Войти
Театр
27.01.2012 09:34
Актриса ТЮЗа Надежда Азоркина убеждена, что плохого зрителя не бывает

Надежда Азоркина

Актриса ТЮЗа Надежда Азоркина убеждена, что плохого зрителя не бывает

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото: castingavenue.ru

 

Молодая актриса Воронежского театра юного зрителя Надежда Азоркина, несмотря на небольшой пока творческий опыт, успела завоевать любовь публики. С актрисой встретился и побеседовал культурны обозреватель Павел Лепендин.

 

- Надя, 2012 год - високосный. Нет ли каких опасений из-за лишнего дня в году и присутствия в нем знака Дракона?

 

- Абсолютно никаких. На такие вещи я не обращаю внимания. Если сидеть и постоянно думать: может случиться то, может произойти другое, зачем тогда полноценно жить? Верю, что наступивший год будет для меня счастливым, принесет много интересной работы. Хотя и на прошедший пожаловаться не могу.

 

- То есть ты не фаталистка?

 

- Есть определенные вещи, в которые веришь, какие начертаны каждому судьбой. Но по нынешнему состоянию души я не могу назвать себя фаталисткой.

 

- Как и когда ты решила стать актрисой?

 

- С детства мечтала. Еще когда училась в пятом классе, нам задали написать домашнее сочинение на тему «Кем я хочу стать». Попросили оформить его на альбомных листах, чтобы все было красиво, сделать какие-то рисунки соответственно того, как я вижу себя в предполагаемой профессии. Я написала, что хочу быть актрисой. Нарисовала девочку на сцене. Выглядело смешно. Когда принесла в класс свое творение, мне было стыдно сдавать его. Тем более что у остальных детей все было очень красиво оформлено. Весь класс разделился на экономистов, юристов и программистов. Ни о какой другой профессии речи не велось. Только я одна пришла с сочинением о мечте стать артисткой. В результате получила «отлично» за свой опус. У меня есть подруга, она рассказала, что существует театр-студия «Крылья» при Дворце творчества детей и юношества, куда мы пошли вместе. В результате, ее не взяли, несмотря на то, что она хотела больше меня попасть туда. Я была благодарна студии, ведь занимались там с нами Вадим Кривошеев и Елена Дахина, выпускники Алексея Дундукова, на курс которого в Академию искусств я в итоге и поступила.

 

- Помнишь свое первое детское выступление на публике?

 

- Не помню. На хрестоматийный стульчик читать стихи перед своими друзьями родители меня не ставили. Актерская профессия особенная. Так относимся к ней не только мы, но и зрители. В ней есть что-то загадочное. Очень захотелось увидеть тот мир изнутри, не со стороны зала. В детстве смотрела много фильмов. И все больше убеждалась в желании попробовать себя в актерстве.

 

- Не было разочарования в том, что после увидела изнутри?

 

- Детские иллюзии начали исчезать еще в академии искусств. Но все равно в студенческие годы до конца не понимаешь, что тебя ждет. Только когда начинаешь профессионально работать в театре, тогда складывается полное впечатление и мнение о выбранном пути.

 

 

- Выбранная тобой профессия довольно-таки жестокая. В своем замечательном, юном возрасте ты понимаешь, что может настать определенный момент, когда потом будешь не так востребована, как сейчас? Что делать тогда?

 

- Даже не знаю! Пока не хочется говорить о грустном. Нужно радоваться тому, что есть сейчас, много работать. Может быть, к тому моменту, когда стану невостребованной актрисой (хотя есть надежда, что подобного не произойдет), то уже буду уделять больше внимания детям или сидеть с внуками. И все свободное время посвящать им, заботиться и жить ради них.

 

- Дети - специфический зритель. Порой они неадекватно ведут себя на спектаклях. Что делать в таком случае?

 

- У тех детей, которые плохо себя ведут в театре, корень проблемы нужно искать в семье. Многое зависит от их воспитания дома и в школе, от того, насколько привита им любовь к театру. Детей я очень люблю. Особенно тех, которые приходят на новогодние утренники. Одно дело, когда ты выходишь на сцену, а малыши в зале, ты их не видишь из-за света рампы, только слышишь их высказывания, и совсем другое, когда общаешься с ними напрямую. В родном театре я была Снегурочкой в череде новогодних праздников. Когда выходила в центр круга, где стояли детки пяти-восьми лет, я была счастлива. Они смотрят на меня своими большими, искренними глазами, веря и надеясь, что я настоящая Снегурочка. Значит, они ощущают сказку, которая не где-то далеко на сцене, а непосредственно около них. Такие добрые взгляды дорогого стоят. Люблю детей, очень хочу и надеюсь, что в ближайшее время они у меня будут. Чем больше, тем лучше.

 

- Ты была одной из ярких выпускниц своего курса. Что сподвигло пойти именно в ТЮЗ?

 

- Так случилось, что у меня не было интересных предложений из других театров. При выпуске из академии надо было куда-то идти, пробоваться. Вопрос о показе в Драму передо мной не стоял. Если выбирать из воронежских театров, то, конечно, в первую очередь мне очень хотелось попасть в ТЮЗ. Что меня привлекло? Когда я училась в 11-м классе, попала на премьеру спектакля режиссера Михаила Полякова «Барин, Полина и петух». Мужчины, которые играли там и женские роли, были потрясающе яркими, интересными. Я смотрела на каждого из них влюбленными глазами. Они поразили меня. Я поняла, что хочу работать с ними. Они многому научат в профессии.

 

- Влюбленность в партнеров в актерской профессии важна?

 

- Мне кажется, что по поводу артистов у публики есть определенные стереотипы. Все зависит не столько от профессии, сколько от самого человека. Если он влюбчивый, то влюбленности его часто посещают. Если нет – все обстоит по-иному. Я не считаю себя влюбчивой. Хотя понимаю, что без определенного трепетного и теплого отношения к партнеру сыграть на сцене любовь нелегко. Для чего должны быть хорошие взаимоотношения и за пределами площадки, в обыденной жизни. Если ты испытываешь к человеку позитивные чувства, то и работать с ним всегда легко и приятно.

 

- Когда ты пришла в театр, как здесь тебя приняли?

 

- Ой, приняли очень хорошо. Первый спектакль, где мне дали роль, был «Приключения Красной Шапочки» в постановке Александра Латушко. Я играла обезьянку Чичи. После премьеры в мой адрес прозвучало много лестных слов от старших коллег, от директора Юрия Владимировича Грецова. Было безумно приятно слышать такие высказывания.

 

- Родители как-то способствовали выбору профессии либо наоборот не советовали связываться с актерством?

 

- Ни то ни другое. У меня была свобода выбора. От родителей слышала: «Будь тем, кем захочешь». Считаю, такая позиция абсолютно правильна.

 

- Процесс поступления в академию искусств был сложным?

 

- Для меня да. Проходишь тур, а потом несколько дней ждешь, пока появятся результаты. В те дни я плохо спала, не могла есть – так сильно переживала. Когда списки вывешивали, бегом бежала, чтобы посмотреть прошла ли дальше. И, увидев свою фамилию, с одной стороны радовалась, а с другой понимала – чем дальше, тем больше надо работать.

 

- Учеба на театральном факультете ВГАИ много тебе дала?

 

- Безусловно! Помимо актерского мастерства, без которого на нашем факультете никуда не двинешься дальше, были такие замечательные предметы, которые, как считаю, должен освоить каждый артист: история театра и литературы, философия и многое другое. Я счастливый человек, поскольку застала таких педагогов, как Зиновий Анчиполовский, Галина Разуваева, Владимир Шлюпиков, к сожалению, уже покойный. Ведь помимо основных творческих специальностей, к каким относятся вокал, сцендвижение, речь, есть те дисциплины, без которых актер не сможет состояться.

 

 

- Надя, при том позитиве, который исходит от тебя в жизни, удивительно, каким образом ты так достоверно смогла перевоплотиться в весьма негативный персонаж в недавней премьере ТЮЗа «Перед заходом солнца»?

 

- Не бывает просто хороших и просто плохих людей. В каждом из нас много чего намешано. В том числе, и во мне. Я также могу быть злой, принимать, или не принимать какого-то человека, относиться к людям с раздражением. Хотя стараюсь работать над собой, больше уважения и любви проявлять к окружающим. Определенные черты гауптмановской Паолы Клотильды есть и во мне. Но кое-что при работе над образом я почерпнула из собственных наблюдений за другими женщинами, более озлобленными на свою жизнь.

 

- Ты, как твоя героиня, можешь предать близкого человека ради собственной выгоды?

 

- Не могу сказать по той причине, что, мне кажется, плохо знаю саму себя. Что могу сделать в определенный момент, как среагировать на конкретную ситуацию – неизвестно. К счастью, никого в жизни не предавала. Постараюсь ничего подобного не делать и дальше. Особенно совершить подлость по отношению к близким людям. Я очень эмоциональна, могу вспылить. Но при всем том, доброжелательна, стараюсь всегда улыбаться людям. А как иначе? Если человек меня ничем не обидел, мне приятно с ним встречаться, почему же надо отвечать на его улыбку и доброе отношение чем-то иным. Бывает, что кого-то обидела, наговорила неприятных слов. Однако тот человек пошел дальше после моего всплеска, а я долгое время переживаю и мучаюсь по поводу того, как я с ним себя повела, как позволила себе быть такой резкой.

 

- Зрители на улицах города узнают?

 

- Бывает, но не часто. Запомнился один случай. Пришла покупать конфеты, сделала заказ, а женщина-продавец вдруг спрашивает: «А вы случайно не актриса ТЮЗа?» «Да», - говорю. «Ой, как я рада, что вы у меня покупаете конфеты!» - последовал ответ. Конечно, приятно, когда тебя узнают зрители.

 

- У тебя был опыт работы в кино. Что он дает актрисе провинциального театра?

 

- Это хорошая актерская школа. В театре работаешь с одними и теми же партнерами. А тут появляется возможность проверить себя на площадке с другими людьми. Чему-то новому поучиться, что-то почерпнуть для себя. Необходимый артисту тренинг и желание работать над собой получаешь от чего-то нового в творчестве. Чувствуешь волнение и груз ответственности, когда на одной съемочной площадке находишься с известными артистами. Понимаешь, что нужно показать себя достойно, не ударить в грязь лицом. Собранность помогает проявить себя лучшим образом. Не скрываю, что хотела бы больше сниматься в кино.

 

- Не возникало желания распрощаться с Воронежем и перебраться окончательно в Москву?

 

- Где-то полгода назад у меня был период, когда хотела все бросить и переехать в столицу. Бывают различные этапы. Порой, хочется многое изменить, уехать, пробовать себя в новых условиях, искать не найденное ранее. А бывает и наоборот. Тут многое связано с занятостью в театре. На протяжении нескольких последних месяцев прошлого года у меня фактически не было выходных. Чему я безумно рада. Тогда не возникает мыслей и желаний куда-то уехать, что-то поменять в своей судьбе. Подобное рождается от невостребованности. Если есть работа, все становится на свои места.

 

- Если пофантазировать, то в каком театре Москвы ты бы себя видела?

 

- Мне нравится театр под руководством Петра Фоменко. Понимаю, что попасть туда очень тяжело. Надо быть ученицей Петра Наумовича. Но, как мне представляется, каждый артист должен всегда пытаться искать себя и свою удачу на более высоком уровне. Говорю вот, а сама ни разу не ездила в Москву пробоваться в театры. Ходить, показываться, слушать о себе мнения других людей – дорогого стоит. Надо только решиться сделать такой шаг.

 

- При такой занятости в театре удается ли находить время для личной жизни?

- Представь, удается.

 

- Какая ты жена и хозяйка в доме?

 

- Хозяйка, наверное, пока не очень хорошая. По той причине, что мало времени остается на домашние дела. В том числе, и для приготовления пищи. А какая я жена… Надеюсь, что хорошая.

 

- Какие качества должен иметь мужчина, чтобы тебе понравиться?

 

- В голову приходят банальные стереотипы, которые не хочу сейчас озвучивать. Все отношения между мужчиной и женщиной строятся на внутреннем энергетическом уровне. Видишь человека и почему-то волнуешься от встречи с ним, вдруг он тебе становится интересным. Интуиция старается не подводить женский пол. Словами подобное трудно объяснить.

 

- Скажи, дома приходится продолжать работу, начатую было в театре?

 

- Конечно. Потому что репетиции в театре при подготовке нового спектакля не всегда дают возможность полностью освоить роль. Режиссер может направить на интересующий его путь, а у меня может сложиться иное восприятие героини. Я читаю пьесу, представляю персонаж, прорабатываю образ дома, ищу свои решения сценического воплощения. Но постановщик может видеть образ совершенно по-иному. Тогда нужно приходить к общему знаменателю, который позволит зрителям лучше понять и воспринять сыгранную тобой героиню.

 

- Насколько дорога тебе твоя профессия?

- Очень дорога. Я прекрасно понимаю, что есть люди, которые каждый день ходят на работу. Они получают зарплату в несколько раз больше, чем я. Суббота и воскресенье у них стабильно выходные дни. У нас же в театре выходной только понедельник. И то бывает, что его забирают на репетиции, подготовку к спектаклям. Но я не хочу другого. Быть каждый день в театре, чувствовать востребованность – что может быть дороже?

 

- Как завоевать зрительный зал?

 

- Тут многое зависит не от зрителей, а от меня самой. Насколько я отдам себя публике, настолько и получу ее ответную реакцию. Не бывает плохого зрителя. Бывают актеры, которые не могут завоевать зал. Если у меня что-то получилось на спектакле, пришедшие люди внимательно слушают, принимают происходящее на сцене, смеются там, где надо смеяться, плачут там, где нужно плакать – значит, твое присутствие сегодня на подмостках не прошло зря. Что бы ни происходило в жизни, все личные проблемы нужно оставлять за порогом театра.

 

- Недавно у нас была череда новогодних и рождественских праздников. Как ты относишься к такого рода торжествам?

 

- Очень люблю праздники. Особенно, Новый год. День рождения для меня, как пел Игорь Николаев, «грустный праздник». С каждым годом становишься старше, а тебя зачем-то и почему-то поздравляют. А вот Новый год – особый день. Сама атмосфера подготовки к нему вселяет уверенность. Обычно под бой курантов я нахожусь среди родных людей. Быть в семейном кругу, на мой взгляд, дорого для каждого человека. Желаю, чтобы и 2012-й стал для всех годом новых открытий, любви и больших успехов в профессиональной деятельности.

 

Полная версия интервью - в «Воронежском Телеграфе» от 28 января.


Ранее в рубриках
В ВоронежеВласти намерены с помпой отпраздновать 90-летие образования Воронежской области

Программу празднования обсудили на оперативном совещании в правительстве региона.

В РоссииВоронежская область стала одним из лидеров по убыли населения

В Воронежской области также заметно снизилось число браков, а рождаемость осталась на низком уровне.

В миреЗаявив, что его дядю съели, Джо Байден обидел целое государство

Байден неправомерно называл нас каннибалами, заявил премьер-министр Папуа-Новой Гвинеи.

ОбществоВоронежцев пригласили на мастер-класс «Сувенир из ваты»

Также можно посетить мастер-класс «Художественная обработка шерстью».

Кино и телевидениеКритики рассказали, почему Энтони Хопкинс не спас фильм «По Фрейду»

Хорошая игра выдающихся актёров, но слишком много разговоров и мало действия.

ПерсонаСтало известно, кого назначили руководить Воронежской специальной музыкальной школой на Никитинской

Это соратница пропагандиста творчества Хоя, дирижёра-контрабасиста Евгения Мингалёва.

ЛитератураВ издательстве Inspiria выходит новый роман Майка Омера «Странные игры»

29 апреля книга появится эксклюзивно в книжном сервисе Литрес в электронном и аудиоформате.

МузыкаВ Воронеже исполнят «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса

На малой сцене Воронежского театра оперы и балета состоится концерт с участием артистов хора театра, в котором прозвучит «Креольская Месса» Ариэля Рамиреса – одного из самых известных аргентинских композиторов 20 века.

Изобразительное искусствоВенецианская биеннале 2024: худшие образцы «искусства»

Россия воздержалась от участия, но предоставила свой павильон, построенный в 1914 году по проекту Щусева, Боливии.

Зал ожиданияПушкин и музыка

Приглашение к разговору о музыке и поэзии. В Доме актёра будут рады видеть педагогов, студентов, гимназистов и всех желающих.

ГлавноеПервая отмена на Платоновском фестивале

Показ «Макбета» был запланирован на 6 июня в Воронежском концертном зале.