Войти
Театр
28.03.2011 14:22
Юлия Непомнящая продолжает восхождение к вершинам профессии

Юлия Непомнящая продолжает восхождение к вершинам профессии

  • Текст: Павел Лепендин
  • Фото:

 

За профессиональным ростом выпускницы Воронежского хореографического училища  Юрии Кулаковой (теперь – Непомнящей) мы следим уже несколько лет. В этом сезоне молодая солистка Воронежского театра оперы и балета покорила сразу несколько вершин. Станцевала Леди Макбет в балете «Макбет» на музыку Кирилла Молчанова в постановке Владимира Васильева, получила хорошую прессу в США, где балетная труппа находилась в длительной гастрольной поездке. Стала лауреатом региональнойтеатральной премии  «Итоги сезона» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле». Это интервью – первое в ее карьере.

 

- Юля, рассчитывали на то, что станете лучшей балериной сезона в Воронеже?

 

- Нет. Совершенно не ожидала такого признания моей работы. Это очень приятно, престижно и ответственно. Решение жюри явилось настоящим подарком к Международному дню театра.

 

- Работа над партией леди Макбет в балете, который ставил легендарный Владимир Васильев ведь не первый ваш опыт сотворчества с ним?

 

- Были еще «Золушка» и «Анюта». Ну а «Макбет» явился для меня особенно трудным. Ведь нужно показать всю гамму чувств героини: от нежности, любви и заботы до жестких, а порой и жестоких проявлений ее характера, представлений о мире и окружающей действительности. Две противоположности Леди Макбет нужно было слить воедино, чтобы создать цельный образ.

 

- Как вам удалось совместить, казалось бы, несовместное?

 

- Не знаю. Наверное, во многом помогли подсказки Владимира Викторовича и мое собственное видение. Мне нравится перевоплощаться на сцене в разных героинь, в том числе, и отрицательных. Стремлюсь показать, почему они такими становятся, каковы их внутренние переживания. Ведь ни один человек просто так ничего не делает. Практически каждому поступку что-то предшествует, идущее от сердца, разума, души. Другое дело - со знаком «плюс» или со знаком «минус». Мы много работали с моим партнером Александром Литягиным. Репетировали, разговаривали о взаимоотношениях наших героев, пытались найти характеры, точки соприкосновения. Мне кажется, нашли общий язык. Но еще остается целый ряд вопросов, которые надо дорабатывать. 

 

 

 

 

- Прежде чем начать работу, к шекспировскому первоисточнику обращались?

 

- Я читала «Макбет» и раньше. Пьеса указала те верные дорожки, по которым мне нужно идти в своей работе.

 

- Вы уже пятый сезон в театре?

 

  - Да. Было немало ведущих и просто интересных партий в балетах «Анюта», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Тысяча и одна ночь» и других.

 

- Наверняка вам было известно, что век танцовщицы короток. Как решились стать балериной, ведь в семье предпосылок к такому шагу не было?

 

- Действительно, в моей семье не было людей, хоть как-то связанных с искусством. Но с детства я занималась танцами в школе искусств, поскольку была подвижным ребенком. Когда я оканчивала школу в десять лет, от своего педагога по танцам узнала про Воронежское хореографическое училище. И просто решили попробовать. Жили мы тогда в городе Зверево Ростовской области. И мама, которой я очень благодарна, привезла меня в Воронеж на вступительные экзамены.

 

 - Почему именно Воронеж?

 

- Во-первых, недалеко от Ростова-на-Дону. Во-вторых, в Москву и Петербург ехать опасались. Там всегда большой конкурс и жесткий отбор. Хотя, и в Воронежское училище в то время было сложно попасть – пять человек на место. Я хотела поступить именно на классическое отделение. К счастью, попала в класс Людмилы Ивановны Сычевой – прекрасного педагога. Я благодарна ей за все, что она для меня сделала, что дала в профессии. Рада нашей совместной работе уже в театре. Она всегда помогает, советует, подсказывает, поддерживает.

 

- Вы помните тот момент, когда впервые оказались на балетном спектакле? Какие были чувства?

 

- Мне было лет одиннадцать. Мама привела меня в наш театр на балет «Дон Кихот». Мне запомнилась музыка – живая и веселая, яркие мизансцены. С тех пор я стала мечтать его станцевать. Не «Жизель», не «Лебединое озеро», а именно «Дон Кихота». Других своих ощущений, честно говоря, не могу вспомнить. Просто мне понравилось смотреть на людей, которые прекрасно двигаются в такт музыке, передавая свои чувства и настроения. Помню, мне тогда захотелось делать так же.

 

- Много тягот и лишений приходилось преодолевать маленькой Юле во время учебы в хореографическом?

 

- Вообще-то, тяжело было. Мы же совсем дети были. Как и другим, хотелось больше погулять, поиграть. А тут занятия буквально с 8.00 до 20.00. К тому же, первый год обучения я жила в Воронеже без мамы. Мне очень хотелось домой! И чем дальше шла учеба, тем сложнее становилось. Появились дуэтные, народно-сценические танцы… В определенные моменты хотелось все бросить и больше никогда танцами не заниматься. Особенно, когда были переломы, травмы, ушибы. Но сцена тянет к себе.

 

- Кто помогал преодолевать трудности?

 

- Конечно, очень многое сделала для меня мама Валентина Николаевна Кулакова – детский врач по профессии. Она мне часто говорила: «Юля, ты уже столько сил потратила, столько пройдено. Окончи училище, а там будет видно. Если не захочешь, не сможешь продолжать, то бросишь эту профессию». И еще Людмила Ивановна подбадривала: «Нельзя бросать. У тебя есть потенциал. Ты все можешь. Если бы я видела, что тебе этого не дано, не стала бы удерживать». Это те два человека, от которых все зависело в моменты, когда уже силы были на пределе и ничего не хотелось.

 

- Значит, после училища магия сцены Вас уже не отпустила?

 

- Начиная с первого курса, мы по нескольку раз в год выходили на подмостки театра оперы и балета. Всегда испытываешь волнение, душевный трепет, прежде чем сделать первый шаг на сцену. А потом все чувства нарастают и возрастают, когда появляются сложные партии, чувствуешь зрительскую отдачу и поддержку, расстаться с этим очень трудно.

 

- То есть, о том, чтобы попробоваться в другие театры, Вы и не помышляли? Ведь наверняка творческие амбиции играли!

 

- Играли, конечно. Но, чтобы ехать показываться в какой-то другой театр (особенно в Москву, Петербург), у артистов балета должен быть наработан определенный репертуар. Соответственно, нужно поработать на своей сцене. И, плюс ко всему, Воронеж уже стал для меня родным городом.

 

 

 

 

- Как Вас принял коллектив?

 

- У нас в театре работают доброжелательные люди. К тому же, с нашего курса приняли много ребят. Нам было легко, ведь все мы вместе, а еще ощущалось радушие старших товарищей. Мы появились тут как раз в тот момент, когда шла постановочная работа над балетом «Золушка». Нас привлекли к ней, так что быстро влились в коллектив. Никто никому не завидовал, не мешал.

 

- Среди артистов балета есть те люди, на которых Вы равняетесь?

 

- Питерская и московская школы хороших танцовщиц, у которых действительно высокий класс. Всегда приятно смотреть на таких балерин, как Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова. Хочется даже в чем-то быть похожей на них. Их уровень мастерства и физической подготовки завораживает. И, безусловно, высший класс – Галина Уланова, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая. Они остаются для нас, молодых, идеалом.

 

 - Сколько ежедневно приходится затрачивать времени и сил?

 

- Мы работаем каждый день. Сначала около часа у нас проходит урок. Потом два-три часа репетируем. Затем есть возможность съездить домой отдохнуть. А вечером – либо спектакль, либо снова репетиции.

 

 

- Фраза: «Искусство требует жертв» подходит к балету так, как ни к одному другому театральному жанру. Как удается со всем справляться?

 

- Опять же, сцена притягивает. Когда понимаешь, что зрители пришли смотреть именно на тебя, ждут от артиста откровений, ничего не может остановить. На сцене всегда забываешь про боль, травмы, личные проблемы, про окружающий мир. Сцена -  волшебное место, способное творить чудеса. Софиты, зрители, оркестр и ты с партнерами на сцене – вот самое большое счастье.

 

- Случается, что Вы бываете недовольны собой?

 

- Бывает, и даже часто. Без этого нельзя. Когда чувствуешь, что способен все сделать точно и правильно, тогда становится неинтересно. Нужно уходить из профессии. В театре постоянно надо учиться чему-то новому, развиваться.

 

- Балетная труппа нашего театра недавно два с половиной месяца была на гастролях в США и Канаде. Расскажите, как прошло турне, как вас принимали?

 

- Все прошло очень хорошо. Конечно, встречались театры, где чувствовалась некая прохладца. В основном же принимали здорово, кричали «браво». Фактически всегда на наших спектаклях были полные залы. Приятно, что люди в Америке любят балет и с удовольствием ходят на него.

 

- Сколько городов вы проехали?

 

-  Трудно сказать. Были в Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе, разных штатах. Вдоль и поперек исколесили США и Канаду. Сыграли около 50 спектаклей. Хотя возили всего два названия – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». На представлениях было много русских, которые подходили потом и благодарили. Слова признательности звучали и от американцев. Ведь мы общались с ними на языке танца. Они все прекрасно понимали.

 

- За океаном на ваших спектаклях полные залы. В Воронеже – они часто полупустые. Не обидно?

 

- Не то, чтобы обидно. Мы понимаем, что в Воронеже зрители привыкли к нашему театру, знают его давно. Все балеты, имеющиеся в репертуаре, частые гости в афише. Поэтому, нам не важно, сколько людей в зале. Все равно мы стараемся работать с полной самоотдачей.

 

- Вы столь долго отсутствовали дома. Когда приехали, дочка-то узнала?

  - Как ни странно, она-то меня узнала. А вот я ее – нет. За два с половиной месяца Даша сильно изменилась. Сейчас у нее такой возраст, что перемен можно ожидать каждый день. Она стала разговаривать, петь песни, читать стихи. Ей два года и три месяца. Очень интересное время! Сейчас я заново к ней привыкаю и стараюсь как можно больше времени посвящать дочке.

 

- В театре Вы нашли не только профессию, но и свою личную судьбу. Каково это было входить в семью известных в городе людей, чьи имена на слуху?

 

- Семья приняла меня очень хорошо. И Игорь Михайлович Непомнящий и его жена Ольга Георгиевна знали меня еще по училищу. Потом несколько сезонов я работала в театре, прежде чем стала женой их сына.

 

- Они хорошие бабушка с дедушкой для внучки?

 

- Да, Даша их очень любит, постоянно спрашивает, когда они придут в гости. Ей нравится с ними играть, разговаривать по телефону. Чувствуется, что и для них общение с Дашей настоящая отдушина в жизни.

 

- Какие-то ваши задатки в ребенке уже проявляются?

 

- Возможно. Она подвижная, хорошо слышит и чувствует музыку. Как только начинает звучать мелодия, пускается в пляс. И говорит мне: «Я тоже балерина». Не знаю, как сложится жизнь, пойдет ли она по моим стопам. Тут если захочет, я ей препятствовать не буду. Если же категорически откажется – ее право. Меня тоже так воспитывали – ничего не заставляли делать насильно.

 

- Когда Вы после замужества сменили фамилию, то в театре не было разговоров: мол, невестка директора, поэтому у нее главные партии, она ведущая солистка…

 

- Такие разговоры могли быть. Но я их не слышала. Дело в том, что, когда меня зачисляли в театр после училища, уже сразу принимали на положение солистки. Еще не будучи невесткой директора, на втором курсе станцевала ведущую партию Катерины в «Каменном цветке». Когда уже работала в театре, то до замужества могла занести себе в актив интересные сольные работы. Поэтому не думаю, что из-за фамилии мне что-то дается. Если ты сам из себя ничего не представляешь, то ничто тебе не поможет.

 

- Есть мечты, которые Вам хотелось бы реализовать на сцене?

 

- До сих пор мечтаю о партии Китри в «Дон Кихоте». Мне нравятся роли с испанским характером – живым, отчасти юморным, задорным. Одетту-Одиллию в «Лебедином…» мне уже удалось станцевать. А еще пока не было «Жизели».

 

- Когда выпадают свободные минуты, чему любите посвящать себя, кроме общения с дочкой, конечно?

 

 - Это так редко случается! Я заканчиваю пятый курс отделения народно-художественного творчества и хореографии Воронежского педагогического университета. Театр, учеба, маленькая дочка, семья – в данный момент нет свободного времени. Вот хочу еще на автокурсы пойти, научиться водить машину.

 

- Если заглядывать на дальнейшую перспективу – Вы видите себя педагогом?

 

- Мне бы очень хотелось поработать в педагогике, но именно с детьми. Одно дело, когда нас учили, когда сама была ребенком, и совсем другое – когда пытаешься чему-то научить, передать собственные знания. Это безумно интересно.

 

- Недавно был День театра. Что бы Вы хотели пожелать себе и всем своим коллегам?

 

- Всем желаю здоровья, потому что это самое главное и в нашей профессии, и в жизни каждого человека. Всем удачи, успехов в работе. Хочется, чтобы люди были добрее друг к другу и стремились к совершенству, внутреннему спокойствию и равновесию. А еще мне и моим коллегам – новых, интересных ролей. Все новое украшает нашу профессиональную жизнь.


Ранее в рубриках
В ВоронежеЭпидемия отмен разразилась в Воронежской области

И дело тут не только и не столько в дне траура, объявленном в стране 24 марта.

В РоссииПосле теракта в «Крокус Сити Холле» россияне вернули в кассы 100 тысяч билетов

Организаторам и площадкам рекомендуют больше показывать и рассказывать об усилении мер защиты публики.

В миреЛюди и вправду боятся клоунов, особенно дети

Посещение клоунами больниц нежелательно – дети этого не хотят и боятся.

ОбществоГотовность стадиона «Факел» за два месяца повысилась на пять процентов

После недавних обещаний губернатора сдать объект 1 июня темпы работ замедлились вдвое.

ТеатрОсуждённые Воронежской области показали спектакли в рамках фестиваля «Свобода творчества»

Артисты представили «Бориса Годунова», «Сказку о царе Салтане» и музыкальную композицию «Болдинская осень».

Кино и телевидениеКассовые сборы в России за четверг, 28 марта: второй шанс «Летучего корабля»

Эксперты полагают, что фильм ещё «возьмёт своё» после неудачного первого уик-энда.

ПерсонаАнатолий Крюков ушёл с поста директора специальной музыкальной школы на Никитинской

77-летний руководитель написал заявление по собственному желанию и оставил должность.

ЛитератураВышел детектив Л. Д. Росс «Святой остров. Из архива старшего инспектора уголовной полиции Райана»

Наконец-то наши издатели обратили внимание на автора множества бестселлеров.

МузыкаМузыкальные звёзды Америки не спешат поддерживать Джо Байдена

В наступившем году никто из знаменитых исполнителей не поддержал переизбрание Байдена на пост президента США.

Изобразительное искусствоЛучшие фото недели 16-23 марта 2024 в мировых СМИ

Трудно было выбрать лучшее из лучшего – отличных снимков оказалось как никогда много.

Зал ожиданияМузей-заповедник «Костёнки» приглашает на праздничную программу «Выход из зимней спячки»

Будут организованы традиционные народные гуляния, игры, забавы, викторины.

ГлавноеНочь в Воронежском театре оперы и балета получилась красивой и загадочной

Она продлилась более 4 часов и собрала на своих мероприятиях более 100 человек.