Театр
Что может быть современнее Еврипида?
- Текст: Екатерина Данилова
- Фото:
- Правка
Ставить Еврипида в 21 веке? Зачем? О чем? Для кого?
На все эти вопросы художественный руководитель Воронежского Камерного театра Михаил Бычков дал убедительные ответы. Взяв за основу трагедии «Электра» и «Орест», Бычков создал «абсолютно современный» (по собственному определению) спектакль, ставший для него этапным.
Сначала о том, чем этот спектакль не является.
Это – не музей. Никакой архаики, мелодекламаций, попыток доподлинно воссоздать древнегреческий антураж. Музей – даже не в соседнем здании.
Это – не эксперимент. Под этим словом чаще всего подразумевают модный сегодня «микс» - смесь жанров, приемов, эпох в попытке «осовременить» классику. У Бычкова все «изнутри» и все органично.
Это – не элитарный, т. н. «интеллектуальный» театр, рассчитанный на признание узкой группы эстетов. Безусловно «умный» спектакль Камерного несет в себе столь мощный эмоциональный заряд, что он способен растопить лед в душе и закоренелого скептика, и махрового сноба, и неподготовленного, но открытого для восприятия зрителя.
В спектакле Бычкова каждый ведет свою линию (а некоторые – не одну), и все эти партии сливаются в полифоническом звучании, где властвует ритм и железная воля режиссера.
На сцене – не греческий храм, а, скорее, современная строительная площадка. И плита, на которой мы видим Электру (Екатерина Савченко) – не мраморная, а бетонная.
У художника-постановщика Николая Симонова можно поучиться умению создавать синтетический мир спектакля, в котором, при всем анахроническом многообразии, нет ничего лишнего, неорганичного. Каждый предмет, каждая деталь работают на конечный результат.
Для «Электры и Ореста» в Камерном театре найдена единственно верная интонация, которая делает язык персонажей живым и понятным.
Спектакль отличает уместное и умелое использование современных технических приспособлений для выражения идеи и создания атмосферы. Не прием ради приема, а поистине новое слово в применении аудиовизуальных средств. Чего стоят одни глаза героев, глядящие на зрителя с экрана, установленного в глубине сцены. Сколько в них муки! И потоки крови, заливающие лица, - знак трагедии высокого накала.
Находок и говорящих деталей в «Электре и Оресте» - на дюжину спектаклей. Можно долго размышлять о символическом значении того или иного атрибута, приема. Но… надо ли? Спектакль – не ребус, который надо непременно полностью разгадать, а потом удивляться, куда ушла магия. Режиссура Бычкова в «Электре и Оресте» сродни шаманству, когда за внешним проглядывает такая эзотерика, что порой волосы на голове шевелятся. Похожее впечатление произвел на меня давний спектакль Какаджана Аширова, который я видела в туркменском театре драмы имени Молланепеса в Ашхабаде. Со сцены шли волны какого-то необъяснимого словами, но очень мощного излучения. Есть, есть у настоящих режиссеров ревниво оберегаемые от посторонних тайные знания!
Театр Михаила Бычкова обрел в этом спектакле свою кульминацию. Все удачное, что появлялось, звучало, апробировалось в предыдущих работах, нашло свое полное воплощение в «Электре и Оресте». Здесь и «вселенская» глубина «Каина», и изощренность «Гедды Габлер», и психологическая достоверность «Калеки с острова Инишмаан».
Бычков создал крепкий, умело сконструированный спектакль, который наглядно показывает нам, что такое профессиональная режиссура. Здесь все подчинено единому замыслу и в то же время многозначно. Парадоксальным образом спектакль современен и не укоренен в какой-либо эпохе. Он – о человеческой природе, которая, увы, не меняется с бегом времени. Впрочем, Бычков убедительно доказывает, что и время, и его бег – не более, чем иллюзия. Внутри человеческой души всегда жили и живут демоны, ожидающие своего часа.
Да, дьявол помнит о тебе:
«Кровь за кровь! В том воля не людей, а богов. Смерть за смерть! Ты должен не роптать, а терпеть. Здесь твой ад! Ты знаешь - нет дороги назад. Пей свой яд!»
Герои спектакля сами создают себе свой ад – и на земле, и на небе. Ступив на сколький путь, где каждый шаг диктуется мыслью о мести, они приходят к озверению и душевной погибели. На наших глазах Орест (Борис Алексеев) из обычного юноши превращается в кровавого ненасытного убийцу, способного, кажется, уничтожить весь Божий мир. Такую же внутреннюю (и внешнюю) эволюцию переживает Электра.
Еще одна важная составляющая успеха: яркие, многогранные, точные работы актеров, для которых у Бычкова нет главных и второстепенных ролей.
Актерские работы в этом спектакле виртуозны. Это касается и Юрия Овчинникова (Фригиец), который мастерски создает образ внешне крутого, а внутренне испуганного человека, и Вадима Кривошеева, играющего Менелая как лукавого и продажного современного политика, боящегося испачкаться в процессе общения с людьми. Но больше всего впечатляют «двойные» работы.
Две роли - запуганного жизнью нищего крестьянина и властного царя Тиндара, отца Клитемнестры и Елены - играет Анатолий Абдулаев. На перевоплощение актеру отводится всего несколько минут, и это таинство свершается буквально на наших глазах. Поразила Елена Лукиных, сыгравшая и сломленную жизнью и роком Клитемнестру, и гламурную, прагматичную, очень узнаваемую Елену. Перед нами – абсолютно разные женщины, но при этом мы понимаем, что они – сестры. И дело даже не во внешнем сходстве, сознательно сведенном к минимуму. Все дело в точности нюансировки, в тех деталях, которые позволяют нам почувствовать и родственные узы, и различие этих героинь. Это и есть настоящее мастерство.
Две роли и у Андрея Новикова. Он играет бедного микенского пахаря, случайного мужа Электры и бога Аполлона, который в финале «разруливает» ситуацию, раздает всем сестрам по серьгам. Не случайно режиссер получил одному актеру две такие статусно полярные роли. Впрочем, у него в этом спектакле мало случайного. Пожалуй, и вовсе нет. Все продумано, все выстроено, все увязано – и при этом никаких швов. Браво!
В каком направлении будет развиваться театр в XXI веке? Михаил Бычков предлагает свой вариант ответа на этот сакраментальный вопрос: это будет высокотехнологичный, жесткий, эмоционально насыщенный, умный театр, где необычная форма наполняется глубоким содержанием, а психологическая достоверность сочетается с новаторскими режиссерскими приемами. Это – театр будущего, которое рождается на наших глазах.
Ранее в рубриках
В Воронеже — Эпидемия отмен разразилась в Воронежской области
И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.
В России — После теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов
Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.
В мире — Люди и вправду боятся клоунов, особенно дети
Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.
Общество — Готовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов
После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.
Театр — Осуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»
Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».
Кино и телевидение — Кассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»
Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.
Персона — Анатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской
77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.
Литература — Вышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»
Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.
Музыка — Музыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена
В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.
Изобразительное искусство — Лучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ
Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.
Зал ожидания — Музей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»
Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.
Главное — Ночь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной
Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.