Войти
Театр
04.07.2012 10:58
Критики об итогах театрального сезона в Воронеже: от восторга до недоумения

Критики об итогах театрального сезона в Воронеже: от восторга до недоумения

  • Текст: Людмила Романова
  • Фото: Юрий Данилов

Редакция продолжает публиковать заметки членов секции критики при Воронежском отделении СТД о завершающемся театральном сезоне. Слово театроведу Людмиле Романовой.

Сезон как сезон, ничего особо выдающегося. Разве что с нетерпением ждали завершения реконструкции драмтеатра. Он распахнул свои двери уже в конце сезона, произвел огромное впечатление своим интерьером, но два премьерных спектакля, увы, уровню дизайна не соответствуют. Гламурный Платонов и тяжеловесное «Приручение строптивой» свидетельствуют лишь о владении профессией режиссером Владимиром Петровым и никаких открытий и откровений не содержат. Пылкое заявление на пресс-конференции, что на этой сцене зрители никогда не увидят «Свалку» (название пьесы Дударева взято, по всей видимости, как символ), не гарантирует ведь, что хорошая драматургия будет и представлена достойно. Впрочем, не будем торопиться. Реконструкция отняла у Петрова много сил и времени, а в новом сезоне он сможет полностью сосредоточиться на художественных задачах. Поживем – увидим.

Очень активизировался театр оперы и балета: поставил в этом сезоне три оперы, один балет и одну музыкальную комедию (для сравнения – Камерный театр – 1 спектакль, куклы – 1). Попытки осовременивания оперы приживаются в Воронеже с большим трудом. Но в театре много молодых (и надо сказать, превосходных солистов), которые, конечно, в курсе современных тенденций. И, возможно, не без их влияния новые веяние проникают в оперу. Мне показалось, в «Волшебной флейте» это сделано более удачно, в «Паяцах» - менее. Но благодаря таким солистам, как Игорь Горностаев, Дмитрий Башкиров, Людмила Солод, Александра Добролюбова, Анастасия Черноволос, Марина Быковская знакомые партии зазвучали свежо, обогатились драматической игрой, что убрало налет архаичности, свойственный прежним постановкам.


Сцена из спектакля "Человеческий голос"

Ну а моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос» спетая (и сыгранная!) Мариной Быковской, уже вполне достойный пример прочтения оперы XX века. Благородный минимализм режиссуры и сценографии Д. Белянушкина, тактичное партнерство А. Меркулова позволяют говорить о хорошем профессиональном уровне. То, что воронежский зритель привык к некоторой провинциальной разухабистости наших постановок (особенно это касается оперетты!) говорит лишь о том, что не надо идти у него на поводу, а потихоньку поднимать планку. И это вполне по силам нашему театру, где кипит живая жизнь.
В Камерном театре был всего один (но какой!) спектакль по пьесе А. Платонова «Дураки на периферии», чья подлинная современность завораживает своим текстом в превосходнейшем исполнении Ю. Овчинникова, К. Тукаева, Б. Алексеева, А. Мирошникова. На спектакле смеешься так, что просто сползаешь со стула, а в конце тебя словно озноб прохватывает. И послевкусие от спектакля очень долгое.


Сцена из спектакля "Перед заходом солнца"

Вторым достойным спектаклем сезона считаю «Перед заходом солнца» Гауптмана в режиссуре А. Тарасова в Воронежском ТЮЗе. Постановщику удалось нащупать современную болевую точку – взаимоотношения родителей и детей. Об этом и сделан спектакль, а не о последней любви старого советника, сделан в лучших традициях русского психологического театра. Там много актерских удач, а Инкен – Евгения Жукова – просто открытие. Такого сочетания чистоты, нежности, акварельности исполнения давно не наблюдалось на воронежской сцене.


Сцена из спектакля "Шутки от Чехонте"

Третий понравившийся мне спектакль – «Шутки от Чехонте» в режиссуре Е. Малишевского в творческом центре «Антреприза» - также безумно смешной, но смех вызван талантливым исполнением чеховского текста. Актеры Ю. Смышников, С. Поваляева, М. Магдалинина, Р. Слатвинский настолько свободны в атмосфере спектакля, что их игра кажется импровизацией.

Ну, а тревогу уже много лет вызывает воронежский ТЮЗ, где по-прежнему нет творческой программы, сочетание названий кажется случайным, равно как и появление удачных спектаклей. В этом сезоне активно поработал режиссер и актер Вадим Кривошеев, поставивший здесь три спектакля, а в академии искусств – два. У него хорошая режиссерская фантазия, интересные идеи, но его слабое место – проработка образов. В тюзовских спектаклях это наиболее очевидно, а в академии у него несомненная удача: труднейший спектакль «Рассказ о семи повешенных» по Л. Андрееву ребята сыграли с такой самоотдачей, какую редко встретишь на профессиональной сцене.

Самым ярким событием прошедшего сезона стал, конечно, Второй Платоновский фестиваль. Хочу выразить отдельную благодарность Михаилу Владимировичу Бычкову за осуществление этой многолетней мечты литературно-театральной общественности Воронежа.

Фестиваль реализован с большим размахом: и выставки, и концерты, и спектакли, и книжная ярмарка. Всего, конечно, увидеть не удалось, но мне, например, увиденного хватит надолго. Два великих спектакля: «Жизнь и судьба» Льва Додина и «Сталинградская битва» Резо Габриадзе для меня как маяки в необозримом океане сегодняшней театральной реальности. Очень надеюсь, что фестиваль будет развиваться, совершенствоваться и привлекать к творчеству нашего великого земляка все новые и новые имена.

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.