь на лояльность руководства концертного зала. Но они могут нам просто выставить арендную плату. Думаю, мы год еще продержимся, я надеюсь на здравый смысл руководства культурой нашей, потому что это их ведомство. Не играть там – это большая беда. И для театра, и для артистов, которые выходят там на сцену и до сих пор собирают зал.

Журналисты не могли обойти молчанием открытое письмо артистов театра губернатору Алексею Гордееву. Удалось ли лидеру театра успокоить коллектив?

- Зарплаты актеров действительно маленькие, - признал Петров. - Так по все стране в культуре. То, что положено, мы артистам платим. Но то, что это мало – это факт. Боль актерская в этом обращении, на мой взгляд, является доминирующей. В штатном расписании театра -57 человек. Раньше было 42 актера. Я взял в театр большую группу молодежи. И это нанесло финансовый урон актерам, которые в театре работают давно. Мешает работать отсутствие закона о театре, контрактной системы. В театре очень много людей, которые не выходят на сцену годами, но регулярно получают зарплату. Уволить я никого не имею права. Актеры здесь на всю жизнь. Но это не собес. Театр должен функционировать на более реалистической основе. Но закона нет, нет и морального права на жесткие поступки. В принципе, вся система нуждается в реорганизации. Государство могло бы вознаграждать актеров за уход из театра, платить им тысяч десять-пятнадцать в месяц до конца жизни. Есть много глубоких проблем, которые существуют на государственном уровне. Мне кажется, в театре я всех успокоил. Но Бог его знает, что там у них на душе. Пока тихо.


- В письме говорилось, что в театре упразднен художественный совет.

- Я восстановил худсовет. Но художественный совет – совещательный орган. Все равно будет так, как скажу я. Но с другой стороны, хорошо послушать мнение людей, которые в своем деле собаку съели. И поступить по-своему. «Вы хочете песен – их есть у меня». Я вывесил сегодня приказ. Восстановил худсовет, который был до меня, чтобы никто не подумал, что я кого-то люблю больше, кого-то меньше.

- Кто из актеров покинул театр?

- Ушла Аня Кунгурцева, уехал Захар Майстренко, ушла Вера Бугрова, которая играла в «Реке Потудани». Ушел Михаил Агапов – в Челябинский камерный театр.

- Можете сказать, кто будет играть в спектакле вместо Веры Бугровой?

- Нет. Не сглазьте.


Досталось от Владимира Петрова воронежским журналистам:

- Я москвич, я многих вещей не понимаю. В той же «Потудани» еле-еле видно, что Вера Бугрова голая. «Комсомольская правда» написала: В Кольцовском театре на сцене раздели актрису! И все! В спектакле больше ничего нет.

Журналисты спокойно отреагировали на критику и вернулись к более насущным проблемам:

- Когда открывался театр, были серьезные недоработки. Все ли их устранили?

- Есть проблемы, которые не устранились, и я не знаю, как их устранить. Это такая боль, такая беда! У нас на большой сцене заклинило театральный круг. В Воронеже было дождливое лето. И подвалы театра затопило. Сырость проникла в дерево. Оно разбухло. Пилить круг я не хочу. Надеюсь, что после включения отопления круг подсохнет. Наши отремонтированные подвалы заполняют грунтовые воды. Чтобы этого избежать, надо делать гидроизоляцию всего квартала. Это нереальные вещи для Воронежа. Фундамент театра не менялся. Хотя люди знающие говорили: давайте все сломаем, сделаем заново, будет в два раза дешевле. Но на это никто не мог пойти, потому что здание является памятником федерального значения, трогать его нельзя. С капанием сверху мы разбирались. Пока проблема осталась. Есть мнение, что это конденсат. Но это очень сложно.

- Проблема воронежского вандализма по-прежнему актуальна?

- Плафоны разбивают, веночки отковыривают. Стекла на первом этаже бьют. Я этого не понимаю. Что за вандалы! Что делать? Абсолютно бессмысленный вандализм.

Журналисты все-таки решили узнать , какой спектакль будет ставить худрук, раз уж он пригласил представителей СМИ на пресс-конференцию.

- Свой спектакль Вы можете назвать?

- Я буду ставить пьесу известного французского автора Эрика-Эммануэла Шмитта . Это работа, которую я уже делал, но она мне очень нравится, потому что нужна кассовая комедия для театра и комедия желательно умная. Эта пьеса – редкий случай. Эта история недорогая, у меня есть для нее актеры. Нам нужно экономить деньги и получить кассовый спектакль. Уайлдер – это очень сложно. Это интеллектуальная литература. И я не думаю, что она будет пользоваться большой популярностью. Когда ты понимаешь, что кушать надо… Все-таки даже аристократы в тюрьме опускались до еды без перчаток. А что делать? Ну хорошо, я могу встать в третью позицию, сказать, я с вами больше не работаю, повернуться и уйти из театра. Есть и такая альтернатива.

- Название можете озвучить?

- Зачем? Комедия. Философская комедия. (Скорее всего, имеется в виду спектакль LIBERTIN, который В. Петров в 2008 году ставил в Театре на Малой Бронной – Ю.Д.).

- Вы же говорили, что в этих стенах никогда…

- Я надеюсь, никогда не будет пошлости на этой сцене, не будет убогого юмора, не будет ситуаций, в которых смех ради смеха, когда слово «жопа» обсмеивается и вызывает огромный восторг у публики. Я понимаю, что нужно делать что-то для людей, которым тяжело дается восприятие Уайлдера. Сделать что-то остроумное, культурное, дающее возможность подумать.

(Похоже, Владимир Сергеевич подзабыл, как в его спектакле «Приручение строптивой» на все лады склоняется слово «Пиза»).

- Приглашаете ли вы прессу сегодня на просмотр спектакля «Мост короля Людовика Святого»? Весной вы обещали общественные просмотры и пресс-показы.

- Я уже обжегся, когда приглашал вас на сырой спектакль. А вы судите о нем со всего маху. Дайте спектаклю стать на ноги, дайте ему обжиться. Спектакль не готов, он сырой.

- А если говорить не о критиках, а о журналистах? Их интересует сам факт.

- Напишите, что был спектакль. «Состоялся спектакль в театре драмы имени Кольцова». Я не боюсь вас, просто папы, мамы, тети, племянники артистов, врачи, департамент культуры, который просто вырывает билеты… Я не могу им отказать. Спектаклей пять-шесть дайте поиграть… Я понял уровень театральных критиков. Когда люди смотрят мой спектакль «Приручение строптивой» и говорят, что непонятно, зачем и о чем поставлен спектакль, хотя там так все ясно для меня лично. Для меня это очень обидно. Раз нет декораций с Вероной, нет костюмов 18 века, это не тот театр, который любят эти критики. Надо судить художника по тем законам, которые он сам себе устанавливает, это Пушкина слова. Никто не хочет понять, почему в спектакле так, а не иначе. Это просто режиссер дурак, просто у него маразм. Он бездарен, так вот решил и сделал.

- Давайте закончим на хорошей ноте, Владимир Сергеевич!

- Ну, давайте споем.

Петров поет «Вместе весело шагать по просторам...» Потом завершает пресс-конференцию словами:

- Это длительный процесс. Надо не менее пяти лет, чтобы все понять, выстроить репертуар, задействовать артистов, ощутить это пространство. Борьба предстоит, покоя не будет.


Реклама

В наше время для развития бизнеса активно используются услуги СМС-рассылки. Для ознакомления заходите к нам на сайт.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцев предупредили о профилактике сети телерадиовещания и перерывах в трансляции

Воронежский филиал РТРС сообщил о профилактических работах на сети телерадиовещания региона.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреДоклад службы Copernicus об изменении климата: у нас мало времени

Даже учёные недооценивают, насколько быстро ухудшается ситуация.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеВ Воронеже открылась юбилейная выставка Сергея Гулевского

Академику Российской Академии художеств в апреле исполняется 70 лет.