Войти
Театр
19.11.2009 20:47
Ваге Шахвердян ставит в Воронеже спектакль о воинствующей посредственности

Ваге Шахвердян ставит в Воронеже спектакль о воинствующей посредственности

  • Текст: Екатерина Данилова
  • Фото:
  • Правка

Народный артист республики Армения Ваге Шахвердян завершает в Кольцовском театре работу над спектаклем «Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского. Премьера, которая состоится в первые дни декабря, вызывает большой интерес. После одной из репетиций, мы побеседовали со знаменитым режиссером об этом спектакле и о современном театре.

- Ваге Суренович, изменилось что-нибудь в Воронеже, в Кольцовском театре за пять лет, прошедших со времени Вашей работы над спектаклем «Дом Бернарды Альбы»?

- Самая большая утрата, что в театре нет Анатолия Иванова – одного из ведущих мастеров российской сцены. Его уход из жизни – печальная страница в истории и театра, и города. Но, несмотря на это, труппа работает. Актеры не потеряли умение творить, и это очень важно.

- А Вы бы не хотели возглавить коллектив театра?

- Возглавить – нет. А вот продолжить творческое сотрудничество – хотел бы.

- В прошлый раз Вы приезжали к нам в качестве художественного руководителя национального драматического театра имени Сундукяна…

- Вот уже год я не руковожу театром имени Сундукяна. Там упразднили должность художественного руководителя. Сейчас такие веяния: руководить театром должен директор. Обязательно наличие менеджера. Поэтому сегодня я работаю в том же театре режиссером-постановщиком.

- Вы считаете, это правильное направление?

- Нет. Отвечать за результат должен руководитель творческий, а не коммерческий. Возможно, когда-нибудь понимание этого вновь возобладает. И придется многое восстанавливать.

- При такой постановке вопроса, когда коммерческое превалирует над творческим, меняется ли внутренне содержание, суть театра?

- Да. Актеры стали какими-то бесприютными. Сейчас у нас в республике, как и в России, снимается много сериалов. Я не против сериалов, но качество их еще далеко от желаемого. Актеры все разбежались по этим сериалам. Разбежались не только потому, что там хорошо платят, но и потому, что у них нет плодотворной творческой деятельности. Раньше небольшую зарплату актеры восполняли наполненностью своей души. И когда душа опустела, они потеряли себя, стали, как дети. Мечутся то туда, то сюда, время от времени спектакли играют… Но все это, на мой взгляд, ведет к разрушению. Постепенно мы потеряем стационарные театры. Переходим на западную модель: сильная коммерческая составляющая, приглашенная творческая бригада. Но что бы осталось в истории театральной России, если бы не было Художественного, Малого театра, Таганки, Ленкома и других театров, которые возглавляли и возглавляют лидеры? С беспокойством думаю о судьбе известных российских театров, которые сегодня возглавляют признанные лидеры. А вдруг и там со временем начнет внедряться эта же модель? Кто будет делать творческие открытия? Да и зачем их делать, если зрители и так пойдут на известные лица? Боюсь, что мы идем к разрушению созданного за долгие годы. Не могу назвать себя сторонником советского строя, но театр 60-х – 80-х годов был выдающимся явлением. Мое поколение училось на этом театре. Я преподаю в театральном институте. Веду там совместные актерско-режиссерские курсы. Вроде бы, все хорошо, все прекрасно. Но вот выпускник идет в театр, и там начинает все с нуля. Там и учеба, и работа, и творчество. А если нет этой постоянной работы? 25 лет я руководил театром имени Абеляна в городе Ванадзоре. Я был молодой, и плеяда, которая пошла со мной, была молодая. Мы дополняли друг друга. И эти актеры стали настоящими профессионалами. Сегодня они – ведущие мастера армянской сцены. Но этого процесса больше нет. А я сегодня - приглашенный режиссер. Ставлю спектакль и ухожу. Так мы теряем актерскую школу, которой был силен русский и армянский театр.

- Разговоры о том, что Вы будете ставить в Воронеже Островского, шли давно. И только сейчас это стало возможным. С чем была связана эта пауза?

- Это действительно давняя история. В 1993 году мы показывали в Орле спектакль театра имени Абеляна «Без вины виноватые». Тогда его увидел Анатолий Иванов. Спектакль ему очень понравился. Через некоторое время он прислал мне письмо, сообщив, что хотел бы пригласить меня на постановку в Воронеж. К сожалению, это были очень трудные годы для республики, и я не мог оставить театр, который почти все время гастролировал. Потом стоял вопрос о моем переходе в национальный театр имени Сундукяна. Перешел туда. Прошли годы. В следующий раз мы пересеклись с воронежцами на фестивале в Турции, где мы показывали «Дом Бернарды Альбы». Последовало приглашение поставить Лорку на сцене Кольцовского театра. Оно реализовалось. В прошлом году меня снова пригласили ставить пьесу Островского «Без вины виноватые». Но, к сожалению, заболела ваша прекрасная ведущая актриса Людмила Кравцова, которая была утверждена на роль Кручининой. Я вынужден был приостановить репетиции и уехать в Армению. Потом эта трагическая смерть Иванова… И вот теперь я работаю уже почти с новым составом. И Коринкину, и Кручинину играют другие актрисы.

- Как Вам новая Кручинина - Надежда Леонова?

- Я люблю эту актрису. Работал с ней в спектакле «Дом Бернарды Альбы», где поручил ей роль старухи Понсии. Леонова прекрасно работает на сцене. Я видел ее в спектаклях «Ненормальная», «Необыкновенный сеанс». Мне легко с ней работать. Магда Магдалинина (Коринкина – Е.Д.) тоже талантливая, способная актриса. Вообще эта труппа стала родной для меня. Даже если меня больше не пригласят ставить спектакли, я сам напрошусь (смеется). Не знаю, как и когда это получится – у меня очень много приглашений и по России, и за границей, много работы в Армении. Нагрузка большая.

- А что бы Вы еще хотели поставить здесь, в Воронеже?

- Мне бы очень хотелось здесь поставить Шекспира. Почему то в истории театра нет шекспировских спектаклей при такой прекрасной труппе. Ваши актеры могут быть очень интересны в шекспировских ролях. Для начала я бы выбрал «Короля Лира». Вообще здесь такая хорошая труппа, что можно многое поставить – и «Вассу Железнову», и «Нору», и «Ричарда Третьего». Дай Бог, чтобы здесь появился хороший главный режиссер, и театр продолжал жить.

- Вам удалось что-нибудь посмотреть в Воронеже в других театрах?

- Да, меня очень заинтересовал Ибсен в Камерном театре. Я посмотрел «Гедду Габлер». Мне показалось интересным. Но, на мой взгляд, весь актерский состав и главная героиня были в каком-то разрыве. Все существовали в театре Ибсена, а она была иной.

- Вы в России сегодня чувствуете себя комфортно?

- Я всегда себя в России чувствую комфортно. Я часто бываю в Москве, в других городах. Возможно, это от того, что у меня русское образование, я знаю русскую литературу, русский театр (он для меня родной). Россия – моя вторая Родина.

- Созвучие армянской и русской души – миф или правда?

- Правда. Русская душа очень широкая, добрая, богатая. Армянская душа тоже добрая, хотя и не такая широкая. У армянского народа очень тяжелая судьба. Поэтому мы чувствуем друг друга и душу другого народа. В этом, наверное, секрет и моего созвучия с коллективом Кольцовского театра. Мы так легко понимаем друг друга – с полуслова. Мне иной раз кажется, что я рос с этими актерами.
Может быть, наши страны еще ждут впереди какие-то испытания, но мы всегда будем близки, потому что это идет из глубины веков. Люди, конечно, не ангелы. И в Армении, и в России. Но общий вектор на добро является определяющим у обоих народов.

- А российские театры часто приезжают в Армению?

- Раньше приезжали чаще. Теперь редко. Но в Армении устраивают фестивали. В течение года бывает у нас шекспировский фестиваль, фестиваль моноспектаклей, фестиваль молодой режиссуры. Так что благодаря этому приезжают какие-то российские театры для участия именно в фестивалях. А устраивать большие гастроли, как это было раньше, не могут себе позволить даже самые финансово благополучные коллективы.

- А кто из современных театральных режиссеров Вам наиболее близок, интересен?

- Мне очень интересен Римас Туминас. Рад, что он сейчас в Вахтанговском театре. Дай Бог, чтобы у него все получилось. Мне интересны некоторые работы Кирилла Серебренникова. Мне нравятся спектакли Оскараса Коршуноваса, Андрея Житинкина.

- Если судить по Вашему спектаклю «Дом Бернарды Альбы», Вы – сторонник яркого, открытого, эмоционального театра. Это так?

- Да. Я сторонник психологического театра, преподнесенного в ярко выраженной театральной форме. Для меня форма имеет большое значение. Основываться только на хрестоматийном психологизме старого МХАТа сегодня невозможно.

- Что Вы думаете о модном ныне течении «микс», когда в театральный спектакль вносятся элементы цирка, других видов искусств?

- Не буду судить, потому что сам не умею этого делать. И пока нет желания пробовать. Но это не значит, что у меня нет фантазии. Я принадлежу к тем режиссерам, которые придумывают на сцене. Если во время репетиции вдруг «загорелось», то придумывается легко. Если нет – репетиция прошла напрасно.

-А актерам Вы даете возможность выразить себя? Прислушиваетесь к их мнению?

- Обязательно. Я всегда говорю: если вы не согласны, давайте сделаем по-другому. Но актерская импровизация должна укладываться в границы режиссерского замысла и идейную канву произведения. Хотя при этом не надо бояться экспериментировать, придумывать.

- В Армении ходят на русскую классику?

- Армянскому зрителю всегда была интересна русская классика. Ее смотрят почти так же хорошо, как армянскую. Это вытекает из нашей общей истории. Еще хорошо ходят на шекспировские спектакли. Русская классика и Шекспир заложены в душу, память, интеллект армянина.

- Ваге Суренович, а зачем сегодня ставить «Без вины виноватые?» Чем эта пьеса Островского созвучна нашему времени?

- Она никогда не звучала так актуально, как сейчас. Сколько беспризорных детей на улицах! Причем многие из них работают на кого-то. Собирают деньги и отдают хозяевам. Бесприютность детей – это важная проблема. Во-вторых, это драма талантливого, творческого человека, который пробивает себе дорогу с большим трудом. Этот спектакль не похож на тот, который я делал в 1993 году. Думал, поеду, быстренько поставлю - и домой (смеется). Ничего подобного! Все пришлось делать заново. Время изменилось, я сам изменился. Сейчас линия Коринкиной, Миловзорова, всей это воинствующей всепобеждающей серости и посредственности более чем актуальна. Эта сила могущественна, и она всячески стремиться погубить все талантливое, живое и красивое.

- Дата премьеры определена?

- Да, премьера 9 декабря. Потом мне надо обязательно уехать домой. Там начинаются экзамены на курсе, сдача спектаклей. А потом я на полтора месяца должен выехать в США. Так что буду на спектакле только девятого. А потом постараюсь приехать посмотреть, как он идет, развивается.

- Остановить, законсервировать театр, спектакль, нельзя?

- Если театр не занимается поисками, экспериментами, если он упорно держится за мертвые традиции, у такого театра нет будущего. Еще лет десять-пятнадцать тому назад я любовался работами Малого театра. Это был для меня как учебник. Но сегодня мне этого мало. Не чувствуется дыхания времени. Нельзя сохранить неизменным эталон театрального искусства. И в театрах-музеях тоже нужны перемены. Надо пробовать что-то новое. Время идет! Спросите меня, каким будет театр через пять лет, и я не смогу Вам ответить. Я Вам не скажу даже, каким буду я сам через пять лет. Как только почувствую, что не могу больше думать, придумывать новое, то пойму, что надо уходить. И не только из театра. Потому что вне театра я жить не смогу.

- Что вы больше всего цените в актере, в человеке?

- Порядочность и работоспособность. Чистоту души. Но это – редкость.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВ Воронеже за полгода назвали дату проведения фестиваля «Город-сад»

В последние годы «Город-сад» основательно опростился, потерял былой лоск и респектабельность.

В РоссииНа международный конкурс фотографии «Свет и Цвет» будут допущены работы, созданные с помощью ИИ

В конкурсе могут участвовать дети и взрослые, профессиональные фотографы и фотолюбители, фотохудожники, художники, дизайнеры.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоАлександр Гусев признал провал строительства объектов по нацпроектам

Глава региона признался, что «есть проблемные стройки».

ТеатрВ Воронеже назвали лауреатов фестиваля театральных студий «Карнавал»

Определены три спектакля-победителя, остальные участник получили дипломы.

Кино и телевидениеШоу «Удивительные люди» с рейтингом меньше процента тоже выпало из сотни популярных передач недели

Всё говорит о том, что на нашем ТВ разучились делать развлекательные программы.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеБолельщикам сказали прийти на матч «Факел» – «Оренбург» за несколько часов до начала

Правительство региона приняло решение провести поединок со зрителями на трибунах.