Войти
Театр
13.06.2023 19:34
Почему Серёжа очень тупой? или Какие авторы - такой и Серёжа!

Почему Серёжа очень тупой? или Какие авторы - такой и Серёжа!

  • Текст: Геннадий Колосов
  • Фото: voronezhdrama.ru

Дмитрий Данилов. «Серёжа очень тупой».
Воронежский государственный академический театр драмы им. А. Кольцова, режиссёр Никита Рак.

Пьесы Дмитрия Данилова больше пяти лет не сходят со сцены. Сам автор удостоен премии "Золотая маска" в 2018 году в номинации "Лучшая работа драматурга" за пьесу "Человек из Подольска" в постановке Театра.doc. Вышеуказанная пьеса, а также "Свидетельские показания" и "Серёжа очень тупой" ставятся в театрах по всей стране: в столичных и провинциальных, в государственных и частных, в академических и любительских.

Охват можно представить фразой из известной песни – от Москвы до самых до окраин.

Вот и Воронеж не минула доля сия. Когда-то в "Никитинском" шли "Свидетельские показания", и вот в Воронежском академическом театре драмы поставили спектакль по пьесе "Серёжа очень тупой". Это вторая постановка пьесы в Воронеже. Первая была в театре "Кот". Это вторая постановка пьесы режиссёром Никитой Раком. Первая была в Тамбовском Молодёжном театре.

Прежде чем приступить к разбору спектакля "Серёжа очень тупой" в Кольцовском театре, стоит обратиться к пьесе Дмитрия Данилова.

Пьеса написана в середине 2017 года и опубликована в первом номере журнала "Новый мир" за 2018 год. Это очень быстрый путь от письменного стола до журнальной публикации. Молниеносно. А дальше "триумфальное" шествие по театральным сценам.

Пьеса "Серёжа очень тупой" напоминает больше анекдот. "Звонят мужику по телефону и говорят: Служба доставки, мы будем у вас в течение часа. Мужик соглашается. Приходят к нему курьеры и сидят у него час".

Вот и всё. Вот и вся пьеса. В ней удивительно мало событий: приход-уход курьеров, появление жены Серёжи. Вот и весь событийный ряд пьесы. И отсутствует исходное событие. Что послужило толчком всему случившемуся? С чего всё началось? Почему курьеры принесли посылку Сергею Николаевичу Пантелееву, 30 лет от роду, проживающему по адресу улица Исаковского, дом 20, корпус 1, квартира 37, состоящему в браке, не имеющему детей, программисту? Зачем они эту посылку ему принесли?

Данилов не блещет в своем творчестве замысловатостью. В его прозе, стихах и пьесах всё просто, усреднённая лексика, без стилистических изысков. Все диалоги, особенно курьеров и Сергея, построены на самом примитивном уровне. Тему для продолжения разговора персонажи пьесы выискивают вовне: увидели икону, значит надо говорить о боге, увидели компьютер – говорим о программировании. Это как легендарный акын Абай, что вижу, то пою! И в этих разговорах нет ничего, что могло бы хоть как-то сблизить персонажей, отсутствует даже намёк на хоть какое-то сближение и узнавание.

О чём могут говорить вообще незнакомые друг с другом люди? Они могут представиться друг другу, рассказать где родились, учились, служили и где они работают сейчас. Все это с большим удовольствием проделывают курьеры "Службы доставки". И вот здесь выясняется, что все курьеры родом из города Грязи Липецкой области, всех зовут Николаями Степановичами. Вся их трудовая деятельность и жизнь связана со "Службой доставки". Они могут провести полостную операцию без наркоза, потому как с наркотиками строго, да и на бинтах экономят; помочь клиенту совершить самоубийство и, конечно, предать покойного земле, и отпеть его по православному обряду. Это всё они демонстрируют Сергею с радостью, ну только то, что можно продемонстрировать, а именно отпевание.

И на этом таланты курьеров не заканчиваются. Для того, чтобы хозяин не заскучал, они могут спеть ему квази-казацкую песню и поиграть с ним в города. Но игра всегда заканчивается на городе Грязи – таковы правила. Однако всё это не вносит никакой ясности в поведение курьеров и не делает ситуацию понятной для Сергея.

Ведь задача курьеров доставить посылку, что они с успехом и выполняют в первые минуты своего появления. Зачем же им сидеть ещё час до вручения? Все, кто пытается хоть как-то оправдать это произведение, причисляют его к драме абсурда. Абсурд, мол, это когда непонятно и неестественно. То, что непонятно и неестественно, соглашусь. Но это не делает пьесу абсурдистской. Она примитивная, и, извините, тупая!

Вся первая часть пьесы построена на различии понимания фразы "Будем у вас в течение часа". И это различие выясняется сразу же по приходу курьеров. Интрига потеряна. Данилов не только играет мечеными картами, он их тут же вскрывает, убивая всякую интригу. А дальше он начинает "ковыряться в носу" и "высасывать из пальца" – надо же оправдать пребывание на сцене этих людей в течение часа. Но час проходит, и приходит жена Сергея, дизайнер интерьеров, Маша. А ничего не меняется. Маша как-то удивительно спокойно относится к присутствию в её доме троих посторонних людей, угощает их чаем, вежлива и доброжелательна. Но после ухода курьеров, акцент резко смещается на посылку, которую принесли курьеры. Маша закатывает настоящую истерику, требуя избавится от посылки немедленно. Создаётся впечатление, что она знает, что в этой посылке. Но впечатление обманчиво. Что в этой посылке, ни персонажи, ни автор, ни читатели, как, впрочем, и зрители, не знают.

Но эта непонятная посылка становится (ненадолго) двигателем действия.

Жена Сергея пугается её так, как будто это ящик Пандоры, в лучшем случае. Благодаря этой таинственной и ужасающей посылке мы узнаём, что Серёжа очень тупой. По словам Маши, его жены, он умный, милый, хороший, у него острый, блестящий ум, но он очень тупой. Она на протяжении долгого времени, повторяя как мантру "Сережа очень тупой", пытается в этом убедить если не себя, то зрителя.

Но до этого Серёжа не давал поводов думать, что он тупой. То, что Сергей не сразу и только под нажимом жены избавляется от посылки, говорит не о том, что он тупой, а о тупости пьесы. Данилов не выстраивает причинно-следственные связи. У Серёжи память как у золотой рыбки, только что ушли странные курьеры, отправитель ответил на звонок, но ясности больше не стало. А герой пьесы пытается оставить посылку у себя и даже вскрыть её, потому как ему кажется, что там что-то живое! До этого Серёжа был уверен, что курьеры пришли ограбить или убить его. А вот с посылкой у него инстинкт самосохранения отключается.

Да и жена его, Мария, хороша, она выступает в роли deus ex machina. Ведь как-то надо же разрешить ситуацию с курьерами. Она приходит не через пять минут после появления курьеров, не в середине этого необычного визита, и даже не после ухода посыльных. Она приходит за пять минут (условно) до их ухода. И именно она разрешает вопрос с посылкой: избавиться от неё, не вскрывая. А если бы она задержалась, и Сережа по своей легкомысленности вскрыл бы эту посылку, то надо было бы объяснять, что в ней. А так – ТАЙНА! ЗАГАДКА! МИСТИКА!

После того, как Серёжа избавляется от посылки и возвращается домой с алкоголем, смысл действия теряется окончательно. И не из-за алкоголя, котоырй не спас пьесу. Тогда зачем Сережа ходил в магазин? Разговор становится обыденным и тупым: про работу Маши, про людей, которые хотят интерьер, чтобы выглядело "дорого-богато", про так называемый "таджик стайл". И стоило из-за этого огород городить, за алкоголем ходить?

При всем желании найти хоть какие-то изменения в судьбе или поведении Серёжи и Маши нельзя. Они остаются такими же, как и в начале пьесы. Всё, что произошло за этот час, не влияет на их жизнь. Это просто анекдотичная ситуация и не более. Где же здесь драматургия? Вся пьеса построена на коротких отрывках по принципу скетчей, получается этакая скетч-драма, короткая, иногда смешная, но очень тупая.

И, скорее всего, в пьесе есть оммаж знаменитой миниатюре Михаила Жванецкого про очень тупого доцента, это там, где доцент и студент грузин Авас. Тупого, и даже очень тупого, доцента зовут Николай Степанович Петяев. И всех курьеров зовут Николай Степанович. Но тупым оказывается Серёжа, потому как отчество у него Николаевич.

В своей работе Никита Рак не отошёл далеко от "гениального" замысла автора скетча. Спектакль, по сути, есть тупая иллюстрация текста Данилова. Но режиссёр, надо отдать ему должное, хотя бы попытался как-то оживить это произведение и добавить юмора. Он вводит персонаж, который не является ни сценическим, ни внесценическим. На сцене он не появляется физически, но он присутствует. Это персонаж телевизионный. Ведущий-певец, звезда караоке-бара в записи (исп. Егор Козаченко) выполняет роль Хора: читает ремарки, отвечает на телефонные звонки Сергея, поёт гимн Грязей, спорит с режиссёром спектакля, устраивает ему допрос – "А что же было в посылке?", предлагает четыре варианта ответа. Всё это происходит на телевизионном экране. И есть там элементы то ли стеба, то ли самоиронии, бегущая строка, где Егор Козаченко предлагает провести любое мероприятие, выражает желание познакомится с женщиной, и что-то ещё, но не всегда это успеваешь прочитать. На этом же экране появляется и сам режиссёр спектакля, но ответов на поставленные вопросы он не даёт. И неплохая задумка превращается в очередную пустышку.

А во всём остальном спектакль, как и пьеса, не имеет глубокого смысла. Порой это даже скучно и нудно. Только исполнительница роли Маши (Мария Щербакова) иногда очень сильно переживает, и хочется ей верить. Но вот из-за чего она переживает, остаётся загадкой, той самой тайной. По пьесе, о чём говорилось выше, жена Серёжи дизайнер интерьеров, выпускница Высшей Школы Экономики. Но где это отражается – в оформлении спектакля не видно. Очень убогое оформление сценического пространства. Особенно после следующего диалога становится очевидна несостоятельность сценографии:

Второй курьер. Хорошо тут у вас. Красиво. Это вы всё вот так придумали? Маша. Ну да. Я же дизайнер интерьеров (смеётся). Сапожник не должен быть без сапог.

Почему смеётся Маша? Тут в пору плакать! Ответ мы все знаем: денег нет, поэтому работаем на подборе, и так далее, и тому подобное. И, конечно, это не вина режиссёра и художника, это беда драматурга. Нельзя было выбрать другую профессию? Пусть была бы Маша ландшафтным дизайнером. У себя же дома, в однушке, не обязательно делать каскад водопадов и альпийские горки. А так поставили две японские ширмы – и вот тебе дизайн интерьера от выпускницы Вышки.

И пьеса, и спектакль наводят грусть и уныние. Никакой глубокой философской мысли, никакого экзистенциального кризиса, просто очередная новодрамовская поделка. А в конце, чтобы окончательно добить тупого Серёжу и зрителя, Мария, услышав гимн Грязей, начинает кричать, что это гимн её родного города. И вот здесь хочется воскликнуть: "Ни фига себе!" Сережа общался с тремя уроженцами этого славного города, и даже не вспомнил что и жена его из Грязей. Так как же он с ней жил? Он не знал, что она родом из Грязей? Он в её паспорт никогда не заглядывал? Может она и не Маша вовсе!!! Тогда Серёжа действительно очень тупой.

Этим последним аккордом режиссёр свёл на нет всё, что было хорошего, хотя было и не так много.

Можно радоваться за современных драматургов, их пьесы идут на театре, они получают гонорары. Но становится грустно и обидно за зрителя, когда ему пытаются впарить низкосортный материал под знаком передовой драматургической мысли. Или авторы таких пьес и постановщики спектаклей по этим пьесам считают нас Серёжами?

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежский «Буран» проиграл команде «Торпедо-Горький»

Заметные перепады в игре воронежской команды обращают на себя внимание не только специалистов.

В РоссииОчередное поражение «Факела» от «Зенита» – залог будущих побед?

Чемпион мог и проиграть – такова оценка матча, которую дал ряд футбольных экспертов.

В миреЮжная Африка не может прийти в себя после невероятного снегопада

Погода и климат словно съехали с катушек. Из разных мест планеты приходят шокирующие новости.

ОбществоНочи становятся длиннее: 22 сентября – день осеннего равноденствия

Говорят, в этот день надо непременно помыть окна, чтобы не упустить последние лучи света.

ТеатрВ Воронеже отложили «Разговор о важном: «212 дней» и многое другое

Со скрипом начали сезон Академический театр драмы им. А Кольцова, Воронежский концертный зал, не говоря уже о МТС Live Hall.

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за уик-энд 19-22 сентября: «Граф Монте-Кристо» с трудом побеждает «Лунтика»

А ведь казалось, новая экранизация культового романа Александра Дюма легко выиграет уик-энд.

ЛитератураИздан роман Марио Варгаса Льосы «Война конца света»

Вышел один из лучших романов выдающегося перуанского писателя. Захватывающая хроника гражданской войны в Бразилии в конце XIX века.

МузыкаКонкурс Operalia-2024 объявил победителей, среди лауреатов есть россияне

Сопрано и баритон из России разделили третью премию.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 14-21 сентября 2024 в мировых СМИ

Вы увидите очень красивые моменты жизни людей и природы планеты земля.

Зал ожиданияВоронежцам и гостям рассказали, как приятно и пользой провести выходные дни 21 и 22 сентября

Можно выбрать, что душе угодно, – от высокого искусства до гастрономических удовольствий.

ГлавноеВ усечённом формате прошёл День города в Воронеже

По сообщению властей, празднование дня рождения столицы Черноземья обошлось «без серьёзных происшествий».