Войти
Театр
19.12.2009 19:21
В Воронеже сыграли Еврипида

В Воронеже сыграли Еврипида

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Сегодня в Воронежском Камерном театре событие далеко не камерного звучания. Премьерой спектакля «Электра и Орест» по трагедиям Еврипида художественный руководитель театра Михаил Бычков подводит промежуточный итог пятнадцатилетних творческих исканий и одновременно смело ступает на неизведанную территорию. В каком направлении будет развиваться театр в XXI веке? Бычков предлагает свой вариант ответа: это будет высокотехнологичный, жесткий, эмоционально наполненный, умный театр, где новаторская форма наполняется глубоким содержанием, а психологическая достоверность сочетается с авангардизмом.

Пожалуй, ключевое понятие нового спектакля – неожиданность. Оно включает в себя и яркую театральность, и режиссерскую изобретательность, и смелые исторические параллели. Бычков нисколько не отступил от истины, заявив накануне премьеры «Электры и Ореста», что это будет «абсолютно современный спектакль». Скажу больше: он шокирующе современен. Удивительно свежо звучит текст. Порой возникает крамольная мысль, что Еврипида немного «осовременили». Но это не так – найдена единственно верная интонация, которая делает язык персонажей живым и понятным.

Здесь обыграна, наполнена смыслом каждая деталь. И сценография, и музыкальное оформление настолько органичны, что о них порой забываешь. И только после финала приходит осознание, насколько точным, глубоким и неоднозначным было предложенное решение.

Действие разворачивается в пространстве, напоминающем не столько древний храм, сколько современную строительную площадку. И здесь страдают и ликуют, священнодействуют и убивают себе подобных живые люди, а не хрестоматийные персонажи. Электра и Орест на наших глазах из вызывающих сочувствие жертв коварства и насилия эволюционируют в безжалостных и ненасытных убийц. Остановить их может только Бог, если, конечно, пожелает. Человек, даже облеченный властью, бессилен перед инфернальной жаждой крови и насилия, которая овладевает героями. Их ведут по этому губительному пути чувство мести, безнаказанность, отсутствие нравственного стрежня. Режиссер открывает перед нами глубины человеческой души, и ужас охватывает при виде того, что там таится. В финале Орест и Электра похожи уже не на героев древнегреческой трагедии, а на известных террористов Андреаса Баадера и Ульрику Майнхофф. Вот как далеко могут завести человека гордыня, спесь и бездуховность.

Спектакль подчинен жестко заданному ритму, в нем нет смысловых пустот и проходных эпизодов, как нет и проходных актерских работ. Удивительно внутренне и внешне пластичны, темпераментны и эмоциональны Электра (Екатерина Савченко) и Орест (Борис Алексеев). Два совершенно разных образа создает Елена Лукиных, которая достоверно играет и внутренне сломленную Клитемнестру, и прагматичную, почти гламурную Елену. Также две роли в спектакле у Анатолия Абдулаева – слабовольного старика и властного, безжалостного Тиндара. Явно не случайно он носит френч, похожий на сталинский. Образ Гермионы (Людмила Гуськова) словно навеян «Гарри Поттером». Фригиец, приятель Елены, в исполнении Юрия Овчинникова внешне крут, но внутренне слаб и жалок... Да мало ли находок в спектакле! Каждому персонажу дана емкая характеристика, придуманы сочные, точные детали.

В спектакле столько слоев и смыслов, что для их осмысления и оценки требуется немало времени, работы ума. Это свидетельствует о том, что нынешняя премьера в Камерном – не рядовая, а знаковая. Быть может, определяющая.

Рецензия на спектакль здесь.




Только актуальные новости со всего мира вы можете найти на ресурсе vetonet.ru. Заходите к нам и будьте в курс всех событий. Мы ждем вас у нас на сайте!

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже за полгода назвали дату проведения фестиваля «Город-сад»

В последние годы «Город-сад» основательно опростился, потерял былой лоск и респектабельность.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоАлександр Гусев признал провал строительства объектов по нацпроектам

Глава региона признался, что «есть проблемные стройки».

ТеатрВ Воронеже назвали лауреатов фестиваля театральных студий «Карнавал»

Определены три спектакля-победителя, остальные участник получили дипломы.

Кино и телевидениеШоу «Удивительные люди» с рейтингом меньше процента тоже выпало из сотни популярных передач недели

Всё говорит о том, что на нашем ТВ разучились делать развлекательные программы.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.