Войти
Платоновский фестиваль
13.06.2012 11:01
«Миранда» Коршуноваса, или Шекспир пятьсот лет спустя

Сцена из спектакля "Миранда"

«Миранда» Коршуноваса, или Шекспир пятьсот лет спустя

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото: okt.lt

Спектакль «Миранда» по мотивам шекспировской «Бури» Вильнюсского городского театра в постановке Оскараса Коршуноваса видели не только в Литве, но и во многих странах мира. Российская премьера состоялась 12 июня 2012 года в Воронеже, в рамках программы Второго Международного Платоновского фестиваля искусств.

Спектакль начинается для публики с момента входа в зрительный зал. На сцене – выгородка скромной советской квартиры конца восьмидесятых годов прошлого века. Повсюду книги – на полках, на полу – в связках. В старом кресле спит девушка. Работает телевизор «Рекорд», на экране которого – «Лебединое озеро». Зритель погружается в звуковую стихию спектакля. Слышится шум моря, крики чаек, музыка Чайковского, песни Пугачевой, многое другое – некий микс ушедшей эпохи. И маленькая квартирка начинает напоминать небольшой остров в архипелаге под названием СССР.

За полупрозрачной дверью томится мужчина, который никак не решается войти в комнату. Наконец, в зрительном зале гаснет свет, дверь открывается, и входит Просперо (Повилас Будрис). Его явно что-то гнетет. Он долго не решается сделать телефонный звонок, а когда поднимает трубку, просыпается Миранда (Айрида Гинтаутайте) и всеми доступными ей способами протестует.



Миранда больна. Она не может ходить, членораздельно изъясняться. Болезнь приковала ее к креслу. Отец открывает для нее мир, учит тому, что знает сам, заботится о ней. Эта девушка – тяжкий крест для Просперо, но и его любимое дитя. Сам он в прошлом – известный и влиятельный человек, ныне лишенный всего и заточенный в четырех стенах, словно академик Сахаров в Горьком. Утешение Просперо ищет в спиртном, неоднократно по ходу действия прикладываясь к бутылке, несмотря на бурные протесты дочери. Она просит (требует!) почитать ей книгу. Не какую-нибудь, а «Бурю» Уильяма Шекспира, начало которой знает почти наизусть, но финала не ведает, поскольку отец ни разу не дочитал ей пьесу до конца. Он сам этого страшится. «Так тихими шагами жизнь ползет к последней недописанной странице...»

А дальше начинается завораживающая фантасмагория, когда два уникальных актера разыгрывают «Бурю», мгновенно, на глазах зрителей, преображаясь в шекспировских персонажей. Режиссер поддерживает их световыми и звуковыми выразительными средствами, создавая атмосферу фантастической игры. И мы уже не знаем, где мы – на уединенном вымышленном морском острове или все в той же реальной квартирке. Зато мы ясно видим, как персонажи борются за власть, пока еще принадлежащую Просперо, – и Ариэль, и Калибан, и Миранда, в душе которой, оказывается, бушуют такие страсти. Человек многогранен, его натура двойственна, – говорит языком театра режиссер. В ней уживается и благородное и низкое, любовь и коварство, доброта и жестокость. Даже Ариэль в «Миранде» - ангел с мечом, готовый разить без пощады. Перетекание фантасмагории в явь подается в спектакле виртуозно. Вот уж поистине, «мы сотканы из ткани наших снов».

Наконец, наступает развязка. Герои меняется статусом. Перед нами предстает новая - жесткая, волевая Миранда, и мы понимаем, что эти качества жили в ней всегда. Именно эти семена в ней посеял Просперо – на первый взгляд, невинная жертва заговора и интриг своих врагов.

Сыграл свой час, побегал, пошумел -

И был таков. Жизнь - сказка в пересказе

Глупца. Она полна трескучих слов

И ничего не значит.

Режиссер заимствует эти строки из другого произведения Шекспира («Макбет», перевод Бориса Пастернака). Они необходимы ему в качества финального многоточия.

Почему не точки? Потому что в спектакле остаются тайна и недосказанность – признаки существования подлинного искусства. И когда после бури («Бури») на сцене в полной темноте начинает звонить телефон, мурашки бегут по коже от догадки, кто может оказаться на другом конце провода...

Ранее в рубриках
В РоссииВода в Чёрном море всё ещё прохладная

Июньский отдых на побережье Крыма и Кавказа комфортным не назовёшь.

В миреСхватка Трампа и Маска может окончиться плохо для обоих: как ещё они могут навредить друг другу

Эксперты проанализировали ситуацию и «подсказали» оппонентам дальнейшие шаги.

ОбществоТурбазу «Колос» под Воронежем планируют преобразовать в объект спортивно-рекреационного назначения

Инвестор готов вложить в реновацию заброшенного объекта 115 миллионов рублей.

ТеатрВ Воронежском театре драмы отменили показ премьерного спектакля

Отменён спектакль, поставленный к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 5 июня: новый кровавый лидер

В главной роли – Ана де Армас, Киану Ривз также появляется в этой кровавой бане скорби и мести режиссёра Лена Уайзмана.

ПерсонаВоронежский критик Вячеслав Лютый – номинант Патриаршей премии 2025 года

Всего в список номинантов Патриаршей литературной премии 2025 года вошли восемь человек.

Литература«Проверка моей невиновности» Джонатана Коу – ядовитый провидческий роман

Мир «уютного» преступления вливается в мир действительно ужасающий мир политики эпохи постправды.

МузыкаГала-концерт Первого международного конкурса композиторов имени Вячеслава Овчинникова можно посетить бесплатно

В концерте принимает участие Симфонический оркестр ВКЗ под управлением Юрия Андросова.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 31 мая – 7 июня 2025 в мировых СМИ

Фотографы планеты расслабились. Найти что-то достойное вашего внимания было как никогда трудно.

Зал ожиданияФестиваль «На Троицу-25» пройдёт 8 июня

Фестиваль соберёт исполнителей из районов Воронежской области и соседних регионов.

ГлавноеГлава Воронежа предложил горожанам вносить предложения по наполнению Петровской набережной

Масштабная реконструкция набережной – один самых крупных проектов благоустройства в истории Воронежа.