Войти
Театр
19.12.2009 19:21
В Воронеже сыграли Еврипида

В Воронеже сыграли Еврипида

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Сегодня в Воронежском Камерном театре событие далеко не камерного звучания. Премьерой спектакля «Электра и Орест» по трагедиям Еврипида художественный руководитель театра Михаил Бычков подводит промежуточный итог пятнадцатилетних творческих исканий и одновременно смело ступает на неизведанную территорию. В каком направлении будет развиваться театр в XXI веке? Бычков предлагает свой вариант ответа: это будет высокотехнологичный, жесткий, эмоционально наполненный, умный театр, где новаторская форма наполняется глубоким содержанием, а психологическая достоверность сочетается с авангардизмом.

Пожалуй, ключевое понятие нового спектакля – неожиданность. Оно включает в себя и яркую театральность, и режиссерскую изобретательность, и смелые исторические параллели. Бычков нисколько не отступил от истины, заявив накануне премьеры «Электры и Ореста», что это будет «абсолютно современный спектакль». Скажу больше: он шокирующе современен. Удивительно свежо звучит текст. Порой возникает крамольная мысль, что Еврипида немного «осовременили». Но это не так – найдена единственно верная интонация, которая делает язык персонажей живым и понятным.

Здесь обыграна, наполнена смыслом каждая деталь. И сценография, и музыкальное оформление настолько органичны, что о них порой забываешь. И только после финала приходит осознание, насколько точным, глубоким и неоднозначным было предложенное решение.

Действие разворачивается в пространстве, напоминающем не столько древний храм, сколько современную строительную площадку. И здесь страдают и ликуют, священнодействуют и убивают себе подобных живые люди, а не хрестоматийные персонажи. Электра и Орест на наших глазах из вызывающих сочувствие жертв коварства и насилия эволюционируют в безжалостных и ненасытных убийц. Остановить их может только Бог, если, конечно, пожелает. Человек, даже облеченный властью, бессилен перед инфернальной жаждой крови и насилия, которая овладевает героями. Их ведут по этому губительному пути чувство мести, безнаказанность, отсутствие нравственного стрежня. Режиссер открывает перед нами глубины человеческой души, и ужас охватывает при виде того, что там таится. В финале Орест и Электра похожи уже не на героев древнегреческой трагедии, а на известных террористов Андреаса Баадера и Ульрику Майнхофф. Вот как далеко могут завести человека гордыня, спесь и бездуховность.

Спектакль подчинен жестко заданному ритму, в нем нет смысловых пустот и проходных эпизодов, как нет и проходных актерских работ. Удивительно внутренне и внешне пластичны, темпераментны и эмоциональны Электра (Екатерина Савченко) и Орест (Борис Алексеев). Два совершенно разных образа создает Елена Лукиных, которая достоверно играет и внутренне сломленную Клитемнестру, и прагматичную, почти гламурную Елену. Также две роли в спектакле у Анатолия Абдулаева – слабовольного старика и властного, безжалостного Тиндара. Явно не случайно он носит френч, похожий на сталинский. Образ Гермионы (Людмила Гуськова) словно навеян «Гарри Поттером». Фригиец, приятель Елены, в исполнении Юрия Овчинникова внешне крут, но внутренне слаб и жалок... Да мало ли находок в спектакле! Каждому персонажу дана емкая характеристика, придуманы сочные, точные детали.

В спектакле столько слоев и смыслов, что для их осмысления и оценки требуется немало времени, работы ума. Это свидетельствует о том, что нынешняя премьера в Камерном – не рядовая, а знаковая. Быть может, определяющая.

Рецензия на спектакль здесь.




Только актуальные новости со всего мира вы можете найти на ресурсе vetonet.ru. Заходите к нам и будьте в курс всех событий. Мы ждем вас у нас на сайте!

Комментарии
Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежскому музею имени Крамского самое время устроить выставку картины «Убийство Иваном Грозным своего сына Ивана»

Подлинник находится в Воронеже, о чём не очень осведомлена широкая публика, но хорошо знают искусствоведы.

В РоссииВ деле о повреждении картины Репина жителем Воронежа всплыли немалые странности

За что директор Третьяковски госпожа Трегулова получила в прошлом году почти девять миллионов рублей?

В миреВосточное побережье Америки заливают дожди, приходится отменять шоу и фестивали

Самый сильный удар стихии пришёлся на город Элликотт, штат Мэриленд, где потоки воды уносили автомобили.

ОбществоВ Воронеже установлен пограничный столб и памятный камень «Пограничникам всех поколений»

Акция прошла в преддверии 100-летия Пограничной службы ФСБ России.

ТеатрВоронежские театралы получили возможность встретиться с режиссёрами Юрием Бутусовым и Дмитрием Крымовым

Творческие встречи пройдут в рамках Восьмого Платоновского фестиваля искусств.

Кино и телевидениеКассовые сборы в Америке за уик-энд 25-27 мая: фиаско фильма «Хан Соло: Звёздные Войны. Истории»

Сборы оказались ниже нижнего предела ожиданий, студиям Lucasfilm и Disney впору объявлять траур.

ПерсонаЕрмен Анти, лидер группы «Адаптация»: «Не вижу в гедонизме ничего плохого»

Фронтмен группы «Адаптация» исполнил в Воронеже полюбившиеся слушателям песни и презентовал две свои книги.

МузыкаВ Зелёном театре прозвучат «Золотые хиты» в исполнении солистов Театра оперы и балета

Автор идеи и режиссёр проекта Алексей Тюхин обещает создать прекрасное летнее настроение и подарить массу позитивных эмоций.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 19-26 мая в мировых СМИ

Невероятное разнообразие в тематике и технике снимков отличает эту неделю.

Зал ожиданияУчастники международного мото-автопробега «Победа без границ» дадут в Воронеже концерт

Участники пробега проедут дорогами пяти стран Содружества независимых государств.

ГлавноеВ Воронеже пышно отметили 80-летие хореографического училища

В Театре оперы и балета за выступлениями учащихся и выпускников ВХУ наблюдал Валерий Попов.