Войти
Театр
08.07.2012 10:56
Артисты  воронежской драмы встревожены судьбой театра

Артисты воронежской драмы встревожены судьбой театра

  • Текст: Николай Тимофеев
  • Фото: culturavrn.ru

По инициативе артистов и профсоюзного комитета в Воронежском академическом театре драмы им. А.В. Кольцова состоялось открытое профсоюзное собрание. Поводом послужили накопившиеся за последние три года проблемы. Художественному руководителю В.С. Петрову, директору театра И.М. Чижмакову и его заместителям было задано много вопросов по существу сложившегося положения.

Бурную реакцию коллектива вызвали озвученные затраты на постановки последних трех лет в сравнении с затратами лет предшествующих. На не дошедшую до зрителя, отмененную к показу за день до премьеры «Свадьбу с приданым» «великого режиссера» Владимира Оренова затрачено 2 миллиона 248 тысяч рублей. Постановки «Приручение строптивой» и «Арест» обошлись области и театру более 4 миллионов 500 тысяч каждая.

Для сравнения: постановка 2009 года «Без вины виноватые», которую осуществил режиссер с мировым именем, народный артист Армении Ваге Шахвердян, обошлась воронежцам в четыре с лишним раза дешевле – всего в 1 миллион 71тысячу рублей. А постановка А.В. Иванова «Утиная охота» в 2008 году стоила всего 841 тысячу 767 рублей.

Впечатляют и сравнительные данные по статьям затрат. За «Приручение строптивой», также как и за «Реку Потудань», режиссер-постановщик Владимир Петров получил по 300 тысяч рублей. Гонорар Ваге Шахвердяна составил 102 тысячи рублей, а А.В. Иванова – всего 50 тысяч. Сложная современная декорация и в ныне идущей «Утиной охоте» стоит менее полумиллиона. А известный московский художник Лариса Курченко имела по договору гонорар всего лишь в 90 тысяч рублей. В «Приручении…» на декорацию потрачено более трех миллионов. Кроме того, оплата художнику-постановщику – 298 тысяч, художнику по костюмам – 210 тысяч, художнику по свету – 259 тысяч, за музыкальное оформление – почти 105 тысяч, да еще хореографу – 80 тысяч, да за костюмы – более 90 тысяч… Хотя, как заявляли артисты, у кого-то и обувь и костюмы оказались «из подбора», то есть ранее уже употребленные в прежних спектаклях.

И очень важный вопрос: почему изготовление декораций на последние постановки надо было заказывать именно в столицах за баснословные суммы, хотя ранее декорации любой сложности делали на месте. Из Москвы и Петербурга также выписывали и художников по свету и репетиторов по сценическому движению…

Понятно, какой эмоциональный шок испытали присутствующие члены коллектива от приведенного выше сравнения: от баснословного роста затрат на постановки всего за два сезона, хотя за то же время среднемесячная заработная плата почти всех работников, включая артистов, уменьшилась, а инфляцию в нашей стране еще никто не отменял. К тому же, 1июля нам подарен еще целый букет повышений цен…

Ну, ладно, в четыре и более раз возросли затраты на постановки. Это еще можно было бы как-то пережить, коль деньги дают. Но, с горечью констатировали артисты, особенно проработавшие здесь не один десяток лет, никогда еще не доводилось читать такого количества негативных оценок этих самых дорогих постановок как воронежскими, так и столичными критиками...

Несмотря на свойственную артистам эмоциональность, они высказывались по обозначенным проблемам конкретно и аргументированно. В выступлениях звучала озабоченность и настоящим, и ближайшим будущим известного всей России, одного из старейших русских театров. Видимо, по крайней мере, еще полтора-два сезона коллективу предстоит работать в двух зданиях, на четырех площадках. И при этом, под давлением руководства или все увеличивающейся нагрузки, увольняются опытные специалисты: заместитель директора по организации зрителей, монтировщики, осветители, помощники режиссера, ведущие спектакли… А ведь сегодня театр оказался в ситуации, когда громоздкие, тяжелые декорации приходится возить из одного здания в другое и обратно, потому что в отреставрированном здании на проспекте Революции, 55 их физически негде хранить. В то же время увеличивается штат руководителей: заместителей директора, заместителей художественного руководителя… Приходят люди, не имеющие понятий о специфике театральной деятельности. Новые люди коллективу руководством не представляются. В результате работники театра порой не знают, к кому и с какими вопросами обращаться.

Факты говорят о том, что у руководства театра сегодня на первом месте забота не об актере с его творческим потенциалом и сложными социальными проблемами, не художественный уровень спектаклей, не отбор пьес хорошего художественного и гуманистического содержания, а техническое оснащение сцены. Набираются технические специалисты, которые получают заработную плату, в два-три раза превышающую зарплату основных сотрудников, то есть артистов. Между тем опыт двух с половиной тысячелетий доказал, что синонимом понятия «театр» является Актер, которому, чтобы тронуть сердца зрителей высоким чувством, а разум – высокой мыслью, порой достаточно пустой сцены или одного единственного стула.

В выступлениях актеров прозвучала озабоченность и малым количеством постановок (театр должен зарабатывать деньги). За те деньги, которые были выделены театру губернатором, можно было осуществить несколько постановок с приглашением режиссеров еще на Театральной, 17 с перспективой их перенесения на отреставрированную сцену. Прозвучала озабоченность и состоянием идущих на старой площадке спектаклей, которые, будучи поставленными 10-15 лет назад, требуют и режиссерского надзора и обновления декораций и реквизита. Ведь пока что именно за счет проката старых спектаклей театр выполняет финансовый план.

Волнует артистов и общая тенденция развития театра. Какую функцию прочат ему пришедшие люди? Учреждения, которое любой ценой выколачивает деньги за счет зрителей? Или это все-таки такая высокая «кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Н. Гоголь)? Это уже относится и к выбору репертуара и к художественному уровню его воплощения.

С тревогой говорили артисты о ближайшем будущем, когда коллектив вынужден будет работать на зал, в котором всего-то чуть более трехсот мест, а цена билета приближается к столичному уровню. Есть опасность потерять зрителей, среди которых всегда в Воронеже основную часть составляли бюджетная интеллигенция и студенчество.

Всего на собрании выступили 16 артистов. Они не только обозначили животрепещущие проблемы, но и предлагали конкретные пути улучшения ситуации. Единогласно было принято решение обратиться к губернатору Воронежской области А.В. Гордееву, который так много внимания уделил театру в последние два года. Обращение коллектива будет направлено и руководителю департамента культуры Воронежской области И. Д. Образцову.

В этом Обращении участники собрания просят восстановить распущенный в сентябре 2010 года Художественный совет, который всегда ранее существовал и являлся совещательным органом при решении творческих проблем. Собрание просит также восстановить ставку главного художника театра, которая почему-то была ликвидирована. Без главного художника трудно представить нормальное функционирование театра. Он как раз отвечает за состояние заявленных в репертуаре спектаклей. Собрание просит восстановить деятельность Технического совета, который обычно обсуждает оформление спектакля на стадии макета. Собрание просит перенести в отреставрированное здание памятные доски: народного артиста СССР С.И. Папова и народного артиста России А.В. Иванова.

И, конечно, хотелось бы, чтобы было пересмотрено положение об оплате труда театральных работников.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрСтартовала заявочная кампания «Золотой Маски-2025»

Подлежат рассмотрению работы, представленные публично с 1 августа 2023 года по 31 июля 2024 года.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.