Войти
Театр
03.07.2012 19:16
Итоги театрального сезона в Воронеже:  были и провалы

Итоги театрального сезона в Воронеже: были и провалы

  • Текст: Павел Лепендин, Виктор Шаманин
  • Фото: Юрий Данилов

Мы продолжаем подведение итогов театрального сезона в Воронеже. Вопросы, на которые отвечают критики, все те же: каким был этот сезон, какое место он займет в театральной летописи Воронежа? Назовите имена и события со знаком плюс и со знаком минус.

Слово Павлу Лепендину:

Уходящий в историю театральный сезон останется в культурной летописи Воронежской области уже потому, что много нам «открытий чудных» было представлено творческими коллективами. Но наряду с ними случалось и то, что вызвало больше вопросов, чем дало ответов на них.

Обо всем по порядку. Не буду оригинальным, отметив среди основных событий II Международный Платоновский фестиваль искусств. Разнообразие представленных спектаклей, концертов, программ способно было удовлетворить запросы самой взыскательной публики. Среди театральной программы смотра из того, что довелось увидеть, самое яркое впечатление оставила постановка Льва Додина в петербургском Малом драматическом театре – Театре Европы «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана. Особенно поразила работа народной артистки Татьяны Шестаковой. Спектаклем в спектакле можно назвать роль актрисы. Творческая встреча с Львом Додиным также стала яркой страницей Платоновского фестиваля.

Порадовали разнообразием и количеством премьер Театр оперы и балета, ТЮЗ, как всегда Борисоглебский драмтеатр. Что касается музыкального театра, то очень точно все подметил Бронислав Табачников. Лучше не скажешь.

В ТЮЗе в уходящем сезоне появились среди других две, на мой взгляд, достойные работы. В первую очередь хочется сказать о спектакле «Перед заходом солнца». Драматургический материал особый, требующий наличия в театре актера на роль Маттиаса Клаузена. В свое время этот образ на сцене воплощали легенды отечественного искусства: Николай Симонов, Михаил Царёв, Кирилл Лавров. В нашем ТЮЗе есть такой артист – Александр Тарасенко. Во многом на нем держится весь спектакль. Его дуэт с молодой актрисой Евгенией Жуковой – украшение постановки. Не зря Тарасенко с Жуковой были отмечены призом секции критики за свою работу. В спектакле есть и немало других достойных исполнителей. Памятны роли, сыгранные Виктором Копосовым, Михаилом Кривовым, Надеждой Азоркиной, Сергеем Смирновым, Григорием Южаковым, Борисом Голощаповым и другими.


Вторая удача театра – юбилейный вечер заслуженного артиста РФ Юрия Овчинникова, который к своему бенефису вместе с единомышленниками осуществил постановку яркого, необычного, выигрышного спектакля по рассказам Антона Павловича Чехова.

Что касается Борисоглебского театра, то здесь стоит отметить несколько деталей. Наконец-то, Анна Бондаренко назначена главным режиссером без пресловутой приставки «и.о». Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» в ее постановке стал одним из заметных событий сезона. В конце прошлого года коллектив потерял своего многолетнего директора Владимира Мальшина, скончавшегося 1 декабря. Ему на смену пришла энергичная, влюбленная в театр Наталья Авдеева, благодаря которой борисоглебская Драма во многом преобразилась, начала существовать в русле современных тенденций развития театра, что наверняка поможет развитию творческого потенциала.

Уходящий сезон останется и болью в памяти и сердцах тех, кто любил и знал потрясающего актера, народного артиста РФ, удивительного человека Анатолия Абдулаева, чья жизнь оборвалась 23 февраля. Он был поистине любимцем публики. Открытым, светлым, многогранно одаренным человеком. И хочется напомнить о разговоре, который велся сразу после кончины Анатолия Гафаровича. Необходимо в память о нем выпустить книгу воспоминаний об артисте, опубликовать в ней его собственные (преимущественно стихотворные) произведения. И сделать книгу наподобие той, которую «Центр духовного возрождения Черноземного края» выпустил о Людмиле Кравцовой – другой легенде театрального Воронежа, которой бы в апреле 2012-го исполнилось бы 65 лет.

Несколько слов хочется сказать про областную театральную премию «Итоги сезона». Впервые за годы своего существования она вручалась не в День театра, а в мае. Произошли кардинальные изменения и в структуре номинаций, что отрадно. Вот только итоговый протокол номинантов вызвал у многих недоумение. Один из вопросов – почему никак не была замечена работа театра кукол «Шут» имени Валерия Вольховского «Кот в сапогах». Да, для такого самобытного коллектива одна премьера в сезон – ничтожно мало. Под занавес «Шут» показал еще и «Короля Лир» по Шекспиру. Но он будет оцениваться уже в следующем году. Устроителям конкурса нужно подумать над тем, чтобы найти золотую середину между прошлым и настоящим «Итогов сезона».
Жюри надо формировать исходя из объективности оценок каждого его члена, а не опираться на некие личностные пристрастия.

Безусловным событием театрального года стала премьера спектакля «Дураки на периферии» по Андрею Платонову в Камерном театре в постановке Михаила Бычкова. Спектакль успел заявить о себе не только в Воронеже, на Платоновском фестивале, но и во время гастролей в Санкт-Петербурге. Еще стоит вспомнить появление на театральной карте города новой творческой единицы – самобытного, неординарного «Театра Одного», созданного актером Камерного Борисом Алексеевым. За недолгое время своего существования театр уже порадовал целым рядом премьер. Творческие поиски, желание Бориса Алексеева максимально реализоваться в профессии достойны всяческого уважения и аплодисментов.


В сезоне случилось и то, чего многие ждали много лет: после ремонта и реконструкции открылось историческое здание Кольцовского театра на проспекте Революции. С нетерпением зрители ожидали премьерных спектаклей в его стенах. Но, увы, многих постигло разочарование. На малой сцене представили спектакль «Река Потудань» по Платонову, а на большой – «Приручение строптивой» по пьесе Аркадия Застыреца по мотивам Шекспира. Обе постановки осуществлены художественным руководителем театра Владимиром Петровым. Если первый спектакль, хоть и оставляет некоторые вопросы, в целом не вызывает отторжения и неприятия, то второй – можно считать откровенной неудачей и провалом. Причем – по всем направлениям.

Грустно, что историческая сцена, славившаяся множеством актерских и режиссерских имен и ярких, запоминающихся спектаклей открылась такой лубочной поделкой, в которой, даже при всем желании, не за что зацепиться. Пожалуй, этот спектакль - самое большое разочарование сезона. Остается только надеяться, что в дальнейшем на исторических подмостках нам будут представлены иные произведения, о каких захочется говорить, обсуждать их, спорить о них, но только при условии наличия предмета разговора, присутствия в постановках хоть маломальских творческих поисков и внутреннего содержания.

Подытоживая сказанное, нужно признать, что сезон в целом удался, даже несмотря на некоторые негативные впечатления о нем. Самое главное, что большинство наших театров либо представили один, но очень впечатляющий спектакль (как Камерный), либо целую палитру разножанровых (пусть даже и спорных) произведений. В театре всегда должно быть разнообразие, возможность выбора зрителями тех постановок, какие действительно долго хранятся в памяти и значатся на скрижалях истории искусства Мельпомены в нашем регионе.


Александр Тарасенко и Евгения Жукова в спектакле ТЮЗа "Перед заходом солнца"

На те же вопросы редакции отвечает Виктор Шаманин:

Какое место займёт минувший сезон в театральной летописи Воронежа, сказать трудно – время покажет. Но лично мне он запомнится как довольно интересный, богатый событиями. Природа, как говорили древние, не терпит пустоты. Поэтому на фоне временного затишья в одних театрах, другие выпускали премьеру за премьерой.

Давно не радовал таким количеством новых работ единственный музыкальный театр нашего города. И самое главное – начала обновляться оперная афиша. «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Человеческий голос» Ф. Пуленка... Ещё совсем недавно мы могли об этом только мечтать. Все три работы получились неожиданными, хотя далеко не всё в них можно безоговорочно принять. В «Волшебной флейте» (постановка А. Зыкова), как мне показалось, упор сделан на зрелищность и развлекательность, что весьма неплохо для оперного спектакля. Но при этом смысловое, философское звучание последней оперы Моцарта отошло на второй план, а жаль...


Отрадно, что театр привлекает к работе молодых режиссёров, имеющих свой взгляд на давно знакомые публике шедевры. Яркий пример – опера Леонкавалло «Паяцы» в постановке П. Сорокина. Но стоило ли режиссёру до такой степени видоизменять классический сюжет? Думаю, вряд ли. Впрочем, благодаря именно такой непривычной трактовке молодые солисты театра получили возможность проявить себя в современном спектакле, требующем не только вокального мастерства, но и физической подвижности, эмоциональной самоотдачи.

Иной подход к материалу продемонстрировал режиссёр Д. Белянушкин, поставивший под занавес сезона «Человеческий голос» Ф. Пуленка. Это его дипломная работа и в этом, наверное, причина столь бережного отношения к авторскому замыслу. Как ни удивительно, но монооперу с одним местом действия и отсутствием внешних событий интересно не только слушать, но и смотреть! При этом всё, что придумано режиссёром, ни на секунду не вступает в противоречие с музыкой. История покинутой женщины рассказана тонко, деликатно и, вместе с тем, правдиво. Этот спектакль, несмотря на свою камерность, не затерялся на фоне премьер «больших» опер.

Среди солистов, занятых в премьерных спектаклях, хотелось бы особо отметить Людмилу Солод, Анастасию Черноволос, Марину Быковскую, Игоря Горностаева...

Порадовал количеством премьер и Воронежский ТЮЗ. Очень важно, что театр не забывает о своём предназначении – работать для детской и юношеской аудитории. В этом сезоне мне особенно запомнились два потрясающих по своей пронзительности и человеческой теплоте спектакля – «Том Сойер» (реж. В. Кривошеев) и «Малыш и Карлсон» (реж. А. Новиков). Это спектакли, на которые родители обязательно должны приходить вместе с детьми и, посмотрев которые, близкие люди непременно станут друг другу ещё дороже... Замечательно, что новые спектакли в ТЮЗе появляются не только на основной сцене, но и на малой. Как ни странно, но для меня спектакль «Перед заходом солнца» по пьесе Гауптмана в чём-то перекликается с названными выше работами, ведь разговор в нём идёт, по сути, о том же самом (почему близкие люди порой так жестоки друг к другу), только на весьма серьёзном, взрослом уровне. Спектакль поставлен без особых затей, но вдохновенная работа актёров вызывает удивительно живой отклик зрителей.

В других театрах Воронежа премьер было не так много. В случае с Камерным театром, похоже, сработал принцип «лучше меньше, да лучше». В итоге спектакль «Дураки на периферии» по пьесе Платонова стал самым ярким событием сезона. Сам факт постановки этой почти забытой пьесы - уже событие. А тут ещё и с таким «набором» несомненных актёрских удач. Поразительно, как удалось исполнителям при всей обобщённости, «типажности» наделить своих персонажей чертами абсолютно конкретных, реальных людей. Т. Чернявская, Ю. Овчинников, К. Тукаев, В. Кривошеев, Б. Алексеев и другие – актёры, чьи работы в этом спектакле уж точно войдут в «театральную летопись» Воронежа.


Отдельно хотелось бы сказать о Борисе Алексееве, но теперь уже в связи с «Театром одного», который он создал в минувшем сезоне. Когда на такой шаг идёт востребованный и вполне успешный актёр – ясно одно: он настоящая творческая ЛИЧНОСТЬ. Подобного рода поступки начисто разбивают укоренившееся мнение о зависимости актёрской профессии. Спектакли Бориса интересны, прежде всего, тем, что это всегда разговор от своего имени, какой бы материал не брался за основу. Так ли уж часто мы видим на сцене актёра, который говорит с нами о том, что лично его по-настоящему волнует?..

Жаль, что премьеру «Короля Лира» в театре кукол пришлось ждать весь сезон. Спектакль прошёл всего один раз, и посмотреть его мне пока не удалось.

Долгожданным событием стало открытие после реконструкции исторического здания Кольцовского театра. Но первые представленные там спектакли, увы, скорее озадачили, чем обрадовали. И если «Река Потудань» на малой сцене – честная попытка прочтения платоновской прозы (каков результат – другой вопрос), то «Приручение строптивой» (автор А. Застырец) - совсем не то, что хотелось в первую очередь увидеть на обновлённой сцене. Что это? Гимн пошлости? Сознательный вызов? Но кому и чему? Пока одни вопросы. Возможно, спустя некоторое время, стоит посмотреть спектакль ещё раз. Но не уверен, что сумею найти ответы...

Есть в нашей области ещё один театр, о котором вспоминают не часто, но которому живётся тяжелее других. Это БДТ – Борисоглебский драматический театр. Он существует как бы в ином измерении, и сравнивать его спектакли с работами воронежских коллег бессмысленно. Но говоря о том, что случилось в этом сезоне, не могу не вспомнить, что борисоглебцы потеряли своего многолетнего лидера В. Мальшина. Какая это потеря для театра – словами не описать! Однако коллектив сумел выстоять и продолжает работать. Учитывая, что репертуар приходится обновлять стахановскими темпами, театр вполне мог бы обходиться кассовыми комедиями-однодневками. Но в Борисоглебске уважают себя и зрителя. Поэтому в афише – произведения Н. Лескова, Б. Васильева...

Сознательно не касаюсь прошедших фестивалей. «Театральный синдром» и, в особенности, Платоновский оставили немало ярких впечатлений, но это уже – другая тема.


Реклама

Если у вас завалялось много лишнего металлолома, то металлолом Москва поможет вам его вывезти. Вам только нужно позвонить нам!

Ранее в рубриках
В ВоронежеЗаявлен новый проект Платоновского фестиваля — «ПИРС»

Концерт состоится 23 июня на причале Петровской набережной Воронежа.

В России«Предсеансовое обслуживание» и другие виды пиратских показов фильмов в России начали пресекать

В Воронеже этим обычно отличалиcь кинотеатры Star&Mlad местного олигарха Евгения Хамина.

В миреНаводнение в Дубае было вызвано искусственно?

Засеивание облаков. Что это такое и работает ли это? Могло ли оно привести к бедствию?

ОбществоКолбаса, маргарин, прокладки, водка и бензин подорожали в Воронеже

Впрочем, этими позициями список подорожавших товаров не ограничился – в нём десятки наименований.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 18 апреля: новый фантастический лидер

Вряд ли новая экранизация повести Кирилла Булычёва переплюнет «Гостью из будущего».

ПерсонаЗвезда сериала «Улицы разбитых фонарей» о сериале «Слово пацана»: «Мне было отвратно»

По мнению Алексея Нилова, есть в сериале что-то нечистоплотное, а блатная романтика выглядит привлекательной.

МузыкаТрубач и гобоист, изнасиловавшие валторнистку, отстранены от концертов и репетиций

Нью-йоркский филармонический оркестр отправил в отпуск без содержания музыкантов, обвиненных в сексуальных домогательствах.

Изобразительное искусствоПортрет маслом – техника и особенности создания

Портрет маслом – это искусство, требующее не только таланта, но и тщательной подготовки и мастерства в обращении с красками и кистями.

Зал ожиданияВоронежцев пригласили на праздничное открытие сезона в «Костёнках»

Праздничное открытие 28 апреля состоится в здании музея по адресу: Воронежская область, Хохольский район, село Костёнки, улица Кирова, 6А.

ГлавноеВладелец фестиваля «Чернозём» Хамин наехал на министра культуры Мазур и попенял губернатору Гусеву

Хамин попытался объяснить причину отмены «Чернозёма» в 2024 году. Говорит - безопасность.